Живая лекция Ясное солнце истории Руси

Монева Оксана Николаевна
Когда-то давным-давно был на свете люд, живший в согласии с природой -матушкой, с уважением относившийся к путникам из дальних стран, ценивший свободу и не ведавший, что такое власть, ибо даже Боги были для них старшими братьями или наставниками.
Нет, это не сказка: это всего лишь маленькая история древних славян, которую пела мне еще моя матушка, а ей ее- и невозможно остановить этот поток народной мудрости, передаваемый из уст в уста.
Предки наши занимали пространство между Одером, Эльбой и Зале (притоком Эльбы); а западные границы земли русской простирались до самого полуострова Ютландия, а южные — до Балкан, а также Чехии, Моравии, Венгрии, бассейна Днепра и верхней Волги. Народ наш говорил на разных наречиях и каждый был по-своему самобытен, а объединяли его похожие обычаи, обряды и верования.
Тише! Присмотритесь к этому мальчишке, что притаился на берегу красивой и полноводной реки. Кто он? И что тут делает этот сорванец?
Звездная ночь Купалы волновала детское сердце игрой огня и воды. На возвышенности разгорался яркий трескучий костер. Молодой парень высекал огонь двумя кусками дерева. Мальчонка аж приподнялся из своего убежища, чтобы увидеть это незабываемое зрелище. Около костра пели нарядные девки. Их распущенные волосы развевал легкий ветерок, а длинные сорочки облегали молодые тела при танце. Как хотелось княжичу поймать их, прижать к себе, в своих детских руках ощутить женскую плоть.
Мать он потерял слишком рано, да и как можно считать матерью простую ключницу. Почему его отец, великий князь Святослав, позарился на эту женщину — было доподлинно не известно-зов природы, но как только она родила княжича-ее тут же сослали к себе на родину, а дитятку взяла на воспитание бабушка Ольга, которая, не смотря на свой сильный и жесткий характер, старалась воспитать ребенка по божьим законам, да куда там, разве усмотришь за таким сорванцом.
Он опять склонился у воды, подглядывая за прыжками девок через костер, аж в груди замирало, когда их платья вздымались высоко, обнажая голые ноги, и резко опускались на место.
Считалось, что этот обряд очищает и защищает от злой энергии, это должно было придать сил и плодовитости молодому поколению, а урожаю — дать плодородность.
Девушки гурьбой побежали к воде.
Наши предки верили, что в Ночь Купалы вода обретала живительную силу, а ритуальное обмывание водой прогоняло болезни и порчу. Девушки пускали венки из цветов и семян по течению реки. Если венок, который выловил юноша, попадал к своей хозяйке, молодые объединялись в пару. Эта ночь, когда молодые позволяли себе больше, чем обычно, часто становилась ночью страсти.
Вот чего с замиранием сердца ждал Володя, вот на что надеялся в своих воспаленных мечтах: мокрые одежды почти обнажили девок, а страстные парочки, забыв обо всем на свете предавались плотским утехам.
— Ой, жуть интересно, вот похвастаюсь завтра пыцанам -пусть завидуют, что я- малец, а уже голых девок видел, а если повезет, так какая -нибудь еще и соблазнится ночью на молодого и горячего мальчишку со страстным взором, да и как не соблазниться, коли он все свое тело натер специальной травой, особенно стараясь благоухать ниже пояса.
С незапамятных времен люди верили в то, что некоторые растения и продукты обладают магическими свойствами: помогают приворожить девушку, стать сексуально привлекательными или удачно найти партнера…
Только пока ему не везло, девки с парнями, даже не глядели в его сторону, поэтому Володя решил найти цветок папоротника, что по легенде зацветал в ночь на Ивана Купалу. Вот станет он богатым и удачливым все девки его будут.
Потянувшись за цветком, он кубарем полетел в тягучую ночную воду, которая обняла крепко его возбужденное тело, прижав своим смертельным поцелуем, и вода полилась в рот и нос мальчишки, только сейчас он понял, как безрассудно близок он был к смертельной опасности.
Сознание расплывалось: страх, удушье и девки, голые красивые ноги в темной воде -все смешалось, когда ночь проглотила мальчика.
Слишком поздно было молиться богам, да и со страху забыл он их всех, а теперь все-смерть.
