Судьба через 10 лет

Кузнецова Екатерина 10
 Судьба через десять лет.
       В юношестве, перед самым выпускным одиннадцатого класса зачастую учителя проводят беседы с учениками в выборе будущей профессии. Этот разговор несет задушевную дружескую атмосферу с небольшим юмором и нотками сатиры. Для нас, выпускников стоит мираж будущей жизни. Совсем юные, еще дети, мы толком не определили свою цель и большой мир, тучные, грозовые облака  ждут новых, неоперившиеся птенцов к первому полету и не предугадаешь, что их ждет впереди. В нашей небольшой сельской школе никто не уходил из девятого, класса – не принято было. Старые учителя пережившие самые тяжелые времена девяностых, привыкли тянуть каждого «за хвост», боялись упустят.  К жестокому сожалению, такие дети теряются в жизни и их жизнь складывается не самым завидным образом полной трудностей и страданий. А учителя переживали за каждого.
       Тем не менее в школе присутствовали и такие.
       Это был единственный класс выпускников нашей школы. Нас подтягивали по всем предметам. Учителя буквально сидели на наших головах. Иной раз время на сон оставалось пару часов. И вот, в один запоминающий мною день, вне классное время, наш классный руководитель решила провести так называемую беседу о будущем. По большей мере я бы назвала предсказания учительницы по алгебре сленговым словом молодежи - стебом. С ее то колокольни, умением строить логические цепочки и подследственные связи,  как раз так и выглядело.
     В нашем классе учился мальчик из многодетной семьи - Денис  Гусев. В школу ходил редко, но достаточно метко: с драками и разборками. Парень был довольно грубым и дерзким, но с девочками вел себя очень терпимо. Одежда его была старая, в основном от деда так как родители не благополучными были  – много пили, а детей забросили. Вот баба с дедом и забрали всех шесть мальчиков в попечении к себе. Взялись за воспитание по советским привычкам, в труде — «старание труд, к доброму делу ведут» — часто от старика можно было услышать разные примудрости в виде пословиц и поговорок. Бывший фронтовик, поэт в душе, механик от Бога, а теперь заслуженный пенсионер Анатолий Александрович держал в узде всех ребят.  Особенно с Денисом. Тогда, когда родился второй ребенок, старшему не было и семнадцати. Все младшенькие погодки.  Дети остались у стариков в большом старом срубном доме с большим хозяйским двором, лугом и даже выходу к речке. Все ребята были веселыми и вежливыми, а в деле настоящими труженики. Помогают старикам в подворье. Всем селом известно как средний брат — Артем  пасет корову у пологого займища, под густыми ветвями старой вербы. Там и трава сочнее и полог спускается плавно. Тарзанку нацепил на ветку и давай прыгать в воду. На той же речке  дети сами ловили рыбу, ряску соберут сочками и  в хозяйство несут. Белоснежных утей гонят поближе к камышу — там свежий тростник растет. Пух к зиме заготавливают, набьют в мешки и на продажу выставят. Баба денежку соберет, в школу детей приготовит, а сама в старых калошах ходит. С утра детвора на огороде или по двору носятся —  скотину кормят, а потом в школу несутся с дедом на старом, черном мотоцикле и так же со школы. Катает по сельским улицам, а те звонко смеялись. Правда есть еще совсем младшенький, у бабки на руках еще. Два года от роду. Бойкий мальчуган выдался – весь в старшего, Дениску. 
       Сложно было старикам вырастить целую ораву нахлебников на одну пенсию. Очень  тяжело. Пособий непутевая мать получала, детям ничего не давала. Как уехала на работу в район, так и потерялась там и детей рожает как кошка. Поговаривают, будто видели ее у местного киоска, хлещет не хуже мужика, да других угощает на детские, а к родненьким нет никакого интереса.
