Народный календарь 29 апреля - 5 мая

Александр Мишутин
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ. ПАСХА.
  «…в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской; и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное…  И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?» скажите: это пасхальная жертва Господу…»           (Исход, гл. 12)


  В память об избавлении от египетского рабства (исхода) был установлен ветхозаветный праздник  Пасхи. Само слово «пасха» в переводе с еврейского означает «прехождение» - «переход». Переход евреев из земли Египетской в землю Израилеву, из рабства – в волю; а праздник Воскресения Христова – переход из смерти к жизни. Да и переход из жизни земной в жизнь вечную, с земли – на небо, тоже, в сущности, пасха.

  Неделя, предшествующая воскресению Христа, в православии и на Руси называется Страстной. А каждый день этой недели называется Великим. Великий понедельник, Великий вторник и т. д. до воскресного дня, который величается просто: Велик день или Светлый день – Пасха.

  Для церкви и для верующих каждый день Страстной недели наполнен глубоким смыслом. А для простого невежественного люда не все дни этой недели равновелики. С понедельника начинала Русь мыться-чиститься, готовиться к встрече Светлого праздника. Во вторник делали «соченное молоко»: брали конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли, разводили водою. Добавляли это «молоко» в пойло скотине, обязательно на ранней зорьке и тайком от мужиков: «иначе никакого толку не будет от лечения скотины». Вот так! В Великую среду обливали водой, натаянной из снега, собранного по оврагам и посоленной прошлогодней  «четверговой» солью, домашнюю скотину. На всякий случай. Из предосторожности. Эта вода целы год предохраняла двор от всякого «напуска».

  А вот Великий четверг – день особый. Начинали-то мыться-чиститься с понедельника, но, как повелось на Руси, всё откладывали на последний день. А последний день этих «мероприятий» - четверг. После четверга не метут избу и не убираются до Светлого дня Пасхи – грех. Великий грех. Вот и стал четверг в народе «чистым». Чистый четверг.

  Можжевельником, с молитвой взятым в лесу до восхода солнца, окуривали избу и постройки изнутри и снаружи, окуривали скотину и даже бочки для солений. Мыли, чистили избу, украшали её чистыми занавесками, скатертями, коврами- половичками.

  Омовение (очищение водой) в различных формах завершало и заключало идею Великого поста: очищение от скверны и греха. Умывались «с серебра» (вот по какому такому наитию знали об «очистительных» свойствах серебра?!); погружались в воды реки, а то и в прорубь, обливали речной водой каждого члена семьи, купались-мылись в банях, обливались водою под куриными насестами для собственного здоровья. А так как для крестьян в понятие «здоровье» входили телесная и духовная чистота, то обряды омовения были искренними и важными.

  В Великий же четверг готовили знаменитую «четверговую» соль. Так как соль в своё время, на Тайной вечере, была осквернена прикосновением нечистых рук «нечестивого Иуды», её пережигали, калили, чтобы очистить от скверны. Затем толкли, просеивали, и соль становилась настолько «чистой», что ей приписывались целебные и даже чудодейственные свойства.

  Большое значение предавалось и четверговой просвирке (белой круглой булочке), освящённой в церкви. Такое же значение, как и Благовещенской   (7 апреля): измельчённую в крошки, её смешивали с посевными семенами, добавляли в корм скоту.

  Многое в великочетверговых обычаях связано с оберегами животных и хозяйства. Петухов кормили с печной заслонки, чтобы они отгоняли (?!) чужих петухов; золу относили  в курятник, чтобы куры лучше неслись; а чтобы они не теряли яиц и неслись в своём дворе, их кормили зерном, насыпанным в круг обруча. У лошадей и коров подрезали хвосты, а по клочку обрезанной шерсти затыкали под матицу (главную балку потолка), чтобы скотина не теряла дорогу домой. С этой же целью мальчишки с колокольчиками на шее с раннего утра бегали вокруг деревни. Хозяйки до восхода солнца надевали на огородные колья горшки и кувшины с выбитым дном для предохранения кур от хищных птиц. Хозяин же до восхода солнца потряхивал соху, чтобы лучше хлеб родился.