**
Течение реки несло мальчика по темным закоулкам его памяти.
Владимир родился от незаконного союза рабыни и князя Святослава Игоревича.
Хоть и часты были тогда такие связи, а все же его за это принижали, а то и дразнили бывало.
Малуша (так звали мать будущего князя) была сослана бабушкой — княгиней Ольгой — в её псковские владения.
Там и родился мальчик, наречённый отцом Владимиром, что означает «великий в своей власти».
Вот это-то и сказалось на характере княжича, да еще долгие вечерние истории любимой и строгой бабушки.
 Задолго до рождения внука князь древлянского племени Мал с невероятной жестокостью казнил мужа Ольги — князя Игоря, привязав его за ноги к верхушкам согнутых деревьев. По верованиям славян, казнь давала право убийце жениться на вдове убитого. В качестве свадебного дара Ольга потребовала от жителей древлянской столицы Искоростеня по голубице от каждого двора. Дружинники привязали к ним горящие труты, и испуганные птицы полетели назад в свои гнёзда. Менее чем через час город сгорел дотла.
Долго еще в детских глазах Володи стояли обгоревшие трупы, над которыми возвышалась красивая фигура мстительницы.
«Не казню теперь — греха боюсь», — говаривала часто его строгая бабушка.
Летом 957 г. Ольга совершает очень опасное и изнурительное путешествие в Царьград. Но для византийского императора Константина Багрянородного переговоры с язычником, тем более с женщиной, — всего лишь дипломатический казус. Он не принимает её всерьёз. И Ольга просит императора Константина стать её крёстным отцом. Ольга проходит обряд крещения, а затем проводит очень плодотворные переговоры о сотрудничестве. Вернувшись домой, она неутомимо проповедует веру Христову. Так что восточное христианство вполне могло прийти на Русь с крещением Ольги, но её сыну, князю Святославу Игоревичу, христианские ценности были чужды.
Отец Владимира не имел шатра, спал под открытым небом, подложив под голову конское седло. В многочисленные походы не брал с собой продовольствия и питался сырым мясом, кониной — при желании он мог пообедать и собственным конём. Хронология его походов насчитывает всего 8 лет (с 964 по 972 г.).
" Каждому по вере его воздастся» — продолжала бабушка наставлять, предсказывая ужасную смерть сына.
— Его войско разбили печенеги, а из черепа самого князя сделали резную чашу с надписью: «Чужого ища, своё погубил».
Ни единой слезинки не скатилось с постаревшего, но красивого лица Ольги, ведь ее сердце было настоящего воина Христова, она знала-внук продолжит ее дело, да он этого пока не ведал, но река не проглотила мальчугана, выплюнув его у камня, где и нашли его поутру слуги
По сей день стоит этот камень-спаситель, являясь историческим и легендарным местом. Многие люди приезжают на реку, чтобы дотронуться до него и осветить свою душу. Говорят, что он придает внутренней силы и крепкого здоровья, ведь самого княжича вытянул из лап смерти.
***
Очнулся Володя, сплевывая мутную воду, у огромного камня.
— Живехонький, вот счастливец, — кричал, обнимая его огромными грубыми ручищами воина Добрыня, дядя по матери и воевода. В обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам.
— Замерз, дядька. Тащите меня в терем, — дрожащим голосом скомандовал малец.
И вот, подхватив мокрое тело, понеслись к палатам слуги, да сразу в теплые кровати с перинами, да натопили баньку.
Но княжич упорно твердил, что только женское тело способно согреть от ледяной воды.
Уж коли спасли меня Боги и горюч камень, так и девку получу сегодня же.
— Рано тебе еще с бабами тискаться, — бурчал под нос Добрыня, однако ж девок прислал. Они своими жаркими телами окружили тело княжича, согревая толи тело, толи душу, да только одну самую мелкую зажал тогда княжич, да долго что-то делал, под хохот и подбадривания остальных баб.
А потом, с чувством невероятного удовольствия, заснул, проснувшись лишь от тихих всхлипываний той девки.
— Не реви, возьму в свой гарем. Будешь жить в моем тереме на всем готовом. — проговорил важно Владимир.- Наложницей моей станешь.
Княжич не забывал судьбу своей матери, нарушившей запрет бабки Ольги, преступивший заповедь и сблудившей с отцом.