       Вот как-то раз придет в школу Денис весь избитый и грязный. Ногти не стрижены, раскосмаченные волосы засмоленные,  дедовские брюки затертые до дыр. А про рубаху говорить нечего –  только на тряпку! Злющий весь, задирается. Девчонки  в сторонке подхихикивают, а тому дико стыдно было, мол, не так одет как другие мальчики в джинсы, белоснежной кофты, рубашки, рюкзаки на спине, а не кулёчек с одной тетрадкой. Денис тогда пришел уставший, коровой провонялся потому и злился.  За дело побил одного, достал другого и марш к директору, а после снова по накатанной – нет неделю, две, а потом придет, покажется учителю, подерется к парням и опять к директору. Нелюдимым был весь, друзей в школе не было. Совсем как отщепенец.
      Маялись с ним учителя. Обвиняли мать в недобросовестности и жалели стариков.  Ждали окончание учебного года как божье спасение.
         Никто не любил Дениса. Презирали за внешний вид. Особенно его одноклассники. А в частности это тот самый любимчик учителей, отличник идущий на золотую медаль, Сережа. Ему-то часто доставалось от главного драчуна школы, и, наверное, всей деревне. Яркий парень, хорошо подвешенным языком, притягательной внешностью и заметным достатком звездной семьи.  Отец и мать Сережи работали в местном сельсовете. Зоя Ивановна работала в местном дворце культуры, она проводит все праздники села, а отец любимый всеми активист.  Хорошо играл на гитаре. Вся семья имела не абы какое уважение в обществе. Отсюда и сын чувствовал себя центральным в классе, и в компании друзей от того и заслужено получал тумаков от Дениса из-за обидного прозвища — Гусь.
       С самим Денисом я никогда не дружила, гулять – не гуляла, а вот один случай сильно запомнился. На долгожданные выходные, устроили в местном клубе танцы, я с  девчонками решили пойти обязательно. Мама заботливо задала мне наставлений, указала явится домой ровно в десять и не минуты позже. Я смело отмахивалась, мол, что с нами может случиться, мы же местные, все родня друг другу – кумовья, сваты, тети да дяди, а через каждый дом то брат двоюродный живет, то сестра. Вот мы девочки смело упорхнули за дверь и полетели.
       Никто не ожидал, что вот так случиться что к нам нагрянут залетные из соседней деревни, а с ними,  на удивление, и наш медалист Сергей.
       Незваные гости вели себя очень распущено. Полное неуважение  к местным: со своими придирками к девочкам, девятиклассников гоняли по клубу нарываясь на драку. А Сергей стоял в стороне широко улыбался, мол, он тут не причем. Хотя видно сразу, чьих рук дело. В клубе были и взрослые — дежурные по порядку. Кто-то смотрел на Сергея и ждали от него хоть каких –то действий, надеялись на все его пресловутые лидерские качества, но ничего не произошло: как вели себя наглецы вызывающе так и ведут. Мальчикам дали замечание, вроде кто-то успокаивался, но это явление было временным и мы, девчонки - выпускницы, не долго терпели издевательства тут же решили уйти.
       От греха подальше, так сказать.
       Время только девять вечера и мы решили пойти в обиход деревни. Вышли на проселочную дорогу, а там через старую улицу, у речки, под обвисшими ветками вербы стоял исторический валун черного как уголь - бальзат, а на нем старорусскими  буквами высечено: «Передовое 1809год». Как говорили местные это была старая деревня. Хотя из старого осталась одна улица названа именем тамошнего атамана казачьего хутора – улица Горюнова. Так и повелось в народе – Передовая деревня Горюнова. У нас была небольшая контора, где восседал сельский совет, пару красивых усадеб — местная библиотека, архив, почта и лесничество. А школа как раз недалеко от самих усадеб. Укоренившиеся традициям площадь Ленина, памятник погибшему солдату, небольшой обелиск с именами советских героев со времен Великой Отечественной. Работы в деревне почти не было: все ехали в район. На базар – в район, в больницу тоже район. А ехать надо не много, каких-то пятнадцать километров, тем не менее, кто добирался  своим ходом, а кто на автобусе.
