Это будет бедственное положение...

Сергей Туляков
ИСТОЧНИК: https://www.youtube.com/watch?v=yn9r-CreqbM

Архимандрит Платон
об общине матушки Иустинии (г.Одесса)
(Яськова Иустиния Владимировна, 1920-2004):

Я являюсь прихожанином Свято-Пантелеимоновского мужского монастыря. С матушкой Иустинией по промыслу Божию, слава Богу, познакомились мы около 2004 года, по милости Божией. Так Господь нас свёл вместе с ней, может быть, по роду нашего совместного послушания — она занималась кормлением страждущих, голодных, труждающихся. В какой-то мере я тоже являюсь — несу послушание — практически с самого моего начала монашеского делания — тоже являюсь ответственным за снабжение монастыря, за кормление братии. Может, так Господь нас свёл совместно. Я очень благодарен Богу, что я знаком с этой старицей, с этим великим человеком.

Родилась она в тяжёлое время, в дни тяжелых испытания для нашего Отечества. Она пережила голод, войну. Как она об этом сама свидетельствовала, помнит этот голод, помнит, как она одна осталась единственная живая из всех своих братьев и сестёр — все поумирали. Была у неё многодетная семья. Одна-единственная осталась по милости Божией жива, и сама лично, своими детскими глазами видела, как умирали братья и сёстры её от голода и тяжёлого положения. Поэтому с детства Господь в её сердце заложил любовь и милосердие к страждущим, голодающим людям. И вот так, по милости Божией, промыслительно Господь передал это служение, которое начал Иоанн Петрович Жуковский. Я считаю, именно за это Господь и дал ей такую силу, такую святость, такую прозорливость, которую он имел. Больше не за то, что он нёс такой подвиг юродивого старца (это очень сложно в наше время), даже не за то, что он нёс такие тяжёлые труды — молитвенные, и послушание тяжёлое он нёс, но больше всего, я считаю, что он имеет такую святость, такое дерзновение пред Богом именно за то, что он имел такое милосердие и сострадание к ближним, за то, что он был таким милосердным к страждущим, питал, кормил, давал последнее. И вот свою любовь и своё послушание он передал рабе Божией Анастасии (блаженная старица Анастасия Григорьевна Трояновская, +1987), а она в свою очередь это всё передала матушке Иустинии. Поэтому преемственно матушка Иустиния приняла это послушание от великого старца Иоанна Петровича, и с терпением, с твёрдостью совершала своё дело.

Сначала она начинала с малого. Она одна готовила пищу. Были трудности, конечно, нелегко это было. Но постепенно к ней присоединялись верующие, помогали ей. И так, постепенно-постепенно её община возросла, и вокруг неё собралось много, так можно сказать, чад её верных (около, может быть, полусотни), которые помогали, приходили, нести послушание постоянно. И, как вы знаете, братья и сестры, каждое воскресенье и в субботу на Втором кладбище у могилы Иоанна Петровича (уже вот до сегодняшнего дня) совершается кормление страждущих, немощных, болящих… — около сотни, даже больше, бывает, приходит нуждающихся, которые получают пищу. Не только пищу они получают, а, самое главное, получают духовную пищу. Потому что всё совершается с молитвами, читается молитва, совершается панихида за старца Иоанна Петровича, а затем раздаётся пища. Поэтому все присутствующие, которые приходят получить пищу телесную, они одновременно получают пищу и духовную, и одновременно приобщаются к вере, приобщаются к Богу.

И что особенно памятно мне… Что именно помню тот момент, когда община расцвела. Это было в тот момент, когда Господь благоволил к этой общине, к матушке Иустинии, и благоволила Сама Пречистая Божия Матерь, и послала Свой пречистый образ «Владимирской Божией Матери». Когда один из чад её шёл на послушание к ней утром рано, едет на трамвае, и вот сам лично он был моим духовным чадом, мне это рассказывал: «И вот я иду к ней на послушание, на трамвайной остановке вижу с окна — прям на остановке на скамейке стоит икона Пречистой Божией Матери… (образ оказался «Владимирская»)». Он говорит: «Я глазам не поверил… Я выхожу, она была древняя… На … [неразборчиво] написана (правда, без кивота). Я взял её в руки — и я был в растерянности: куда мне её нести?.. В церковь?..  Я понял, что я еду к матушке Иустинии на послушание, и поэтому я должен туда её везти…» И когда он привёз эту икону, то оказалось, что эта икона старинная, около 200-300 лет ей, древнерусское письмо, икона была замечательно исполненная, «Владимирской Божией Матери», очень умиленный лик. И после обретения этой иконы Божией Матери Господь благоволил, и Господь молитвами Пречистой Божией Матери благословил эту общину.

Я до последнего момента приезжал в эту общину, служил молебны, водосвятные, общался с верующими, которые несли послушание, и сподобился матушку причащать (в последние годы — почти что каждый день), и проводить её в последний путь, когда она отошла в жизнь вечную… И вот хотелось передать её последние слова… Что интересно, что вот она уже как будто отходит к Богу, но после причастия Господь несколько раз её оживлял, можно так сказать, восстанавливал её… И вот её последние слова, можно сказать, с гроба, которые она произнесла напутственно… Она сказала: «Будьте все в любви, в согласии… Я вижу большой голод, который будет когда-то на Земле… Даст Бог, чтобы он не скоро наступил… Я вижу эту засуху, и вижу этих людей страждущих, немоществующих… Это будет бедственное положение…», — слёзы шли из её глаз. Она это видела, говорила, как будто действительно находится в очень таком страждущем положении.

Дай Бог, конечно, чтобы эти времена не застали нас, чтобы они отдалялись. Но вот эти слова я запомнил на всю жизнь. Но отошла она в мире, в любви, в согласии. И хотя она отошла ко Господу, но та община, которую она собрала, по милости Божией, она сохраняется.

Дай Бог всем нам милости, благости и благополучия от Господа. Даст Бог, может матушка Иустиния когда-то в дальнейшем, и вместе, конечно, со старцем Иоанном Петровичем Жуковским прославится в лике святых. Будем на это надеяться, и молить Бога. Аминь.