100 лет Болотнинскому району. Ч. 16

Евгений Викторович Терентьев
17 век – время появления в степных районах Западной Сибири многочисленных западно-монгольских племен, которых русские источники того времени называли «черными калмыками» или «зюнгорцами». В 1630-х годах западные монголы объединились в единое государство – Джунгарское ханство. Правители ханства принадлежали к аристократическому ойратскому роду Чорос. В 1640 году на общемонгольском съезде было принято Степное Уложение, которое установило единые законы для всех ойратов и определило буддизм школы гелуг (тибетский буддизм - ламаизм) в качестве единой государственной религии. Новое государство образовалось в верховьях Иртыша, на границах современных Казахстана и Китая. Вскоре оно заняло значительное пространство на территориях современных государств: России (часть Алтая, Хакасии и Тувы), Казахстана, Киргизии, западных областей Китая – от Тибета и Китая на юге до Южной Сибири на севере, от юга Урала на западе до Халха-Монголии на востоке. Государственным языком в Джунгарии стал ойратский язык, с 13 века имевший письменность на основе старомонгольского письма. В 1648 году на основе старомонгольского письма буддийским монахом Зая-Пандитой специально для ойратского языка была создана письменность тодо-бичиг, которая до 1924 года использовалась также как письменность в калмыцком языке (калмыки имеют ойратское происхождение, их предки в 17 веке переселились из Центральной Азии на Волгу, создав Калмыцкое ханство) и  которая до сих пор используется как письменность для современного ойратского языка в Китае (современный ойратский язык в Монголии, как и современный калмыцкий язык в России имеют письменность на основе кириллицы). Столицей Джунгарского ханства стал город Кульджа – бывшая столица Чагатайского улуса Монгольской империи (современный город Кульджа (Инин) на северо-западе Китая).

В 1643 году джунгары вторглись в Семиречье, начав череду непрерывных войн с казахскими ханами. В 1680-х годах джунгары подчинили тянь-шанских киргизов, овладели Ферганской долиной, полностью разорив ее, и на время захватили города Сайрам, Ташкент, Шымкент, Тараз. Потеряв кочевья по Иртышу, Тарбагатаю и в Семиречье, казахи отступили на запад. Северными соседями джунгаров в Приобье оказались телеуты, о которых мы уже упоминали. Первые сведения о телеутах в русских источниках относятся, вероятно, еще к 1598 году, когда русские воеводы сообщали о неизвестном им войске кочевников, оказавшемся недалеко от места Ирменского сражения сразу после поражения Кучума. В русских документах 1601 года телеуты имеют название «белые калмыки», которое на весь 17 век – первую половину 18 века прочно закрепится за ними. Из поздних самоназваний телеутов известны: байаттар, тадар кижи, татадар-кижилери, теленит, теленет, теленут, телеут кижи. Сегодня в мире насчитывается около 2700 телеутов: из них около 2 тысяч бачатских телеутов живет на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области, более 500 телеутов проживает в Новокузнецком районе Кемеровской области, по нескольку десятков человек телеутов проживает в Алтайском крае и в Шебалинском районе республики Алтай. В 1840-х годах на основе телеутского языка и языка алтай-кижи православными миссионерами была создана кириллическая письменность для записи алтайского языка. С 1990-х годов телеутский язык имеет собственную письменность также на основе кириллицы. В советское время телеутский язык считался диалектом алтайского языка, в 2000 году он был признан в качестве самостоятельного языка коренного малочисленного народа Российской Федерации. В 2010 году на телеутском языке говорило 975 человек. Традиционно считается, что язык и культура телеутов  связаны с языком и культурой современных алтайцев (в частности, с теленгитами), этнотерриториальной группой которых они официально считались до 1993 года. В 19 веке телеуты приняли православие, при этом среди них частично сохраняются традиционные верования, из которых наиболее исследован шаманизм.