       Мы правильно решили что ушли с клуба раньше, чем закончились танцы. После, как я узнала, молниеносно прошлись слухи о том, что местные ребята схватились в драке с залетными и наши вроде отстояли, но и нам, девочкам,  повезло не больше.  На хвост сели двое незнакомцев из залетных и сам Серегей. И тут я, Настька, Надька и Маринка живенько полетели домой. На улице затемно, каждая из нас дрожит от страха, а сзади... будто шурша по траве, неслись чьи-то ноги, а после юркнули  в кусты и притих. Мы добавили темп. Добежали до улицы Горюнова, как сзади показались наши преследователи. Мы как завизжим на всю округу, как включим пятую скорость и давай линять всколыхнув всех собак. Такой вой стоял!  Маринка длинноногая, спортивная девчонка, бегунья от роду, успела ухватить Надьку и Настьку за руки, бежала впереди, а я сзади тут же отстала и как будто брошенная застыла месте. Вот так и попалась.
       Я знала, что рядом с Сергеем меня просто не тронут. Поговорят и все.  Хотя наш медалист как всегда наблюдал за картиной, стоял в сторонке, улыбался, а его дружки пытались узнать мое имя, адрес, как вдруг на них вихрем налетел Денис. В одних грязных шортах, замызганный, весь в пыли как шахтер,  до чертиков напугал наглецов, уложив  их на обе лопатки, а Сережа заметив Дениса, сверкнул пятками и скоренько юркнул в сторону поворота.
– Залетные? - нависая над самым здоровым с угрожающей интонацией первым задавал вопросы Денис. – Откуда пришли? Чего к девчонке пристали?
– Да мы просто познакомиться хотели!
– Мы только подошли!
– Мы ее пальцем не трогали, честно!
Завыли испуганные ребята.
– А если бы и тронули своими пальцами, я бы вас двумя уложил! — будто зверь рычал Денис.
– Да мы ничего не хотели! Пришли из Пототаевки, хотели с девчонками познакомится! С нами Серега был, но он убежал. Ответит за это.
     —  Да, ответит.
          Согласился другой.
– Чего? Пототаевки?- Денис все еще держал парней на земле сжимая крепкие кулаки спросил у того же парня, что лежал возле его ног.- А Колькета знаете? Тот, который, недавно с Гусем дрался?
– Знаем,-  в один голос ответили ребята. Как вдруг один вспомнил, успел добавить. -  Так Колькет весь побитый ходит, с синяком под глазом. А у него батя в авторитете. С Гусем за руку здоровается! Наши об этом судачат, никто Гуся в глаза не видел в Пототаевке.
– Вот именно! –заорал Денис.- Я Гусь! Это я Колькету отпечатал глаз! Если еще раз сунетесь в мою деревню, живых не выпущу!Пошли вон отсюда!
– Хорошо! – быстро согласились ребята, встали на ноги рысью отскочили в сторону, а на прощание выдали,- Гусь, мы в Пототаевке за тебя горой пойдем, а ты никому не говори что мы были тут. Никому! Лады?
– Лады! —быстро согласился Денис.
       Я стою возле него, едва могу перевести дух глядя круглыми глазами на Дениса и впервые не знаю что делать – бежать или стоять на месте.
      —Чего варежку растянула, в гараж зайди. Не светись по чем зря! – рявкнул он вытирая нос грязной рукой в саже и мазуте.
       Двери в гараже были раскрыты нараспашку, где горела одна лампочка освещая рабочую «Нарнию» парня. Передо мной стоял пустой кузов полностью разобранного старой, советской машины Запарожец. Я с большим удивлением смотрела на то, как аккуратно были разложены на старой скатерти разные инструменты и детали машины. При его  обращении к вещам, некоторые вещи не сходились во единую картину.  На стенах висел самодельный самокат из палок и досок,  старенький  дедовский велосипед «Салют» и санки. В шкафчиках полный порядок. Я смотрела на это все удивляясь несопоставимости некоторых вещей. Прошлый Денис, которого я знала должен был иметь другую жизнь, ту о которой судачат в школе! Его внешний вид, поведение, вынуждено иметь взаимное влияние. Тесную связь. Но это все имеет совершенно другой образ.
      Я была глубоко потрясена тем, как жил окрещенный среди девчонок «Домовенок Кузя». У него был чистый двор и он освещался тремя яркими фонарями и лампочками. Был старый курень — мазанка из самана, вот только выбелили известью, еще держит сыроватый запах. На свеже-выкрашенных ставнях окон удивлял старорусский орнамент ромбиками и кубиками и крестиками. Большой сарай для скота, выгон для свиньи откуда несло всеми зловониями и сладкое сопение хрюшки. Из старых темных досок собранный сенник, двор устланный в деревянный настил и настоящая деревянная изба с бревенчатой крышей и коньком на краю, где в темноте можно рассмотреть ажурный орнамент по дереву.
