Шир-Локк Холмс - сыщик каменного века Глава 15

Мария Васильева 6
Начало здесь http://proza.ru/2024/04/19/1015

- Вот ты, Васенька, совершенно не вникаешь в чём суть интриги, поскольку не вращаешься в наших кругах, то есть кругах историков и археологов, потому похожа на абсолютную дурочку, буквально всё воспринимаешь за чистую монету, - говорил Тимофей жене, после того, как парочка молодожёнов, оскорблённо поглядывая друг на друга, отправилась в свою палатку. - Ну, не вникаешь, так хоть мужа бы слушала. Я-то тебе зла не желаю, в отличие от некоторых других.

- И что же я не понимаю?

- Ну, вот, к примеру, ты хоть поняла то, почему все так в штыки приняли Моргена, не захотели даже его за начальника признавать? Думаешь, из-за драки этой? Ничуть небывало!

- А почему тогда?

- Просто он неуч, дилетант, автор домыслов, жулик и шарлатан. 

- Разве?

- Конечно. И все это знают, только сделать ничего не могут. Хотят от него избавиться и не могут, поскольку боятся его. И ты сама слышала, как он всем угрожал. В науке истории-то, Васенька, не то, что в математике: сделал неверный расчёт и курс рубля рухнул или самолёт разбился. И всем сразу ясно, что расчёт твой неверный, а ты – шарлатан. А в истории совсем не так всё очевидно бывает, потому на этой почве много процветает псевдоучёных и жуликов. Вот представь, один работает день и ночь, копается, копается, руины раскапывает, пещеры осматривает, наскальные рисунки изучает. Всю жизнь так копошится, а не до чего великого так и не докапывается. А под конец понимает, что всю свою жизнь на черепушки потратил, а ничего ценного-то так и не открыл. Бывает, конечно, что кому-то везёт. Но это, как в лотерею выиграть: за билеты платят все, а получает выигрыш только один счастливчик. Так и с раскопками. Здесь, конечно, (я имею ввиду на этом острове) энтузиастов и романтиков, увлечённых своим делом, навалом, но им ведь надо на что-то жить. Каждый из них – потенциальный неудачник без больших шансов на открытие и славу, нищий трудолюбец в драных штанах. Потому и находятся люди, которые нарочно придумывают сенсации. А сенсации-то всегда в цене, за сенсации-то все хотят платить. И почему не заплатить, коли есть деньги. И вот эти люди, которые имеют деньги, совсем не против вложиться во что-то такое, чтобы прогремело на весь мир, а они бы прослыли великими меценатами, чтобы кругом говорили: вот они, мол, какие покровители науки и искусства, и как велики те открытия, которые они спонсировали! Меценат-то, Василисочка, даже, если он жулик и вор, и деньги его добыты (выразимся мягко) не совсем хорошими методами, всё равно – меценат, великий покровитель науки и искусства, а потому как бы непогрешим и парит над приземлённостью, и все про него говорят: «Даже если и сделал этот человек в своей жизни что-то неправильное, но ведь и пользы от него немало – он меценат». Но говорят такое далеко не про всех, а только про тех, про кого есть что говорить. А если нет? А если денег, к примеру, меценат вгрохал кучу, и на эти деньги толпы земляных червей- археологов ничего интересного-то не обнаружили, лишь только развалины какого-то первобытного поселения, коих на нашей планете полным-полно. И в поселении-то этом нет ровным счётом ничего интересного. Потому и нужны оказываются великие открытия. А как их добиться, коль нету их? Вот их и выдумывают. Находится такой человек, который придумывает яркую псевдотеорию, выбивает для неё деньги, люди работают, надеясь её доказать. Но ведь теория может найти своё подтверждение, а может и не найти. Да и скорее всего не найдёт, поскольку великие открытия в археологии случаются редко. Но что делать? А делать, Василисочка, нужно что-то такое, чтобы подтверждать эти псевдотеории. А как? А очень просто – находить то, что в принципе найти невозможно. Ты вникаешь в то, что я говорю?