 Тамо бо вгн;ве отослала ея Ольга,
 село бо бяше ея тамо,
и умираючи даде его святей Богородицы.
Не хотел этой доли он своим женщинам. Пусть будут рядом, всегда в его распоряжении, прямо у его порток.
Таково начало самого огромного гарема из 800 наложниц на земле русской, ибо Владимир был до баб охоч и не желал в том себе отказывать, вопреки учению бабки Ольги и постоянным наставлениям воеводы Добрыни.
Любовь к женскому полу была так велика, что прямо у трона Владимира суетились наложницы и помощницы, чтобы в случае надобности угодить князю.
Да, только и этого ему было мало. Бывало любил Владимир поразвлечься с деревенскими девками.
Вечер выдался на славу, а хороводы сегодня сопровождались песнями да играми. Медовуха лилась рекой — княжич развлекается.
Огромный парень со светлыми волосами и кожей цвета меди в наброшенной на спину волчьей шкуре кинулся в толпу девушек, пасущихся на лугу, схватил самую привлекательную, после чего исчезал вместе с добычей, переброшенной через могучее плечо.
Остальные же, ничуть не удивившись, — знали о такой забаве князя, продолжали куролесить на лугу, собирать травы, жечь костры и плести венки.
Через некоторое время взмокший и растрёпанный Владимир возвращался за новыми чарками и девками. Уж очень нравилось ему умыкание невесты — это разжигало его кровь, будоражило тело. Поэтому их крал, а они подыгрывали, бледнея от счастья.
Разве кто посмеет князю отказать в этом, да и девка, чем больше знала и умела, тем ценнее была. Так гарем Владимира разрастался день ото дня.
Князь мерил шагами княжеский терем. Наконец, ему удалось вернуть свое правление в Новгороде. После смерти отца братья, не считавшие его соперником, решили разобраться со своим первенством.
Воевода ненавидел среднего наследника Святослава — Олега. Поскольку тот во время охоты убил его сына Люта. Нарочно или случайно — неизвестно. Но с тех пор воевода стал настраивать старшего брата против Олега и его принципов правления, так начался первый конфликт между родной кровью.
Поход старшего увенчался весьма странным, но удачным стечением обстоятельств. Ярополк согнал войско Олега около его города Овруча. Вокруг городка был вырыт глубокий ров и, когда битва продолжилась, Олег вместе с лошадьми и солдатами упал прямо в него. Травмы были настолько серьёзными, что средний брат умер сразу после окончания битвы.
 Ярополк, который не желал убивать брата, а лишь хотел забрать принадлежавшую ему территорию — испугался. Он приказал достать израненное тело и показать ему. Увидев погибшего, Ярополк пришёл в ужас от самого себя. Никакие земли, гордые крики его войска и радость победы не смогли закрыть душевную рану и горесть потери брата.
Ситуация, которая сложилась со старшими братьями, заставила Владимира бежать из Новгорода, укрывшись у варягов. Ярополк не стал искать брата и вскоре забыл о его существовании. А на пустые земли Новгорода отправил бояр.
Долгих два года ждал Владимир, разрешая управлять своей областью чужим слугам, а потом собравши большое войско, ворвался на свои земли. Ему с легкостью удалось изгнать марионеток брата и вновь взять борозды правления.
Теперь он мерил огромными шагами свой княжеский терем, ощущая себя настоящим хозяином и правителем Новгорода.
Многочисленные жены и наложницы славянского правителя суетились рядом, они проживали здесь же, в тереме, а также сестры, дочери и малолетние дети хозяина.
В Руси любой состоятельный мужчина мог иметь свой терем — в древности славяне были полигамны и заводили по две-три жены, в зависимости от достатка.
А уж Владимир за эти года не останавливался в своем желании обладать женщинами, его не останавливало, даже наличие у красавицы мужа, если таковой имелся. Многочисленные военные походы тоже пополняли его гарем экзотическими красотками, которых становилось день ото дня все больше.
Его женщины жили в теремах «на всем готовом». Их достойно кормили и полноценно обеспечивали, но собственной воли они были полностью лишены. Их обязанностью являлось исполнение всех приказов князя Владимира, и удовлетворение его желаний в любое время суток. Покидать терем им тоже строго запрещалось. Посторонние люди ни в коем случае не должны были увидеть, сколько девушек проживает на территории терема. Женам, которыми Владимир обзавелся по политическим соображениям, и дочерям было категорически запрещено покидать его пределы без сопровождения, отправляться самостоятельно в поездки и показывать на людях свое лицо.
