28. Антикварные часы. Кража века

Тамара Давидова
      Глава 28. Опрос пострадавшего
    
     Сыщ, предварительно согласовал с Чиф-Бэнком времени встречи, пришел в его кабинет центрального офиса банка. Его приятно удивил интерьер, который был, с одной стороны, роскошным, как и подобает Важному Гному, работающему с деньгами, а с другой стороны, безупречно и организовано расставлена мебель, подобрано по цвету и освещению. Он ожидал увидеть массивную мебель и большое количество сейфов, шкафов, но его встретила спокойная, уютная среда, располагающая к беседе.
      
     Чиф-Бэнк не производил впечатление страдающего, потерявшего ценное имущество. За чашечкой кофе банкир повторно пересказал о том, что не заметил, как произошла кража, даже пошутил про себя. что сам виноват, руки у него неумелые, и он выразил осуждение к своей персоне, что зря он  проявил демонстрацию антиквариата, ведь не было необходимости сегодня себя украшать часами прошлых столетий. Наверное, он недостаточно владеет правилами эксплуатации такого несовременного предмета.

      Сыщ попросил подробнее осветить вопросы истории этих старинных часов, где они были приобретены, у кого, либо перешли по наследству, тогда от кого, и, когда переданы? 
    
     Чиф-Бэнку эти вопросы явно не нравились, потому что касались его имущественного состояния, а его убеждения, что «деньги» должны работать, поэтому всегда покрыты определенной тайной. Но, пересилив себя и свои принципы, никогда не говорить конкретно о финансовых делах, он ответил:
     - Нет, я не фанатик-коллекционер старины, но люблю и ценю антиквариат, как хорошее вложение средств, ведь с каждым годом цена этих вещичек приносит хороший процент дохода, по сравнению с другими финансовыми операциями.

      Сыщ повторил вопросы:
     - Где, когда, и, у кого были приобретены эти старинные часы? Я интересуюсь часами не ради уличения Вас в какой-то незаконной коммерческой сделке, или приобретения в собственность «не чистого», ворованного имущества, а с целью, возможного выхода на заказчика или заказчиков, потому что есть предположение о серьёзной подготовке к этой краже, с большим количеством заинтересованных лиц и исполнителей.
 
       Чиф-Бэнк, снизив свой голос почти до шёпота, как будто везде подслушиваю, сказал:
     - Эти часы из наследственного имущества моих предков, которые на протяжении многих веков собирали красивые и ценные предметы. Я не знаю, как формировалась, и через какие источники, и как она пополнялась, я не имею устных данных, простите, но не сохранились по этому поводу и письменные источники.

      Следователь Сыщ понимал, что этот важный Гном скрывает какую-то информацию, и он из беседы так и не узнал никаких новых фактов, за которые можно было бы зацепиться для дальнейшего продвижения расследования. Тогда следователь, достав из коробки, найденные часы на участке Экола, показал их как пострадавшему лицу, и стал наблюдать за реакцией Чиф-Бэнка.

     Банкир с радостью воскликнул:
     - О, так Вы нашли! Зачем же Вы расспрашиваете меня про историю этих старинных часов в моей коллекции, если Вы их нашли? Я могу их забрать? Где мне расписаться? Кому выписать денежное вознаграждение за хорошую разыскную работу?

     Взяв эти часы в руки, вдруг выражение лица Чиф-Бэнк резко изменилось, исчезла его наигранная, восторженная полуулыбка, и появилась некоторая растерянность и удивление, со словами:
      - Нет, это не мои часы, я чувствую, что это другие, это не настоящие, это фальшивка, они какие-то легкие, нет нашего знака с оборотной стороны, и цепочка не такая, она короткая. Посмотрите на мои размеры и также на моих родственников, и какая длина цепочки. В моих часах шатлен был более длинным, потому не является совсем родным, его отдельно заказывал мой отец, конечно, идентично оригиналу. «Родной», красивый, французский шатлен конца 17 века хранится сейчас отдельно, он выглядит в виде специальной цепочки, один конец которого для закрепления к одежде, а другой конец  приспособлен для связки ключей. Разве можно сравнить с этой упрощенной подделкой. И где Вы их нашли, кто сделал эту копию, кому это нужно было?

     Сыщ обрадовался этим вопросам и изменению содержания беседы:
     - И я бы очень хотел знать ответы на Ваши поставленные вопросы, может быть, у Вас есть какие-либо предположения?

     Чиф-Бэнк ответил:
     - Нет, я ума не приложу кому именно эти часы нужны были. Я знаком с ценами на старинные часы, на  всех международных рынках, и могу сказать, что да, они представляют группу редкого, художественного и именного антиквариата, но не самого дорого. Из карманных часов сегодня ценятся первые механические часы под именем «Нюрнбергское яйцо» Питера Хеноейна, хотя неизвестно почему имеет такое название.

     И Чиф-Бэнк продолжил рассказ об антикварных часах, хотя он и не считает себя фанатом коллекционирования, но показал себя специалистом, владеющим глубокими познаниями,:
     - А самыми дорогими часами является эксклюзивная модель «Patek Philippe Henry Graves Supercomplication», проданная за 11.002.500 «зелёных» денег.  Вы спросите меня, почему такая высокая цена? Я отвечу: на их изготовление ушло пять лет, состоят они из 900 деталей, у них 24 функции, а «изюминкой является циферблат, украшенный звездным небом, которое выглядит точно так же, как из окна дома за озёрного заказчика Генри Грейвза. А мои карманные часы из Франции 17 века находятся в среднем ценовом диапазоне, потому что они были распространены и на современных аукционах их называют «салатницами» из-за круглой формы с овальным поперечным сечением. Подобные изделия были модными в те времена, даже многие джентльмены носили одновременно разные виды часов по двое и даже трое, показывая свою состоятельность.

