Береги честь - смолоду, а платье - с нову

Полковник Чечель
      СМЕЛОГО ПУЛЯ БОИТСЯ, СМЕЛОГО ШТЫК НЕ БЕРЁТ (народная поговорка славян)

      Тибетская мудрость гласит: «Всё не просто так.

       Всё, что нам даётся, что с нами происходит, нужно не для наказания или проверки на прочность, как многие привыкли считать. Всё нужно для чего-то.

   Например, чтобы вы могли проявить себя: свою силу, свои способности, свои таланты, свою истинную суть.

     Каждое испытание учит познавать и раскрывать себя, становиться собой!!!»

     Рецензия на «Спорт. Судьбы» (Александр Грунский)

      Очень интересный близкий мне рассказ, Саша. Мой первый тренер, Михаил Дмитриевич Капустин фактически сделал из меня Мужчину - мама меня рожала после блокады в Ленинграде. В итоге, я еле выжил после родов, но был самым слабым пацаном в 1-ом классе. Любая девочка могла дать мне щелбан в лоб, а я только хныкал, не решаясь дать сдачи...

      И вот батя поступил в академию, мы переехали в Москву. Мама привела меня сначала в бассейн на плавание, а он закрыт на ремонт, и тогда она на интуиции поехала на Ленинские (Воробьёвы) горы и записала меня в секцию прыгунов на лыжах с трамплина. А чтобы мне было не скучно через всю Москву ездить три раза в неделю на тренировки, уговорила ещё трёх пацанов из нашего 2-го Б класса попробовать себя в этом виде спорта. Пацаны осень отзанимались, а когда пришла Зима - бросили. Причина - прыгать страшно!!! Хотя последовательность обучения соблюдается, но когда с 15-метрового трамплина ты переходишь сразу на 40-метровый, а потом на 70-метровый - поджилки конкретно трясутся от страха, т.к. сразу другие скорости, высота полёта, а главное - длина прыжка. Именно по ней определяется "мощность" трамплина (расчётная), на какую длину можно с него прыгнуть!!!

      Трамплины, с которых можно улететь на 120 - 150 метров и далее, называются уже не для прыжков, а "для полётов" на лыжах... В общем, я тоже, вслед за ребятами хотел прекратить ездить на тренировки, но Михаил Дмитриевич пригласил меня к себе на чай, рассказал о своём жизненном и спортивном пути, а прощаясь, закончил словами: "Вася, преодолей свой страх. Не сделаешь это сейчас, не станешь Мужчиной, и этот страх будет преследовать тебя всю жизнь и подводить в самый нужный момент!!!"
 
       До сих пор не знаю, что заставило его так возиться со мной? Ведь он знал, что мы через 4 года уедем из Москвы, но главное, я по своим данным был очень средним прыгуном в нашей секции - человек 10 пацанов прыгали смелее, дальше и красивее меня. (оценка даётся за дальность и красоту прыжка, т.е. суммируется), но через год на нашу детскую секцию дали две пары пластиковых лыж, но этого мы все прыгали на деревянных, с металлической окантовкой. И вот тренер одну пару лыж дал лучшему из нас - Славке Слокотовичу, а вторую пару приказал забрать мне.

      Я на всю жизнь запомнил это ощущение гордости, как люди смотрели на нас, двух шкетов, в метро, которые еле волокут красные, пластиковые, (тогда мы называли их "пластмассовыми), огромные, почти 3-х метровые лыжи с тремя бороздками на скользящей поверхности. Кстати, мы это "новьё" получали на складе базы "КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ", что уже само по себе было "символично" и, наверно, во многом предопределило мой жизненный путь...

      Так вот, Саша, на этих лыжах скорость была на порядок больше, чем на "деревяшках", лететь на них можно было дальше, если попадал "в толчок", и на них я заработал первую свою серьёзную травму, на третьем году занятий. Я уже писал, что четыре года в Москве занимался в спортивной Школе на Ленинских (теперь уже Воробьёвых) горах таким видом спорта, как прыжки на лыжах с трамплина. И все четыре года, со второго по шестой класс я ездил через всю Москву на трёх видах транспорта: автобусе, метро, троллейбусе на тренировки 3-4 раза в неделю. И у родителей не возникало и тени сомнения, что я могу где-то потеряться или не доехать, хотя за четыре года нам квартиры пришлось менять четыре раза, и жить в разных районах города.

      Примеры, которые я сейчас приведу, уже упоминались мной в предыдущих рассказах, но учитывая, что впереди «куча» праздников, где народ «гуляет», есть смысл повторить их, но уже в контексте, можно ли всё это было предвидеть?