Какими разными были его жёны: Рогнеда, которая родила ему четырёх сыновей (Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода) и двух дочерей; гречанка (бывшая жена Ярополка) с сыном Святополком; чехиня, родившая ему Вышеслава; болгарыня — Бориса и Глеба; и ещё одна жена, неизвестная по национальности, которая родила Святослава.
С каждой из них у него была своя история, которая не давала ему покоя или полной услады, особенно Рогнеда терзала его душу своей ненавистью, но не даром…
****
Он увидел ее, и сердце дрогнуло. Темные глаза высокомерной красавицы знатного рода разбили сердце Владимира на маленькие осколки. Давно он перестал понимать ценность женщины, лишь услада для тела, чтобы плотская страсть не мешала важным политическим делам, нужно было ее успокаивать.
Женщина сменяла женщину, а место в сердце оставалось свободным для размышлений, и постепенно человек начинает понимать, что в груди что-то щемит- это пустота заявляет о своих правах на душу человека, и ты понимаешь, что в полном тереме, среди детей и жен совершенное полное одиночество.
Вот что было у Владимира на душе, когда он увидел стройную высокую девушку с огромными тяжелыми косами, что обнимали ее стан, с сильным тягучим голосом, что разрывал его сердце, и с неприступной гордостью в глазах.
Почувствовав вкус власти и силы, Владимир захотел большего и посватался к невесте старшего брата, дочери полоцкого князя Рогвольда Рогнеду.
Высокомерная красавица не давала надежду, даже нечаянно брошенному взгляду князя.
«Хочю пояти дщерь твою собе в жене», — с этими словами Владимир отправил посланцев к полоцкому князю, так рассказывает о «сватовстве
— Никогда я не пойду за сына рабыни, — полоснула Родонега по больному месту князя.
Давненько Владимир не слышал отказа, да еще прилюдного унижения. Он князь, что теперь первым претендовал на трон, получил от ворот поворот от красавицы.
Словно кол загнали в грудь, словно запретили дышать, словно вернули в детство, когда тебя унижают, смеясь и крича: «Робич, робич, робич»…
В ушах звенело, и лишь ее голос:
— За брата его пойду, а этого выродка никогда не разую.
Боль заполнила его злостью, яростью и местью.
— Сегодня же будет моей, покажу, что значит быть сиротой, когда тебя унижают и гнобят с детства, когда не к кому прислонить свою голову, чтобы скрыться от позора матери. Седлай коней, дружина. Славная нас ждет добыча.- прокричал владимир, вскочив на гнедого и больно полоснув его по бокам, так сильно, как только желала его жажда крови и жжение в паху.
Растрепанная и испуганная гордячка была брошена на кровати со всего маху. Платье ее задралось, обнажив все прелести молодого тела. Родонега не плакала, все понимая сейчас, кляня свою гордость, и моля богов лишь об одном, чтобы после прилюдного унижения убили ее, но оставили в живых всю ее семью, что на коленях наблюдала за соитием князя и их кровиночки: мать рыдала, отец закрыл глаза, братья до последнего пытались сопротивляться, да куда там против такого варвара.
Владимир задрал ее юбки и перевернул ее на живот.
Каждый толчок вместе с болью приносил отвращение к себе и жизни, сломленная гордость Радонеги не могла принять этого ужасного и жестокого человека. Кровь текла по ногам, но ему было все равно. Он стал победителем в этой борьбе со своими демонами, взял и девку и ее приданное. Его движения были жесткими, Владимир насиловал Родонегу и ее гордость, а слышал лишь одно слово:
— Ненавижу.
И тогда закончив свое дело и глядя в ее красивые, но красные глаза, — он убивал всю ее семью: одного за другим, лишая ее преимущества и ставя на одну линию с сиротой, сыном рабыни.
— Ты будешь моей, так или иначе…
Наконец слезы брызнули из ее глаз, и она разразилась рыданием над своей потерей и новой жизнью, что ждет ее в гареме Владимира. Родонега беспомощно колотила по его огромной спине, пока он нес ее, как свою добычу, чтобы снова надругаться над ее гордостью, но разве можно сломить так женщину, как нельзя заставить мужчину, перешедшего черту, полюбить себя рядом с жертвой.