- Вникаю, Тимошенька, - кивнула головой Рыженькая, усердно прикладывая лёд к синякам мужа – тем самым, которые он получил только что в драке за её честь. - Ты мне вот что лучше скажи, как это так могло получиться, что мутузил ТЫ Викинга, а синяки у тебя на лице.

- Это намёк на то, что твой муж – неуклюжий тюфяк и драться не умеет? А Викинг такой весь благородный, даже не отвечал на его побои, но ему хоть бы хны?

- Не на что я не намекаю, Тимошенька.

- Намекаешь. Так ты поняла, чего я тебе сейчас объяснял про псевдотеории?

- Поняла.

- Чего?

- Суть интриги. А интрига здесь в том, что академик Чайковский якобы псевдоучёный, заморочил голову спонсорам, да и не жалко, поскольку спонсоры сами нечисты на руку, но заставляет несчастных археологов подтасовывать находки и научные факты, чтобы все думали, что они типа совершили большое открытие, но открытие это – всего лишь дутый мыльный пузырь. А Викинг, тоже псевдоучёный и шарлатан, подольстился к академику Чайковскому будто бы верит в его правоту, и на этой почве добился того, чтобы его назначили начальником экспедиции. А здешние археологи его приняли в штыки, поскольку знают, что он шарлатан, но ничего поделать с этим не могут, ведь Морген им угрожает урезать финансирование, а то и вовсе закрыть проект.

- Ну, это же при тебе было, то есть угрозы его безобразные. Было или не было?

- Было, Тимошенька.

- Прекрасно. Только вот, Василиса, что-то ты так об этом рассказываешь, как будто сама не веришь в то, что я тебе говорю.

- Да верю я, верю.

- И вот ты только вспомни теперь, как Морген приехал, какие сразу разговоры начинаются: про пещеры, которые якобы порохом допотопные люди взрывали и другую псевдонаучную чушь.

- Так, может, и правда взрывали? Что сразу чушь? Я понимаю, конечно, что порох китайцы изобрели… в каком там в IX-X что ли веке, а Девятиглавый речь вёл о более раннем времени. Но ведь не совсем раннем, а только чуть-чуть более раннем. К тому же, всё может быть, здесь же кругом вулканы.

- И что вулканы?

- Ну, взрывчатые вещества, наверное, в вулканах. Древние могли их просто случайно обнаружить и применить, даже раньше китайцев. 

- Не понимаешь ты, Василиса, ни во взрывчатых веществах, ни в истории, так молчала бы лучше. И что порох? Это только начало. Скоро, вот увидишь, наши археологи и женщин найдут, которые на тигрицах скачут (да уже начинают). И это притом, что на той территории, которая некогда была куском Американского континента, никаких тигров в принципе быть не может. Из семейства кошачьих здесь из крупных может быть только ягуар, пума, оцелот. Всё! Но тигров они здесь уже обнаружили. Ещё надписи здесь обнаружат латиницей, а потом чертежи парусных кораблей и карты географические и так далее по наклонной. А потом докажут, что местные аборигены открыли Америку и раньше Колумба, и раньше викингов. Мало того, что открыли, но ещё и исколесили её вдоль и поперёк. И всё ради денег, в угоду спонсорам. Вот это и называется, Василисочка, псевдонаука, распространение антинаучных домыслов и научный паразитизм. И первейший признак псевдонауки, а также вернейшая её черта – это большие претензии на полный переворот в существующей системе знаний и великие открытия без каких-либо на то оснований.

- Ну, если ты знал, что тут всё так, почему сразу не сказал, не предупредил меня, когда сюда ехали?

- Да я и сам только сейчас понял, как у них тут всё запущено, ещё днём-то тебе сам псевдотеории рассказывал, поверив так называемым научным докладам, но зато быстро во всём разобрал. А вот ты, Василисочка, пока что нет. А тут и Викинг, как тут, подоспел. Ты-то, конечно, подумала, что он – археолог-романтик и всё такое, а твой муж – всего лишь ревнивый бездарь. Нет, Василисочка. Я – реалист, а Викинг – просто шарлатан. К тебе-то он, понятно, полез, потому что думал, что нарвался на дурочку. Но ты и сама виновата – «включу обаяние, включу обаяние», вот он и вообразил себе бог весть чего. В общем, уезжать отсюда надо. 