В 1609 году телеуты в Томске в лице своего князя Абака заключили союзный договор с Русским государством и обязались участвовать в русских походах взамен поддержки их томскими воеводами. В том же году телеуты в ответ на набеги на территорию эуштинцев совершают поход на племя кужугетов. В 1611 году телеуты в составе русского войска совершают поход на территорию Хонгорая – «Киргизскую землицу» против енисейских кыргызов. В 1615 году телеуты совершают поход на племя чорос, совершившее набег на эуштинцев. В 1617 году телеуты вышли из союза с Русским государством и стали сами совершать набеги на Томский и Кузнецкий уезды. В 1621 году они обнаружили в Кулундинской степи присутствие калмыков и вновь заключили союзный договор с Русским государством, но в 1624 году вновь разорвали договор с русскими и в 1629 году заключили союз с Кучумовичами – потомками погибшего хана Кучума, все еще считавшими себя наследниками давно уже не существовавшего Сибирского ханства. Вместе с Кучумовичами и частью разагитированных ими чатов и барабинцев телеуты совершают нападения на русские уезды, грабят и убивают местные племена, принявшие русское подданство. После разгрома в 1631 году объединенным русско-чатским войском под руководством Якова Тухачевского предателя – чатского мурзы Тарлава  телеуты выходят из союза с Кучумовичами. Примерно в это время от Абака отделился и создал свой отдельный улус князь Мачик. В 1634 году Абак был приведен к присяге томскими воеводами (когда все его союзники по коалиции Кучумовичей против русских властей были уже разбиты).
После смерти в 1635 году князя Абака телеутов возглавил его племянник – князь Кока (двоюродный брат князя Мачика). В 1636 году Кока вместе с русскими ратниками участвует в походе против енисейских кыргызов. В 1645 году Кока впервые шертвует (дает присягу) джунгарам, надеясь заручиться их поддержкой в случае необходимости. В 1646 году князь Кока отказывается принести присягу новому русскому царю Алексею Михайловичу (при этом присягу приносит князь Мачик, который ее неоднократно и нарушает, нападая на принявшие русское подданство племена). В 1654 году Кока напал на Томский уезд. В 1657-1658 годах в ответном походе томские воеводы разбили телеутов. В 1558 году Кока и Мачик, теснимые джунгарами, решили принять русское подданство и отправили посольство в Москву, прося защиты от Джунгарии. 29 января 1659 года в Москве прошли русско-телеутские переговоры, однако, получить помощь русских воевод Кока и Мачик так и не сумели. В 1662-1663 годах телеуты вновь напали на Томский уезд, в ответ томские и кузнецкие воеводы в 1663-1664 годах совершили ряд походов против телеутов на реку Мереть, вынудив Коку покинуть свою ставку, бывшую на берегах этой реки  (река Мереть находится на современной территории Ленинск-Кузнецкого и Беловского районов Кемеровской области).

В 1663 году, воспользовавшись ослаблением телеутов, Джунгария полностью подчинила их. Телеуты, теперь ставшие вассалами верховного правителя Джунгарии – контайши (хунтайджи), стали нести постоянную угрозу для русских поселенцев, желавших обосноваться на границе с их кочевьями в лесостепи. «Телеутская землица» (или Теленгетский улус), раскинувшаяся в то время от реки Ини на севере до слияния рек Бии и Катуни на юге, от реки Иртыша на западе и до реки Томи на востоке, играла роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями джунгар. Ранее русские служилые люди уже проникали южнее этого барьера. В 1632 году по приказу томских воевод отряд томских служилых людей под началом сына боярского Пущина Федора Ивановича был направлен вверх по Оби исследовать место соединения рек Бии и Катуни для строительства здесь русского острога. Не дойдя до места, в окрестностях современного города Барнаула отряд подвергся нападению телеутов и Кучумовичей, смог выдержать и отразить натиск противника, но ввиду превосходящих сил противника был вынужден вернуться в Томск. В 1633 году отряд томских казаков под началом сына боярского Петра Собанского появился на берегах Телецкого озера, среди местных народов носившее название Алтынколь – Золотое озеро. Он вновь подчинил и обложил ясаком племя телесов, живших здесь (впервые русские казаки подчинили телесов в 1625 году), а озеро назвал Телесским (Телецким). В 1642 году Петр Собанский с томскими казаками, усиленными кузнецкими служилыми людьми, вновь пришел на Телецкое озеро, построил на его берегу (вероятно, в районе современного населенного пункта Яйлю) острожек, отыскал телесов и собрал с них ясак, исследовал окрестности озера до устья реки Чулышман. В 1646 году на Телецом озере побывал отряд томских казаков под началом Бориса Зубова, вслед за которым в 1653 году сюда пришел новый отряд казаков. Озеро было связано с Кузнецким городом тропой.