       Следователь Сыщ поблагодарил Чифа-Бэнка за полезную и профессиональную информацию, но что-то засомневался в его рассказе, не убедили слова, принижающие стоимость и художественную ценность своих антикварных часов, которые были украдены и не названы они почему-то «кражей века». И он тогда подумал:
     - Интересно, зачем, с каким умыслом, обычно пострадавшие завышают цену своей пропажи, пожалуй, я первый раз встречаюсь с уменьшением значимости украденного предмета. Если их стоимость не 11, а даже 5 миллионов «зеленых», это тоже внушительные цифра, он не припомнит ни одного подобного дела в Гномов-Саду.

     Чиф-Бэнк обратился к Сыщу:
     - Прошу Вас подождать минут пятнадцать, я не могу Вам не показать всю мою коллекцию, потому что у Вас нет документа на мой обыск, но я покажу один тайный предмет, который раскроет некоторую тайну, и, скорее всего, не  поможет  раскрыть «кражу века»,  а внесёт еще больше вопросов.

     Сотрудник банка проводил следователя до двери в другую комнату. Переступив порог, его взгляду предстали разные виды часов, от старинных и до оригинальных, современных видов, а самое главное, все были в рабочем состоянии, поэтому некоторые тикали, другие стучали, звенели, пели, чирикали и заливались музыкой, оповещая время. Было видно, что это пространство создавалось с любовью за многие годы, , по углам расположились большие напольные часы  с боем, висели настенные часы,  а камин украшали старинные каминные часы с подсвечниками.

     Бвнкир подвел к столу, где на специальной бархатной подложке лежали точно такие часы, какие принёс  Сыщ, как подделку под антикварные часы. Следователь еле удержался на ногах, хорошо, что сотрудник подставил ему стул и предоставил перчатки.

     Состоятельный, наследственный коллекционер Чиф-Бэнк, попросил его одеть перчатки и взять в руки драгоценный предмет, объясняя при этом:
     - Никто не знает об этой вещичке, я её показываю впервые, именно Вам, потому что Вы являетесь официальным лицом и обязаны сохранять тайну следствия. Да-да, перед вами ещё одна копия украденных старинных, французских часов 17 века. Её сделал какой-то известный мастер, еще в 18 веке по заказу моего прадеда. Он всегда делал высокопрофессиональные копии, чтобы в бытовых условиях не пользоваться настоящими изделиями. Это не фальшивка и не подделка, я настаиваю на этом слове, а именно копия с оригинала. Теперь, Вы имеете возможность сравнить эти два образца. 
 
     Сыщ взял за цепочки в обе руки два изделия, и сказал:
     - Действительно часы, с которыми я пришел, имеют более лёгкий вес. Вижу значительные отличия в цепочке-шатлен, как по длине, так и по отдельным элементам. Может быть, и где-то ещё «ходят» по антикварному рынку другие копии и фальшивки, выполненные за несколько прошедших веков, сделанных с этих карманных часов. Как знать, сколько их?

     Чиф-Бэнк пояснил:
     - Обратите внимание, что в этом копийной образце используется оригинальный шатлен, кстати, в украденном изделии – новый вариант, приближенный к оригиналу. Посмотрите через лупу,  Вы увидите на копии еле заметное клеймо в виде кружка с точкой в центре. Это говорит о том, что перед нами не настоящее антикварное изделие. Моя ошибка состояла в том, что, имея такую высоко качественную вещь, я взял подлинник на это мероприятие открытия акционерной компании «Водэпром», считая, что там будет только очень состоятельная и проверенная публика. В будущем я никогда такой ошибки не сделаю, правильно делал мой прадедушка, который никому м никогда не доверял.
 
     - Я знаю, что Вы будете делать материаловедческую экспертизу со своего фальшивого образца, но я не дам свою копию, я попрошу своих проверенных экспертов, которые сделают анализы используемых материалов и предоставлю Вам сразу же в письменном виде вместе с фотографией и обмерами.

     Сыщ поблагодарил Чиф-Бэнка за оказанное доверие и раскрытие уникальной, семейной коллекции, и попросил назвать фамилии экспертов, чтобы тоже привлечь их к своей экспертной работе. Но мудрый банкир ответил, что хранит тайны своих клиентов, экспертов, дилеров и других ответственных лиц.

     Следователь назвал имя известного искусствоведа Юварт-Крыскиной, но Чиф-Бэнк высказал свое мнение, что данная мадам много знает, она несколько раз просилась познакомиться с моими коллекциями, но я отказываюсь от её услуг, потому что она имеет слишком обширный круг специалистов, ювелирных мастеров и продавцов в этом очень закрытом антикварном мире.

     Банкир выписал чек с крупной суммой на имя Сыща, со словами:
    - Я понимаю, что любая работа стоит денег, а хорошая и быстрая работа стоят больших денег. Обращайтесь, если потребуется ещё большая сумма.

     На этом, пожав друг другу руки, они распрощались.

     (Продолжение следует)