- Я не хочу. Мне здесь понравилось. 

- Ну, тогда не плачь после, Василисочка, не плачь. И не говори, что я тебя не предупреждал.

- Предупреждал о чём? И что может случиться?

- Да всё, что угодно, и с большими последствиями! Мало тебе сегодняшней драки?

- Так ведь ты же её развязал.

- И что, без всякой причины? Это на меня похоже? А как меня – дипломированного археолога – тут обидели, не слышала? Мне вообще представляешь, что сказал Христофорыч, ну то есть Афганец? С завтрашнего дня, мол, будешь картошку чистить. Он меня и раньше заставлял, да не получилось. А теперь, возможно, придётся. Думаешь, зачем начальнику лагеря всё это?

- Затем, чтобы проучить тебя, дурака, потому что ты драку устроил и ночную дисциплину нарушил в палаточном городке, людей разбудил, а им завтра на работу.

- Нет, Василисочка, совсем не поэтому. Хорошо, драку устроил, а почему этот Афганец заставил ещё раньше меня простынями заведывать? Представляешь, МЕНЯ – историка, которого прислали сюда за материалами для кандидатской диссертации!

- Так это временно было вроде. Христофорыч, то есть Афганец, ведь, кажется, так сказал.
 
- Он так сказал? Я что-то не расслышал. Может, потому что он этого вовсе не говорил. И что же теперь получается? Вот мы с тобой, дураки, приехали сюда за романтикой, чтобы внести свой вклад в науку, так сказать. Думали сделать что-нибудь полезное. Нет, душа моя, они (то есть здешнее псевдонаучное сообщество) нас с тобой, тем более меня, к раскопкам на пушечный выстрел не подпустят. И знаешь почему?

- Почему, Тимошенька?

- Думаешь, потому что я плохой специалист? Сознайся, ведь ты так думаешь?

- Да ничего я не думаю.

- Думаешь-думаешь. Нет, Василисочка, вся соль в том, что я как раз хороший специалист, и они это знают. А хотят они все знаешь чего? Чтобы я не лез в их дела. А дела у них, я тебе скажу, очень нехорошие, шарлатанством попахивающие. Конечно, не все пока ещё из здешних с этим смирились. Они спорят и сопротивляются даже, но в конце концов им придётся смириться. Только вот я не смирюсь. Не на того напали!

- Нелогично что-то у тебя получается.

- Почему нелогично? Объяснись!

- Смотри, ты говоришь, на Викинга все накинулись, потому что он – шарлатан. Но ты-то у нас не шарлатан, а над тобой смеялись не меньше.
 
При этих словах жены Тимофей Рыженький покраснел, как рак, не то от стыда, не то от злости.

- Ты это, Василисочка, глупости говоришь! – заключил он, сжимая кулаки. 

- Почему глупости? Ты же у нас герой по твоим рассказам получаешься. Просто молодец какой-то: теории шарлатанские разоблачал, псевдоучёному Моргену морду набил (по крайней мере пытался). Почему же все смотрели на тебя, как на шута горохового?

- По-моему больше смеялись над тобой и над твоей наивностью. И это правильно, ты верила в глупости всякие и Моргену поверила, а он – шарлатан.

- Хорошо, надо мной тоже смеялись. Но я-то тогда, чем им не угодила? Я не угрожала им урезать финансирование?

- Потому что ты – дурочка, а дурочек не любит никто. Потому что ты наивная, Василиса. И теперь не понимаешь меня и не вникаешь совсем в мои предупреждения. И с острова уезжать не хочешь, хотя здесь нам уже явно становится опасно.

- Опасно???

- Конечно. Просто на тебя все смотрят и думают: «А что как эта самая дурочка языком начнёт трепать, где не надо: и про наши открытия липовые, и про наши лженаучные псевдотеории? Надо с этим что-то делать». Потому и дело для тебя кончится плохо.

Продолжение здесь http://proza.ru/2024/04/28/1664