Некоторые телеутские роды, вовлеченные во взаимодействие с русскими властями, в это время принимали русское подданство и откочевывали на север, под защиту Томского города, со временем превратившись на новом месте в новый народ - калмаков. Весь 17 век телеутские князья постоянно требовали от томских воевод выдачи им беглецов, но неизменно получали отказ. Часть калмаков в 17-18 веках приняла православие, полностью обрусела и вошла в состав русского населения. В 19 веке оставшиеся калмаки под влиянием казанских мусульманских проповедников приняли ислам, в настоящее время их вместе с чатами и эуштинцами относят к томским татарам. Сегодня насчитывается около 500 человек калмаков, проживающих на северо-западе Кемеровской области. По информации Николая Сергеевича Уртегешева, ведущего сотрудника института филологии СО РАН, в деревнях Зимник, Большой Улус и Сарсаз Юргинского района Кемеровской области и в деревне Юрты-Константиновы Яшкинского района Кемеровской области в 2010 году пожилые калмаки еще помнили о собственном калмакском языке и калмакской традиционной одежде. Так как калмакский язык не имеет письменности, он стал быстро исчезать вместе с его пожилыми носителями. По мнению Уртегешева, сегодня наблюдается ускоряющаяся ассимиляция калмаков татарами, проявляющаяся в принятии калмаками татарского языка, татарской материальной культуры и обычаев (в качестве примера исследователь приводит калмакский народный коллектив, созданный в Юртах Константиновых, который сегодня исполняет песни не на калмакском, а на татарском языке, и для выступлений использует не калмакскую, а поволжскую татарскую народную одежду).

В 1670 году умер князь Кока, передав власть своему сыну Табуну. В это время князь Мачик помогал джунгарам в их походе на русских. В 1671 году Табун и Мачик находятся в своей ставке в устье реки Чумыш (река Чумыш – правый приток реки Обь, протекает по современным территориям Кемеровской области и Алтайского края; впадает в Обь в 88 км ниже города Барнаула). В 1671 году телеуты совершили набег на Кузнецкий уезд, в 1673 году – на Томский уезд. В ответ в 1673-1674 годах русские отряды вторглись в Телеутскую землю. В 1682 году телеутские князья Коокен-матур и Матур-тайши вновь напали на Томский и Кузнецкий уезды. В 1685 году князь Табун стал склоняться к союзу с русскими, однако, опасаясь мести джунгар, категорически отказывался приносить присягу. В 1695 году Табун умер и его преемником стал его сын Шал. В 1690 году Джунгарское ханство ввязалось в конфликт с более сильной Китайской империей Цин, потерпев от нее поражение в битве на реке Тэрэлж в Монголии в 1696 году. По итогам этой войны Китай подчинил себе Халху – территорию к северу от пустыни Гоби. Через год умер правитель Джунгарского ханства Галдан-Бошогту, новым правителем стал Цэван-Рабдан, захвативший ханский престол. В 1698-1699 годах джунгары вновь начали войну с кахахами и полностью завоевали Восточный Туркестан. Все это временно отвлекло внимание джунгар от положения дел в русско-телеутском пограничье, что, впрочем, не помешало их вассалам-телеутам в 1700 году штурмовать русский Кузнецк и разорять Кузнецкий уезд на юге Западной Сибири. В 1701 году к телеутам отправилось последнее известное русское посольство, чем оно закончилось – неизвестно. К этому времени телеуты в течение почти 30 лет кочевали в бассейне верхнего и среднего Алея (на современной территории Алтайского края) в непосредственной близости от собственно кочевий джунгар.