       — Ого!— обомлела я не веря своим глазам узрев настоящие расписные сени и  газовую лампочку прошлого века.— Это твой дом? Ты тут живешь?
       — Да, я живу тут и что?— буркнул Денис, хотя его негодование я понимаю. Столько предрассудков про него ходят.
       — Такая красотища! Невероятно! Я и не думала, что у нас в деревне есть такой дом!
      Денис заметно улыбнулся, хотя лицо от смущения прятал. Дергался в стороны собирая всякую мелочь по гаражу, отворачивался.
       — Так это дом моей прабабки Устиньи. Ее фотографии до сих пор висят на стене.   А я с братьями живу у деда с бабушкой. Ба с Андреем сидит. Ему только два года.
  Историю Дениса знала вся школа. Конечно все его жалели ссылаясь на его нелегкую судьбу, но мало кто знал как живет сам Денис. Много было предубеждений распущенные одноклассниками и недоброжелателями.
      — Тебе повезло, столько братьев, а вот  я одна в семье. За меня даже некому заступиться! Видишь, в клуб пошли, а уже, вон, в какую неприятность попала. Страшно идти домой одна.
      — Я тебя проведу, вот только руки помою,— не раздумывая вызвался Денис, думаю не возражать такому смелому парню.  Уже через пол часа, как совсем стемнело, а время подходило к десяти, мы с Денисом стояли у калитки моих ворот. Я отчиталась маме, что произошло и то как  подружки меня оставили одну а сами сбежали, а знаменитый медалист оказался того хуже. Небось сидят дома, все чаи гоняют и каждый замалчивает. Мама ракетой полетела в дом, слышу звонит соседям: маме Сергея, Настьки, Надьки и Маринки, видать ругать девочек будут, а про медалиста говорить страшно. Подруги оставили одну и убежали, а любимчику Нонны Викторовна, ох, как достанется. А я тем временем долго разговаривала с Денисом, яро обсуждали школьную жизнь и то самое сочинение на тему «Моя будущая профессия».
         — Какая с меня профессия? — с некой иронией смеялся он, стыдливо опустил голову. — У меня пять братьев! Их кормить нужно, одевать, обувать!  Успеть закупить зимнюю одежду.  Корма заготавливать! У нас лошадь, тельная корова, Андрею молоко надо! В сарае одни несушки! Надеемся хоть цыплята будут, на рынке как продадим, так Никитку в школу собирем! Первый класс пойдет. Мать приезжала,  денег просила, так Ба сразу заболела. Если она сляжет, мы все интернате окажемся! Мне сейчас работать нужно, а ты мне про школу говоришь.
         — А где ты работаешь? — по правде говоря, у меня во рту пересохло от услышанного. Я все никак не могла взять в толк, что все не просто плохо, а очень плохо. И не такой он ужасный парень. Переживает за братьев и свою любимую Ба, а я тут про грезы будущего.
        — Я машины чиню, деда научил.— шмыгнув носом  дрожащим голосом ответил Денис.— Видишь какие костяшки перебитые! Это его методы обучения. А теперь подрабатываю. Капиталка мотора три раза дешевле, чем у мастера. Вот научусь чинить новые машины, тогда и дело пойдет вверх, а сейчас это так, на «ведрах». Вот недавно перетаскал кирпич – тоже рубчик дали. А Галюновы вообще кинули! Обещали свежее молоко, а дали скисшее. Андрей отравился. Скорая долго ехала, так я и деда сели на мотоцикл и неслись к ним навстречу.
      — Боже! Бессовестные совсем! А сейчас как ребенок?
      — Все нормально.— ответил он, а после не надолго замолчал, хотел что-то сказать, на месте не стоял. То качался со стороны в сторону, то переминался  — стеснялся сильно.
Мама выглянула из-за форточки, позвала меня домой.