      Первую серьёзную травму я получил в одиннадцать лет, занимаясь первым своим видом спорта. Сколько лет прошло, а я всё помню, как будто это было вчера. Особенно отчётливо помню тягостное ощущение от нежелания совершать десятый заключительный прыжок в конце тренировки. Яркий солнечный день, тренер Михаил Дмитриевич Капустин уже два раза давал отмашку, а я всё стоял и стоял на горе разгона. После третьей отмашки рукой, что является разрешением на совершение прыжка, я поехал. При толчке хорошо попал в стол отрыва, лёг на поток, пролетел метров 30, дальше жёсткое приземление Последнее, что помню, надвигается обледенелый от многих прыжков склон горы, я падаю лицом вперёд на носки лыж и теряю сознание. Огромные прыжковые лыжи тогда не отстёгивались как это было у горнолыжников, и при падениях это, как правило, приводило к травмам.

      Очнулся от острой боли в спине и вывихнутом колене. Ребята вместе с тренером тащили меня наверх на деревянном щите, которым обычно нагребают снег, а у меня при каждом открытии ресниц из глаз вылетали яркие оранжевые круги… Да, не послушал свой «внутренний голос» - и вот результат. Организм ведь чувствовал, что не надо мне было совершать этот крайний прыжок, потому что устал к концу тренировки. Это был первый случай, когда у меня появилось это самое «предчувствие» события, что меня ждало впереди.

      По гороскопу я «рыба». Первый свой километр я на спор проплыл в третьем классе, хотя никогда не занимался плаванием. Это было в спортивном лагере прыгунов на лыжах с трамплина под Москвой. Свидетели спора, такие же «пацаны» как и я, отмерили с помощью рулетки 100 метров на берегу Истринского водохранилища. После чего я на расстоянии 50 метров от берега взад - вперёд плавал от одной вешки до другой и обратно, а «судьи» следили, чтобы я честно пересекал створ. Потом еле вылез из воды, всё тело было как «резиновое». Проигравший мальчик сбегал за тортом. После чего мы его с наслаждением «умяли» всем нашим дружным коллективом. Плавать я научился сам, в 5 лет, но до этого дважды «по серьёзному» тонул, а потом умудрился это сделать и в третий раз.

      В общем, в то лето я научился плавать. Произошло это помимо моей воли, я осознал это как факт. Недалеко от нашего дома на реке были мостки, куда из воинской части приводили солдат купаться. Естественно, мы – мальчишки тоже отирались в этот момент где-то рядом. Кто-то из солдат подозвал меня и предложил прыгнуть с мостков в воду, показав, что в этом месте глубина мне по пояс. Я прыгнул. Потом он последовательно отодвигал точку прыжка сантиметров на 10 в сторону увеличения глубины, я послушно прыгал, ведь он стоял рядом.

       В какой-то момент я стал прыгать, где глубина была мне уже «с головкой», но как-то на интуиции быстро ухватил, что можно отталкиваясь от дна и передвигаясь мелкими прыжками к берегу, допрыгиватьть до глубины, где было «по шейку», и можно было уже нормально дышать.

       А солдат продолжал отодвигать точку прыжка, в результате, в какой-то момент я прыгнул, коснулся ногами дна, оттолкнулся, выскочил на поверхность и неожиданно для себя поплыл «по-собачьи», хлопая по воде руками и ногами. Ну, а дальше уже было дело техники. Сначала под присмотром солдата, а дальше сам, я довёл дистанцию, проплываемую за один раз, до конца мостика – это метров 15-20. А в последующие дни нарастил дистанцию ещё больше, и уже совсем не боялся воды. Кстати, мама рассказывала, что её отец тоже научил плавать за один раз. Отвёз на лодке метров на 20 от берега и как щенка бросил в воду, ну совсем как «Герасим Муму». И мама сразу поплыла. У нас ведь это свойство врождённое, но мы его утратили.

       В общем, в спортивном лагере, куда нас вывозили на 2,5 месяца лета, учили практически всем "ходовым" видам спорта: спорт.играм, гимнастике, акробатике, плаванию, лёгкой атлетике, гребле и т.д. Причём, по большинству видов тренеры были МС СССР. В итоге, я после этой горнолыжной школы получил такой предварительный арсенал движений, который может делать организм юноши-подростка, что это трудно представить в наше время: Я умел правильно технически плавать всеми видами, включая баттерфляй. Умел играть во все игровые виды спорта. У меня дома в Херсоне остались дипломы, грамоты, медали по 22 видам спортивных дисциплин. Их, (грамот), более 50. 13 из них по боксу, 4 по настольному теннису, остальные по одной - две: гоночные лыжи, стрельба, горные лыжи, гимнастика, волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, хоккей, прыжки в высоту, в длину, восьмиборье, бег 200 м, 400 м, 800 м, крос 3000 м, 5000 м, малый марафон 30 км, каратэ, забег на одну милю памяти Шри Чин Моя, которую я получил в 59 лет; "спортивная семья"... и т.д.