  В этот же день первый раз стригли волосы годовалому ребёнку: «до году – грех», а девушки расчёсывали свои волосы под яблонями и подрезали кончики волос, чтобы хорошо коса росла.

  Долгого светового дня не хватало для совершения всех обрядов, и свечи от четверговой всенощной приносили утром в пятницу. Пламенем свечи наносили кресты на двери и притолоки. Кресты предохраняли от нечисти. А пламя этой свечи, зажжённой в грозу, оберегало дом от громовых ударов.

  В Великую пятницу соблюдался особенно строгий пост: многие верующие в течение всего дня ничего не ели и только пили воду. Работать было запрещено, потому мясо, холодцы куличи – всё приготовлено до пятницы. У кого не было средств и продуктов, те покупали их у разъездных лавочников. Кто и этого не мог себе позволить, тому помогали родственники посостоятельнее, а то и посторонние из чувства христианского милосердия.

  В Страстную же, Великую пятницу из алтаря церкви выносилась лежавшая на престоле плащаница (покрывало с изображением снятого с креста Иисуса). Плащаницей покрывался стоящий посредине церкви стол, то есть «гроб». Это действо символизировало погребение Христа.

  В Великую субботу православным напоминалось о пребывании Христа во гробе телом. Душою же Христос сошёл в ад, силою своей сокрушив адские ворота. Там «Он связал и поразил Сатану, вывел из ада прародителей Адама и Еву, библейских пророков и сел на престоле с Отцом и Духом Святым».

  В течение всего дня Великой субботы в храмах шли богослужения. К вечеру освящались куличи, крашеные яйца, творог, масло. В 10 часов вечера начиналась полунощная. По окончании её плащаницу с середины церкви вносили в алтарь и клали на престол.
  Ровно в полночь начинался праздник  Светлого Христова воскресения, то есть Пасхи. Священнослужители поют пасхальный канон «Воскресения день…», а священник приветствует людей в храме возгласом: «Христос воскресе!». На что верующие дружно отвечают: «Воистину воскресе!».
  «Как только ударит первый колокол к заутрене, бесы, как груши с дерева, сыплются с колокольни на землю». (С.В. Максимов)

  Вокруг церкви, на колокольне, везде расставлены смоляные бочки, фонари, плошки. Всё горит. Вид впечатляющий! Палят из ружей. Общее ликование и умиление. Люди начинают христосование: обнимаются, целуются, дарят друг другу крашеные яйца. «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»

  Именно с утра Светлого воскресения (не с понедельника!) начинается Святая неделя – Пасха, на всю неделю наполненная  радостью, праздностью и весной.

  Звонят колокола! И целую неделю, до следующего воскресенья, будут звонить. Любой желающий может взобраться на колокольню и подёргать верёвки языков колоколов.

  А у девушек в пасхальную неделю свои заботы: они не берут соли, чтобы руки не потели; умываются водою с красного яйца, чтобы быть румяными, становятся на топор, чтобы быть крепкими и т. д.
  Христос воскрес! 

29 АПРЕЛЯ. ИРИНА-РАССАДНИЦА, УРВИ БЕРЕГА.
  К этому времени лёд держится только у берегов рек, но и его время пришло: отрывает Ирина припай, льдины от берега, уносит на стрежень вскрывшейся реки. Так – в центральной России. А в Сибири к этому дню только ждут вскрытия рек.
  На юге России высаживают в грядки капустную рассаду, а на севере России это произойдёт только к 18 мая, на другую Ирину – рассадницу.
 
  30 АПРЕЛЯ. ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК.
  В южных областях России в этот день вывозили пчёл на пасеки. Пчела – «божья птаха», «божья работница». Уважение к ней – вечное и глубокое. За труд и пользу, за безгрешность, за достоинство. Поэтому обычай вывоза пчёл обставлен как ритуал.