      — Да, мам, иду! — ответила я, тут меня вдруг осенило, что я сижу за партой вместе с Маринкой, а видеть ее рядом не очень хотелось, потому меня тут же дернуло спросить. — Денька, а можно я сяду за твою парту? Хочу сидеть с тобой.
      — Это тебе еще зачем? —   опешил Денис, не родным голосом прозвучал его вопрос.
       Вот  это я озадачила парня! Как ни как это его «камчатка» с первого класса. Даже парту подписал и отстаивал ее до драки.
        — Ну, понимаешь,- затянула я.— Я с Маринкой сижу, Надей и Настей друж...дружила, а теперь что-то нет желания сидеть рядом... Все таки друзья познаются в беде, а это не друзья.
      Честно сказать, я была очень расстроена, но виду не подавала.
      — Не боишься меня? Я же Гусь или Домовенок Кузя. А Нонна Викторовна вскользь называет меня дикорастущим. Брось, вдруг тебя засмеют?
      — Я по гороскопу скорпион, посмотрим кто кого еще.
      Денис звонко засмеялся. Более железобетонного аргумента он в жизни не слышал. Вот развеселила парня.
     — Как хочешь, мне одинаково.—  махнул он рукой, крутанулся на одной ноге, направился в сторону старой улице. — Все, давай, мне домой надо, а то  моя Ба волнуется.
 2.
      На следующий  день Дениса в школе не было. И на другой день тоже. Я сидела за его партой и уже волновалась за него, хотела наведаться, принести всяких сладостей мальчишкам, как через два дня явился мой спаситель с одним пакетом в руках. По началу я обрадовалась, думала у нас получиться такая же задушевная беседа как и прошлый раз, но в этот раз он был сам не в себе. Дерганный какой-то. Первые уроки молчал, а потом...
      На третий урок в класс влетела наша классная руководительница. От нее не меньше несло гневом, чем от самого Дениса. Нонна Викторовна сердито посмотрела на нашу «камчатку», от удивления закатила глаза, а после попросила отложить ручки и тетрадки в сторону, спрятать мобильники и обратить на нее внимание. Все тридцать минут мы внимательно  слушали нашего учителя пытаясь внять ее любимое изречение «Интелегентный человек – человек образованный»,  вбивая в юные головы три главных критерия — образование, достойная работа и достойная зарплата.
     Вот что делает человека – человека!
      —Каждый ува-жаю-щий  се-бя  че-ло-век дол-жен...— Твердила она поднимая палец вверх, махала им так, что вот-вот влетит этим пальцем в доску. — Вы хотите быть людьми, или нет? Вот ты, Наденька, куда пойдешь учиться? Кем ты хочешь быть?
      — Я думала работать ландшафтным дизайнером! — гордо ответила Надя, готова поспорить, она была готова рассказать о своем проекте в саду, на что Нонна Викторовна громко хихикнула, внесла свою лепту.
      —  Ты технарь! У тебя хорошие оценки по техническим предметам. У тебя логическая цепочка. Юристом иди! Будешь хорошим юристом. Я же вижу!
     —А я?! А у меня?! А про меня скажите?!
     Посыпались вопросы ребят. Мы все с неиссякаемым любопытством смотрели на нее.
    Нонна Викторовна изображала такую веселую картину, где по талантам своих учеников предполагала будущее каждого. Кое-где разговор переходил в постановочную сцену как в юмористической сценки в каком-либо шоу, а мы в свою очередь подобрали этот сеанс гадания и вошли в фарс.
      —Вот Сережа будет директором. У него все для этого есть! И голова на плечах и такой прогрессивный взгляд. Природное дарование впитывать любые знания! Ну светлый...Светлый ум!  Вот лидера сразу видно. Отличные оценки, участвует в жизни школы. Молодец одним словом! Вот, дети, учились бы вы как Сергей, в университет бы вас взяли с руками и ногами!
     С каким королевским достоинством, высоким тоном, добавила учительница будто ее «любимчик» завтра же отправляется в космос. И это все ее заслуги!
      —Ага, лидерские качества иметь семью при сельсовете. — Буркнул Артем за что и поплатился за это вниманием Нонны викторовны.