      В дополнение - я был единственным русским пацаном, кого пригласили в сборную по волейболу за эстонскую школу. Мне одному с нашего курса удалось освоить, самостоятельно, делать двойное сальто на батуте. Совершить более 800 парашютных прыжков, летать одновременно, точнее, параллельно, на сверхзвуковых "Бэкфайерах" ТУ-22м3 и корабельных вертолётах КА-27... А перечислил я эти "нюансы" не с целью восхваления себя, какой я "крутой перец", Саша, а чтобы показать, что если УЧИТЕЛЯ действительно Учителя с большой буквы, то они и из среднего Ученика, при наличии у того способностей и Силы Духа могут сделать и воспитать нормального Героя и Человека!!!

       Жму кисть, в Альпах повнимательнее, Удачи!!! Супруге, сыну и дочери - привет. Обнимаю, ВВЧ.
                http://proza.ru/2020/02/20/1346
                http://proza.ru/2019/11/16/1997

                АЛАВЕРДЫ:

      Саша, дополню ещё несколько моментов по теме: когда мы уезжали из Москвы в Эстонию на остров Сааремаа в Балтийском море - первому месту службы отца после академии, мой тренер Михаил Дмитриевич Капустин в толстой общей тетради расписал годовой план для самостоятельных занятий, все 144 тренировки, пока я найду себе вид спорта, по душе. Так вышло, что им стал бокс. Уже в школе я имел звание чемпиона Приморского края по боксу среди юношей, и одновременно чемпионом Дальневосточной армии, среди взрослых;(за счёт того, что мне сделали фиктивную справку, что я не 47, а 45 г. рождения), т.е. я выступал по мужикам, и уже при поступлении в училище имел 1-ый спортивный разряд по боксу: и мужской, и юношеский.

      Далее, на 3-ем курсе ОВВАКУЛ выполнил норматив КМС СССР, но документально его не оформили, т.к. медицина официально запретила этот вид спорта для занятий лётному составу, как травмоопасный. Но я несмотря на это, умудрился спустя 10 лет после запрета, в чине комэска, вырубить звание чемпиона ВВС Балтийского флота по боксу, в полулёгком весе... Соответственно, когда бываю проездом в Москве, обязательно приезжаю к трамплину на Воробьёвы горы ПОМЯНУТЬ своего первого тренера Капустина Михаила Дмитриевича...

      И ещё факт, который ты как спортсмен, оценишь. На 3-ем курсе, когда летали на ИЛ-28 в Орске, по взаимной договорённости наших физруков нас с другом Геной Самойловым периодически приглашали выступать на различные соревнования по лыжам, кроссу и лёгкой атлетике за Орский перерабатывающий завод. И вот по осени наС выдернули на первенство города – Закрытие сезона. Мы должны были пробежать в эстафете 4 по 100 м, а потом бег: я – 800 м и прыжки в высоту, Гена – 1500 м. А когда приехали на стадион, узнали, что их участник на состязания по восьмиборью заболел, и чтобы не было «баранки», надо было хоть кого-то выставить. И их старший команды обратился к нам с Геной с просьбой: «А может кто-то из нас выступит?»

     Генаха сразу ответил отказом, а я посмотрел, что это тоже «Десятиборье», но Толкание ядра и ещё что-то убрали, и согласился, хотя ни разу до этого не бросал копьё, не метал диск и не прыгал с шестом – а только видел, как это делают в телевизоре. И что же, я это смог. Уже не помню дальность бросков диска и копья, но в прыжках с шестом взял высоту 2 м 80 см, а просто в высоту повторил свой «личный» рекорд – 165 см, показанный в 11-ом классе на Первенстве Приморского края по лёгкой атлетике в славном городе Владивостоке. И ты учти, я не «профи», рост 172 см, способ прыжка – обыкновенный «перекат – перекидной», а с шестом, вообще, взял его в руки, алюминиевый – первый раз. А до этого прыгал только с деревянным через канавы и лужи!!! Фиберкласс, как таковой, увидел по телеку при просмотре Олимпиады в Москве…

        Вот что такое иметь в своём диапазоне широкий арсенал навыков и движений, который в меня вложили с детства!!! И пусть выглядят они на первый взгляд, «скромно», но ведь это не мои виды спорта – специально я ими не занимался. Но в училище не случайно состоял членом сразу 4-х сборных: по боксу, хоккею, лыжам и лёгкой атлетике… Потом это не раз помогало в лётной работе!!!
                Полковник Чечель   27.04.2024