И снова пролилась кровь. Убив отца и двух братьев Рогнеды, Владимир забрал княжну в жены насильно.
Рогнеда, прозванная впоследствии Гориславой, родила князю сына Изяслава. Но не могла простить мужу смерти отца и братьев. Да и ее юная жизнь была загублена, изменам мужа не было числа, а вскоре он и вовсе выгнал ее из дома. Рогнеда с сыном жили близ Киева на берегу реки Лыбеди.
Она решилась на месть. В Суздальской летописи рассказывается, как однажды Рогнеда чуть было не зарезала заглянувшего к ней на огонек и заснувшего мужа, но Владимир, внезапно проснувшись, успел схватить ее за руку и остался жив. Разгневанный князь приказал Рогнеде готовиться к смерти, а перед смертью велел ей принарядиться, как в день свадьбы. Рогнеда выполнила приказ мужа, но успела научить маленького сына, чтобы он, как только войдет отец, появился перед ним с мечом в руках и сказал: «Ты тут не один, о родитель! Сын будет свидетелем». Сынок так и сделал. Слова и вид ребенка настолько поразили Владимира, что он бросил меч, которым собирался пронзить жену, и не только оставил жизнь матери и ребенку, но построил им город Изяславль и Полоцкую землю отдал во владение.
Рогнеда родила Владимиру еще трех сыновей (Мстислава, Всеволода и Ярослава) и двух дочерей (Предславу и Марию Доброгневу, впоследствии ставшую женой польского короля).
Но цветку любви уже невозможно было расцвести между этим мужчиной и женщиной- все началось и закончилось печально.
*****
Князь Владимир был женат на чешской, болгарской, полоцкой и византийской царевнах, эти браки были политическими, а наложниц князь выбирал исходя из личных вкусов. Учитывая, что многие славяне прятали своих жен и дочерей в теремах, то в княжеские наложницы попадали либо пленницы, захваченные в военных походах, либо дочери слуг, попавших в опалу.
Владимир знал, как добиваться желаемого — силой. Часто он чувствовал в себе языческого бога, что способен на все для достижения цели, особенно если это были женщины.
«Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора», — писал Карамзин. Сохранились имена некоторых из жен: Олофи (из Скандинавии), Адель (из Чехии), Манфреда (из Болгарии), Юлия (гречанка, жена Ярополка). Юлию Владимир захватил беременной, и вскоре она родила Святополка.
Снова и снова Владимир повторял свои попытки отвоевать у жизни кусок любви, к сожалению -только силой, ведь другого он не знал.
С дочерью корсуньского князя все пошло как обычно. Получив отказ, Владимир взял Корсунь (Херсонес) хитростью, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей и выдал ее за предателя замуж. Насильно!
Ярополк, старший брат Владимира, больше не представлял опасности, не осмелился пойти против силы и заперся внутри Киева. После чего, послушав советы своих бояр, бежал в маленький город Родню. Владимир зашёл в Киев и занял престол. Так могущественный Ярополк — стал никем. Бывший киевский князь хотел было помириться с неожиданно жестоким братом. Он пришёл в киевский палац, но, не успев дойти до престола, был убит варягами вместе со своим советником.
Кровь, месть, сила и секс -все, что составляло жизнь Владимира вполне удовлетворяло его, разве что кроме амбиций. Теперь он хотел большего — чтобы его признал весь мир, а для этого нужно было (по примеру бабки Ольги) выбрать правильную религию и обзавестись женой — царской крови.
****
Рыжие локоны Анны сегодня расчесывали особенно тщательно, ведь император ждал ее к себе для серьезного разговора. Наконец копна непослушных волос спрятана в прическу, а красивое, но скромное платье только подчеркивало величие происхождения порфиро­родной дочь Василевса.
— По законам империи я не могу вступить в брак с варваром, ведь тогда он автоматически становится претендентом на императорский престол.- глаза Анны горели, когда она спорила с самим императором.
— Но Владимир хочет вместе с новой женой обрести христианскую веру и статус, равный правителям Византийской империи.
— Он- правителем языческого народа с гаремом: пять официальных жен и большое число наложниц, отец 13 сыновей и более 10 дочерей от разных женщин.