  Посреди пасеки устанавливался стол, покрытый чистой скатертью. На нём – хлеб, соль, черепок с жаром, богоявленская (крещенская) вода, свеча от пасхальной утрени (хранили с прошлого года или свежая). Помолясь, обходили с зажженной свечой пасеку, кропили её богоявленской водой,  и произносили молитву:
 « Стану я на восток, против дальней стороны, и слышу шум и гул пчёл…Ты, пчела ройся у (имя рек), на округ садись. Замыкаю я тебе, матка, все пути – дороги ключом, замком; а бросаю свои ключи в Окиан-море, под зелёный куст; а в зелёном кусте сидит матка, всем матка старшая, сидит и держит семьдесят семь жил, а жалит непокорных пчёл. А будет вы, пчёлы, моим словам не покоритесь, сошлю я вас в Окиан-море, под зелёный куст, где сидит матка… Слово моё крепко!» 

  1 МАЯ. КУЗЬМА. 
2 МАЯ. ИОАНН-ВЕТХОПЕЩЕРНИК.
  Крестьянки выносили холсты в поле, как подарок, презент  матушке – весне. Обращаясь  к восходу солнца, говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!». Расстилали  холст, клали  на  него  пирог  и  уходили  домой  с надеждой,  что  весна  за  такое  внимание  к  ней  уродит  и  лён  и     коноплю. (И.П. Сахаров).
 

  3 МАЯ. ФЁДОР.
  4 МАЯ. ПРОКЛ.
  Если 3-го декабря проклинали нечисть ради того, чтобы из-под земли не выходила, то 4-го мая выходили деревенские старухи за околицу, становились лицом на запад и проклинали нечистую силу, сдерживающую тепло и солнечный свет.
  Любопытно, что западную сторону проклинали; вечно оттуда какая-нибудь напасть: дожди, тучи, ворог. А восток – это свет божий и солнце.

Время удачливой поры. Или неудачливой. Время знаний и опыта. Знаешь и умеешь – всё получится. А нет…  На нет и хлеба нет: в августе откликнется.
  Время пашни и сева.
  И присматривается крестьянин к опытным хозяевам: не сеют ли ещё? Стариков пытает: когда? А старики отвечают, то ли лукавя, то ли всерьёз: «Не холодно на пашне голому заду – сей». Вот и бегает крестьянин в поле по своей великой нужде – проверяет.
  А травка уже полезла. Схватит пахарь несколько горстей луговой зелени за пазуху – лакомство телёнку. Скоро всех накормит матушка-земля. Скоро…

 
  5 МАЯ. ЛУКА. ПАСХА.
Воплощённая в обрядах и обычаях надежда на возрождение, на новый жизненный цикл, в котором и ему найдётся место; надежда на его продолжение в растущих детях; вера в необходимость этого продолжения и любовь к нему, продолжению, есть вопиющая суть всех крестьянских    просьб – молений к земле, небу, солнцу – к Богу. И молит он об этом с зимнего солнцеворота. Весь зимний мясоед, от Рождества до Масленицы, устремлён к этому: сохранение детей и скота, завязь новых семей и детей. А Великий пост – это огромная умственная и духовная сосредоточенность: анализ примет и тактика весенних работ, накопление нравственных сил для нового цикла.
  И вот – Великое Воскресение Христа, людей, природы. Распахнуты небо и души. Они взаимно устремлены.
  На парящей пашне – носатый грач, на зелёных лугах – истомлённая бескормицей скотина… Хороводы, свадьбы, сев… Новый цикл. В другом ритме – высоком, горячем, без пауз.
  Синева, зелень, матовое тепло мая…

  В другие годы в этот день высаживают на грядки лук. Но сегодня – Пасха. Успеем, и в другой день посеем.
  «Лук – от семи недуг». «Лук, как татарин: только снег сойдёт, так он и тут». Вот так воплотилась в народе память о стародавних весенних набегах на русские рубежи крымских да ногайских татар.
    Я поздравляю именинников пасхальной недели.
 29 апреля: Галина, Ирина, Леонид, Ника.
 30 апреля: Александр, Семён.
 1 мая: Виктор, Иван, Кузьма.
 2 мая: Иван, Иосиф, Георгий (Егор, Юрий), Тамара.
 3 мая: Александр, Анастасия, Гавриил, Григорий, Фёдор.
 4 мая: Фёдор.
 5 мая: Виталий, Всеволод, Гавриил, Климент, Лука, Фёдор.
   С днём ангела вас!