Что происходит в 17 веке в истории нашей страны? Начало этого столетия российскими историками названо Смутным временем – временем тяжелейшего государственно-политического кризиса, грозившего стране ее полным исчезновением. В 1598 году в Русском государстве пресеклась правящая династия Рюриковичей (умер бездетный сын Ивана Грозного царь Федор Иванович), на Земском соборе новым царем был избран шурин покойного царя боярин Борис Годунов, который уже при царе Федоре проявил себя как фактический правитель государства. Неурожаи 1601-1603 годов привели к массовому голоду в стране, народным волнениям и восстаниям с призывами замены царя Бориса Годунова «законным» царем из Рюриковичей. В Речи Посполитой (Польше) появляется самозванец – Лжедмитрий, назвавшийся младшим сыном Ивана Грозного царевичем Дмитрием (который погиб в возрасте 8 лет в 1591 году в Угличе). В 1605 году умирает царь Борис Годунов, Лжедмитрий при поддержке поляков и украинских казаков вступает в Москву и становится царем. В 1606 году восставшие москвичи убивают Лжедмитрия, царем становится князь Василий Шуйский, происходивший из суздальской ветви Рюриковичей. В 1608 году Москву с польским войском осаждает новый самозванец Лжедмитрий Второй. В 1609 году Речь Посполитая объявила войну Русскому государству, поводом для которой стало заключение Василием Шуйским военного союза со Швецией. В 1610 году в Москве был свергнут Василий Шуйский, который затем умер в 1612 году в польском плену в Варшаве. Власть перешла к семибоярщине, которая способствовала избранию на русский трон польского королевича Владислава. В Московском Кремле обосновался польский гарнизон. Выступивший в новых условиях уже против поляков, в том же 1610 году Лжедмитрий Второй был убит собственными телохранителями. Непременным условием избрания на царство Владислава было принятие им православия, однако, тот не принял православие, поэтому коронация Владислава не состоялась. Пользуясь безвластием в государстве, шведские наемники оккупировали русские территории на северо-западе страны. В 1611 году в Пскове появился Лжедмитрий Третий, которому в 1612 году даже присягнуло Первое народное ополчение, созданное годом ранее в Рязани. Одновременно с Лжедмитрием Третьим появился Лжедмитрий Четвертый, которого признало царем все Нижнее Поволжье. Лжедмитрий Третий в том же году был арестован лидерами Первого ополчения, в 1613 году его посадят для всеобщего обозрения на цепь в Москве, а затем казнят. Дальнейшая судьба Лжедмитрия Четвертого неизвестна. В 1611 году в Нижнем Новгороде начнет создаваться Второе народное ополчение, руководителями которого были посадский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно Второму народному ополчению выпала задача освобождения Москвы от поляков осеню 1612 года (этому событию приурочен современный государственный праздник – День народного единства). В 1613 году Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова, который правил страной до 1645 года. С воцарением династии Романовых Смутное время было закончено. В 1645 – 1676 годах правил сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович, в 1676 – 1682 годах – сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич, с 1682 года – другие дети Алексея Михайловича – Иван Алексеевич и Петр Алексеевич (будущий император Петр Первый). Несколько лет (1682 – 1689) регентом при последних царях была дочь Алексея Михайловича Софья Алексеевна. В 1689 году достигший совершеннолетия Петр низложил царевну Софью и заточил ее в монастырь. В 1696 году умрет формальный соправитель Петра Иван, с этого времени царь Петр будет единолично править государством.

После коронации Михаила Федоровича шведы остались на северо-западе страны. Закончить войну с ними, длящуюся с 1611 года, удалось только в 1617 году: шведы вернули Новгород и всю Новгородскую вотчину с уездами, получив взамен Ивангород, Ям, Копорье, Корелу, всю Неву и Орешек с уездом; Москва также отказывалась от претензий на Ливонию и Карелию. В 1618 году закончилась русско-польская война, начатая в 1609 году, по итогам которой поляки получили Смоленскую, Стародубскую и Черниговскую земли в обмен на уход польской армии и союзных ей запорожских казаков с территории Русского государства. В 1632 – 1634 годах состоялась новая русско-польская война, по итогам которой отошедшие в 1618 году полякам русские земли остались у поляков, взамен король польский Владислав навсегда отказывался от претензий на русский престол. В 1648 году гетман Запорожского войска Богдан Хмельницкий, поднявший восстание против поляков, обратился к царю Алексею Михайловичу с предложением об объединении земель Запорожского войска с Русским государством. Терпя поражения от поляков, в 1653 году он вновь просит царя принять запорожцев в русское подданство. В Москве был созван Земский собор, который решил принять в русское подданство «гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и землями». В 1654 году в тогдашней столице запорожцев  городе Переяславе состоялась рада – собрание представителей запорожского казачества, на котором было принародно принято решение о подданстве казаков русскому царю Алексею Михайловичу. После этого представители русского посольства побывали в 177 городках и селениях Запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю. Официальный титул русского царя был изменен: слова «всея Русии» были заменены на «всея Великие и Малые Русии»; к титулу царя было добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский». Русское государство объявило войну Речи Посполитой, объяснив начало ее освобождением запорожского казачества и православного народа на территориях современной Украины и Белоруссии. Тринадцатилетняя русско-польская война 1654-1667 годов завершилась Андрусовским перемирием, по которому Речь Посполитая возвращала Русскому государству Смоленск, земли южной Псковщины, Северскую (в том числе Стародубскую) землю и передавала все земли Левобережной Украины к югу от нее; полякам возвращались земли в Белоруссии, за ними также оставалась Правобережная Украина; Запорожская Сечь переходила под совместное русско-польское управление. В 1686 году эти условия были подтверждены «Вечным миром», согласно которому Русскому государству был окончательно передан Киев, в котором уже находился русский гарнизон; Южная Киевщина и Брацлавщина объявлялись нейтральной территорией. В 1672-1681 годах произошла русско-турецкая война, по итогам которой Турция признала Правобережную Украину и Киев за Русским государством, граница между турецкими и русскими территориями была установлена по Днепру. В 1686-1700 годах новая русско-турецкая война закрепила за Русским государством крепости Азов и Таганрог на побережье Азовского моря.

 Евгений Терентьев