     —А ты, Денис, можешь только пасти коров.— выкрикнула Нонна Викторовна ссылаясь на свои твердые убеждения.—Тебя со справкой точно никто никуда не возьмут! Я не знаю такого случая, чтобы без аттестата  взяли даже ПТУ! НЕ ЗНАЮ! Это неприспособленность человека к жизни приведут к самым печальным последствиям! Ты никогда не станешь человеком!
       По классу раздался смешанный гул. Кто дико хохотал с Дениса, а кто в удивлении промолчал. Больше разменивались издевками те, кого Нонна Викторовна наградила именем «светила человечества».  По настоящему меня очень озадачил выпад классного руководителя. Раньше она такого себе не позволяла. Это была сухая женщина, с виду настоящая матрона,  с таким острым взглядом сквозь толстые линзы больших очков, тем не менее, она всегда вела себя тактично. Еще бы, она ярый участник в школьном комитете. Насколько возможно она стремилась быть лучшей среди учителей: брала участия в разных конкурсах среди педагогов, неплохо разбиралась в физике. Не могу не согласиться, что были споры с ней, но эти неурядицы завсегда заглаживали отличные оценки, а за это она ласково называла нас балбесами.
       —На справедливость только дурак сердится.- Сухо сказала она махнув на своего ученика рукой.
       И вот, теряя одного ученика за два месяца до экзаменов, она решила ударить его словами так, чтобы побудить в нем интерес к учебе, современная мотивация, но Денис был очень сложным ребенком. Сам себе на уме. Он всегда стоял на своем и не прогибался ни под какое давление.
      Бедный парень. По настоящему мне было его жаль. За секунду он будто окаменел. Смотрел глазами на Нонну Викторовну полные невыносимой боли. Пока другие смеялись с него, подначивали колкими словцами, Денис едва-ли  сдерживался,  а после вовсе резко вскочил и вихрем вылетел из класса. А может и из школы.
      Нонна Викторовна так и осталась при своем мнении. Ничто не могло повлиять на ее железный характер. Если некоторые ребята так и остались с неприятными  ощущениями в сердце и даже памяти, то эта женщина даже бровью не повела. Как будто ничего не случилось начала свой урок.
       Денис больше не приходил в школу. Даже не было видно его младших братьев. За неделю всем стало известно то, как бедненьких, полные рыданиям, детей забрали в интернат.  Любимая Дениса Ба тут же слегла с инсультом, а через пол года умерла, а дед и то через год. Вовсе осиротела улица Горюнова. Никогошеньки не стало, а через три года дом Гусевых  вовсю полыхал в пламени вместе с соседними домами. Пока пожарные тушили, при самых странных обстоятельствам в речку свалился тот валун с заветной надписью. Жаль было терять такую память для всей нашей Передовой.  Чувствуется будто мы те брошенные дети Гусевы, почти безотцовщина потеряли главную улицу по которой нас единственных отличали среди других сотни поселков Передовой – Горюнова. А спустя время в сельсовете приняли новое название села – «Отделение №324».
3.
        Время пролетело быстро. Уже десять лет прошло с того дня как я решила не портить свою жизнь и уехала из района в большой город. Наперекор своей судьбе я закончила институт экономики, а ведь страсть как я хотела быть стюардессой, но наш классный руководитель – Нонна Викторовна убедила меня в обратном: «Брось эти сказки, ты уже взрослая девочка! Я же вижу,  ты очень одаренная. У тебя все получиться, я уверена в этом.  Вот только не уходи заочно, это не учеба!  Стране нужны специалисты высших заведений...»- на оставшуюся жизнь врезалась в память именно эта фраза.
      Что я и сделала.