— А вот с этим ты разберёшься сама!
Разговор был закончен, даже не начавшись. Мысли Анны путались:
— Он хочет жениться на родной сестре императора Василия II. Это требование неслыханно. На протяжении многих веков представители правящих династий редко заключали браки по любви. Принцесс рассматривали, скорее, как инструмент в политической игре. И мало кто видел в них девушек, мечтающих о личном счастье, особенно если семейный союз между монаршими особами мог принести мир и процветание стране на долгие годы.
Так принцесса Анна из Македонской династии в 988 году покинула родной Константинополь, чтобы выйти замуж за князя Владимира I Святославича. Дорога была сносной, а вот мысли пугали Анну Византийскую
— Варвар, многоженец, насильник! Разве способна женщина противостоять жестокой силе, даже если она царских кровей. Все чаще уносило ее далеко в детство.
 Завидная невеста Принцесса Анна родилась 13 марта 963 года буквально за два дня до смерти своего 24-летнего отца — императора Романа II. Причина трагического события, оставившего новорожденную девочку сиротой, так и осталась невыясненной. Полагали, что правитель Византии был отравлен. Мать же принцессы, не сильно интересовалась своей дочерью, Феофано, была женщиной незнатного происхождения, армянкой по национальности. После смерти мужа необходимо было устраивать свою личную жизнь, и вдова вышла замуж за полководца Никифора Фоку, который занял византийский престол. Все чаще царицу Феофано называют коварной обольстительницей, которая очаровала сначала императора Романа II, а затем и Никофора Фоку. Считается, что в 969 году именно с подачи царицы произошел государственный переворот так Феофано посадила на византийский трон своего очередного любовника — Иоанна I Цимисхия.
Однако он оказался хитрее и коварнее возлюбленной, жениться на вдове императора не захотел, а Феофано с детьми была изгнана из столицы. Только через долгих семь лет, в 976 году, после смерти Цимисхия представители Македонской династии вернули свой трон — братья Анны — Василий II Болгаробойца и Константин VIII — стали соправителями, а Анна, в возрасте 13 лет, стала завидной невестой, к которой начали свататься принцы и короли со всей Европы.
Ее это никогда не интересовало. На опыте своей матери она понимала, что мужчины слишком опасны, и вкладывала все свои силы в образование. Вскоре она стала одной из самых образованных женщин своей эпохи.
В разные годы к представительнице знатного рода сватались германские и болгарские правители, но наиболее влиятельным и перспективным женихом Анны был, французский король Роберт II из династии Капетингов, только сватовство не увенчалось успехом — Руфа, что значит «рыжая», твердо решила посвятить себя образованию и христианской вере, оставаясь незамужней — до 25 лет, что по меркам Х века было уже поздно для вступления в брак, и это ее успокаивало и радовало, ведь свобода женщине дает много возможностей, а брак -одни ограничения.
  Но князь Владимира I Святославича, которого никак нельзя было назвать подходящей партией, опять пошел на хитрость пригрозив осадой столицы и пообещав, в случае брака, защиту границ со своей стороны- это хорошо сработало, как и раньше. Успешный поход Владимира и его боевой дружины в Крым, где русское войско захватило город Херсонес (стратегически важный порт принадлежал Византии), был подтверждением серьезности намерений варвара.
Путь нового брака с принцессой Анной ничем не отличался от предшествующих, а был выгоден князю по нескольким причинам.
Во-первых, Византия была наиболее влиятельным и богатым государством той эпохи, союз с такой империей мог принести немало пользы.
Во-вторых, династический брак с представительницей столь знатного рода поспособствовал бы государственному становлению Руси как одной из европейских держав.
И, в-третьих, женитьба на византийской принцессе поднимала личный статус князя Владимира I, ставя его на одну ступень с представителями влиятельного европейского дома.
 Так или иначе, но и Византия стремилась распространить свое влияние на соседние земли путём миссионерской деятельности, а Анна стала лишь пешкой в этой политической игре, только уверившись, что мужчины слишком опасны, чтобы бороться с ними в одиночку, а помощником ей всегда была только христианская вера, и она молилась всем сердцем и душой, чтобы Бог помог справиться ей с нависшей угрозой ее жизни.
****
Тогда в Киев в 986 году к князю приходили посольства от разных народов, призывая Русь обратиться в их веру.
