Мысли на заметку. 15 ноября 2020 года

Алексей Струмила
       Опять до пяти не спал, но к десяти проснулся. Воскресенье — яичница. Думаю о Толстом и ковыряюсь с полом. Полпервого пошёл снег.
       _________________

       Главный вопрос. И о Толстом, и обо мне, и вообще:

       Как уровень абстрагирования влияет на свободную волю? Побуждения, которые я в себе чувствую, не есть свободная воля, они в меня заложены извне. Степень абстрагирования и определяет ту грань, с которой начинается моя воля, с которой проявляется воля, которую можно считать свободной.

       Степень абстрагирования отделяет свободу от несвободы. Естественно, «свобода» понятие относительное.
       _________________

       Чтобы иметь возможность формировать свои собственные побуждения, нужно отказаться от сформированных, нужны для этого пять заповедей Иисуса. И там — не противься злому.
       _________________

       Шок рождения понемногу переходит в шок умирания. «А когда же жить счастливо???» Как представишь себе материальную жизнь без духовной, нехорошо становится. И приходится людям придумывать себе псевдорадости, псевдоцели, чтобы достигать псевдосчастья.
       _________________

       Задумался о свободе воли в связи с материалами к Толстому. У Гусева прочёл о желании Толстого противостоять «естественному ходу вещей». И что? Чем эти попытки закончились? Гражданская война, две мировые войны. Опыт показывает, что любая попытка изменить внешнюю жизнь только подчиняет тебя внешней жизни и не оставляет места для внутренней.

       Но о воле. Животная воля во мне — не моя воля. Но откуда я взял, что моя человеческая воля — это именно моя воля?! У меня закрадывается сомнение, а может ли вообще человек иметь свою волю. Конечно, он сам считает свои побуждения своими. А свои ли они?! А что его воля без этих побуждений?! Что он будет делать? К чему стремиться?

       От того, что в человеке инстинкты подавляются разумом, нельзя сказать, что воля человека свободна. Свободна от чего? Нельзя быть просто свободным, можно быть свободным от чего-то, кого-то. И опять зависимость, а там, где свобода, там всё не от жизни, не жизнь, там куча случайных обстоятельств. Жизнь во мне управляется не мной, как бы я этого ни хотел. А я бы этого и не хотел, я не знаю замысла. Это тешило бы моё самолюбие, но царь был бы не настоящий.
       _________________

       [...].