      С очным обучением у меня не вышло. Мама не потянула и мне пришлось уйти в заочно и подрабатывать на кассе. Познакомилась с милым парнем. Спустя время у нас родились дети. И вот когда мы приехали в гости к бабушке, на удивление меня пригласили на встречу выпускников. Повторюсь, уже десять лет прошло, а тут так совпало. Не раздумывая, я тут же согласилась, радуясь школьной встрече я надеялась что увижу своих одноклассников, порадуюсь их начинаниям и несравненным победам. Посмотрю в глаза Нонне Викторовне и расскажу как сложилась судьба экономиста за кассой местного магазина. Я с мужем быстро собрались и вышли, пока мы проделывали пеший путь до школы я рассказала мужу историю с Денисом. По дороге я мысленно жалела всю семью Гусевых чуть ли материнской лаской, как вдруг, у центрального входа школы стоял новейшая модель спортивной иномарки. Я была невероятно удивлена и естественно не ожидала подобного в этом захолустье как из-за дверей показался сам Денис Гусев с ключами от этой машины, а за ним неслись наши девчонки. Как я была рада увидеть родных одноклассников. Обнимаясь мы рассказывали друг другу истории прошлого, громко смеялись и даже ревели, как к нам на встречу вышла Нонна Викторовна.
     Это была все та же женщина, но с еще большей сухостью и деловой чопорностью, проседью в волосах, но более хлестким взглядом сквозь толстоправых очков. Какое было мое удивление когда она на весь двор представила нам Дениса, рассказала кто он и кем является. Она плохо скрывала свое недовольство. Смотрела на здорового мужчину в дорогом пиджаке скривив лицо расписывая достоинства уже любимого ученика другим учителям.
         — ...посмотри-ка как талантливая молодежь добивается всего сама,— Нонна Викторовна больше заморачивалась на своей словесности, чем расхваливала некогда невыносимого ей ученика.— Посмотрите-ка! Прям как молодой столбовой барин, а не наш Денис! Сразу в глаза бросается внутренний стержень уверенного карьериста! Руководитель целого автосалона в области! Это жизненные установки о которых я твержу и по сей день. Чтобы стать человеком необходимо работать на обе корки! Это моя была моя образовательная траектория по которой я вас вела...
        На такую зажигательную речь хочется добавить «имхо».
        Мы с девчонками стояли в стороне  подхихикивали над сложившиеся сценой, как кто – то спросил про того самого медалиста Сергея.
        —Тихо,- шепотом перебила повзрослевшая и располневшая Надюша. Прожив рядом с больными родителями все эти годы, Надя на юриста так и не поступила. Ни ландшафтного дизайнера, ни жизни. Работала она в школе поваром, была в курсе всех сплетен в селе.— Сергей уехал в Москву, поступил в свой именитый университет, где он быстро отличился. Связался с не той компанией, а теперь вся его конгениальность отличается в местах не столь отдаленных.
            —Ого! — опешила я как на меня обратили внимание мои одноклассники и в том числе Нонна Викторовна.  –  Вот это да!
  Видно по ее глазам, услышала все до последней буквы, вот это остроухая ищейка. Еще что-то сердито бормотала.
            — А как твои братья? — я тут же сменила тему для разговора обратилась к Денису вспомнив про младшеньких. — Как мальчики?
           — Отлично, спасибо большое,— ответил он широко улыбаясь его руки были необычайно чистыми, а на костяшках так и остались глубокие шрамы оставленные когда-то родным дедом после неправильной сборки машины.
            —В университетах учатся, а младший пока в частном лицее. Они довольно образованы.
             — Главное знание, а образованность можно и купить,—вмешалась Нонна Викторовна.
           — Как «светила человечества».  Знания купил, а образование не потянул!— не сдержалась я, выплеснула оскомину тянущую меня все школьные годы.
          —Ирина!— дернул меня Денис останавливая мою не пунктуальность. — Это так необходимо?
          — Ничего. Это ее оценка в дневник учителя, — ответила я нисколько не боясь осуждения со стороны Нонны Викторовны.— В этот раз она сильно ошиблась.
          В ходе разговора  я заметила негодование Нонны Викторовны и других учителей. Они кучкой отступили назад,  стали ко мне лицом, шептались за спиной Дениса, буравя его взглядом, а мне намекали закончить разговор и отстранится, быть послушней, но я продолжила с ним говорить и даже по-дружески улыбалась. Он так ярко описывал достижения своих братьев, не обращая внимание ни на кого, что с каждым словом кислая мина нашей учительницы корчилось, а после она вовсе удалилась в мужскую сторону, к бывшим ученикам косо поглядывая в нашу сторону. Меня ничуть не смутил этот некрасивый жест, скорее наоборот, подтолкнул к тому, что пришла моя очередь заступиться за Дениса.