Волжские болгары хвалили Магомета; иноземцы из Рима от папы проповедовали католическую веру, а хазарские евреи ; иудаизм, но Владимиру все было не к душе, не понравилось, что за грехи Господь рассеял евреев по всей земле, что служба магометан слишком суха, а толкование о загробной жизни запрещало пить вино.
Последним прибыл проповедник, присланный из Византии, что привлек внимание князя величественным полотнищем, на котором изображено было судилище Господне. Справа стояли праведники, в веселии идущие в рай, а слева ; грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнул:
— Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева.
— Так станьте праведным и креститесь, ; сказал грек.
 Тогда Владимир не придал этому большого значения, а теперь, когда все его мечты сбывались, когда Анна на пути, а ему лишь осталось обзавестись еще одной женой — неведанная напасть -полная слепота.
Утром глаза его накрыла пелена, черная и беспросветная, которая навсегда лишит его и власти и амбиций, да и слезы тут не помогут.
 Ещё вчера великий и могущественный, сегодня он ничтожен и беспомощен.
Как прозреть?
Мысли в голове путались, превращая душу в хаос.
Еще вчера девять посланников.
расхваливали великолепие Софийского храма в Константинополе: стройное пение певчих, торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. Они потом говорили князю Владимиру: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
И как отведавший сладкого не захочет горького, нельзя дальше оставаться больше язычниками.
Владимир захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь, и получил согласие Владимира на свадьбу, а вместе с ней и греческого бога — в качестве трофея.
И все, все напрасно.
Слуга зашел, робко покряхтев, сказал:
— Прибыла, батюшка, что делать будем.
— А зови. Красивым да сильным я тысячу жен имел, а нужен ли я буду слепым этой христианке, вот и проверим ее праведность.
Царевна Анна робко вошла в терем к ней спиной сидел огромный и сильный мужчина, повернувшись к ней, он усмехнулся:
— Ну что царевна, твой Бог подшутил надо мной, сделав слепым. Надеюсь это не твои проклятия долетели до небес.
Анна, услышав о случившемся, вспомнила Павла, что ослеп, а потом стал апостолом Бога.
— Хочешь избыть болезнь свою? Крестись скорее, князь Владимир.
— А коли так и останусь слепым, замуж за меня пойдешь.
— Пойду.- смело ответила красавица.
Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.
Крещение не только вернуло князю зрение, но сильно изменило Владимира. Он принял новую веру горячо, искренне, со всей страстью своей незаурядной натуры. Принял не только внеш­ние яркие атрибуты, но и новые для себя представления о добре и зле, грехе и добродетели.
А в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день ((в 988 году) вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…»
 Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создавались епархии. Так при князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.
 Если раньше в каждой местности молились своим богам, то после крещения Руси, инициатором которого был киевский князь, появилась общая для всех православная религия, объединившая народ, а над русской землей взошло еще одно ЯСНОЕ СОЛНЫШКО -Владимир.
Когда обвенчались Владимир и Анна, ей было 25 лет, ему — 28. Единственной законной супругой Владимира теперь стала Византийская царевна, остальной гарем награждён и распущен.
Анна немало сделала для распространения христианства на Руси. Вместе с ней в страну приехали ученые-богословы, священники, архитекторы и мастера. По инициативе княгини было построено несколько храмов, в том числе и церковь Пресвятой Богородицы в Киеве.
Всякому нищему и убогому разрешено приходить на княжий двор и брать еду, питьё и даже деньги.
А главным качеством Владимира Ясно Солнышко, присущим новому христианскому правителю, стало его миролюбие.
 После свадьбы Эта женщина, не имевшая возможности распоряжаться собственной судьбой, во многом определила дальнейший путь развития нашей страны.
Владимир Святой советовался со своей супругой при решении различных религиозных вопросов. Византийская архитектура оказала большое влияние на русское зодчество. А распространение христианства привело к созданию знаменитой кириллицы, которой — пусть и в измененном виде — мы пользуемся до сих пор.
Анна умерла в 1011 году, когда ей было 48 лет. Причиной смерти большинство историков считают инфекционное заболевание, в то время эпидемии уносили тысячи жизней. Киевский князь скончался через четыре года. Они оба были похоронены в Десятинной церкви.