Если бы молодость знала...

Лариса Марченко
             Глупость продавали на базаре, Молодость давали к ней в придачу!
             Люди подходили, покупали, Убегали, позабыв про сдачу…“
                (Омар Хайям).
      

     Молодые редко бывают умными. Редко бывают нравственными. Это кому-то должно очень повезти-родиться в семье, где слова не расходятся с делом. Где жизненные установки  понятны и незыблемы. Где дом  построен не на песке, а на прочном фундаменте.

    Кира и Боря познакомились, будучи студентами Батайского техникума железнодорожного транспорта в Ростовской области.

    Что к этому времени успели узнать юные существа об этой многослойной жизни, похожей на пирог с неведомыми  им ингредиентами?

             НИ-ЧЕ-ГО.

     Попробуешь пирог, а крем фальшивый. Результат – изжога. Вкусишь запретный плод – расплачиваешься изломанной судьбой.

     Юность впустила в свой золотой период ребят без всяких инструктажей по технике безопасности. Она завораживала, будоражила кровь, сносила голову.
За плечами «восьмилетки». Вчера еще дети, а сегодня вдали от «всевидящего ока» родителей – взрослые.

    Умеренно-континентальный климат с жаркими летами и мягкими зимами, заборы, увитые плющом, растопыренные юкки, ярко-красные пираканты, гибискусы и самшиты – все  вокруг зеленело, цвело и манило в ЛЮБОВЬ.

    На каждом перекрестке из   кассетных магнитофонов звучали песни Игоря Иванова,  задавая ритм и соответствующее  настроение:
            «Тихо плещется вода голубая лента.
             Вспоминайте иногда вашего студента…»

     Гормональный всплеск, желание быть обожаемыми  и Бог весть что еще - сделали свое дело. Любовь-морковь подарила Боре и Кире незапланированную беременность. Кто же в этом возрасте ее планирует?

    Обучение Бориса подошло к концу, а Кирка находилась еще в стартующем периоде "покусывания" гранита науки. Пришлось девчонке   взять академический отпуск и отправится с Борькой к его родителям за благословением на  создание новой ячейки общества.

    Борис представил своей семье  беременную подругу и объявил о необходимости скоропостижного бракосочетания.

   Для матери Бори – Галины Алексеевны,  новость оказалась громогласно-фатальной. Предстоящая свадьба казалась, именно, «скоропостижной». Так в голове и прозвучало.

   Ей не понравилась будущая невестка, не понравилась новость. Было жаль сына. Ей хотелось его сберечь от всех жизненных передряг. Наверняка это все исходило от большой материнской любви и еще в память о первом муже, который погиб на следующий день после рождения сына.

   Пришел в роддом. Увидел сына. Обнял жену и ушел на работу. Мог бы не идти. Были положены отгулы. Не взял. Хотелось больше заработать, чтобы купить все необходимое для  новорожденного сына. Не успел. В тот день  произошла большая трагедия.  На шахте случилась  авария и погибло много горняков. Отец Бориса тоже погиб.
 
    За несколько секунд до предстоящей трагедии  Борин папа развернул свой тормозок, обернутый в старый номер газеты «Труд» и собрался трапезничать. Его товарищ по работе  внезапно схватился за сердце и попросил поменяться с ним  местами. Тот  удивился, но место уступил. Через мгновение произошел обвал горной массы. Борин отец погиб вместе с десятками других шахтеров, а  товарищ по работе, который занял его место (видно имел отличного Ангела-Хранителя) – остался жив.

    Через три года Галина Алексеевна родила во втором браке дочь Леру. Но психическая травма от потери близкого человека  затаилась и никуда не ушла.

    Отчим -  Виктор Ефремович отнесся к предстоящему событию с пониманием. Принял, как данность. Готов участвовать и подставлять плечо.

     Сестре Лерке было «по барабану». Десятый класс маячил впереди. Какой там  серьезный анализ происходящего?  Интересно! Весело! Событие! Здорово! Новая подружка! Можно меняться платьями!

     Борис и Кира прошли сквозь церемониальные обряды, пахнущие пенсией и нафталином. На свадьбе были только друзья  Галины Алексеевны. А это люди с длинным прошлым. Из молодых - только сами молодые и  свидетели бракосочетания. Дружок Санька (он же свидетель)  и сестра Лерка ( она же свидетельница).  Родителей невесты позвать забыли.  Хотя белое платье и фата все же были зафиксированы на черно-белых любительских фотографиях.

    Молодые порадовали друг дружку совсем недолго. Новоиспеченного мужа призвали отдавать долг Родине.
 
    Кира вживалась в новую роль и в новую семью.  Вживалась туго. Так туго, как большинству девочек дается изучение науки сопромат. Сопротивление материалов. Свекровь сопротивлялась. Невестка не умела. Полученный материал совместной жизни трещал и  рвался.

    Кира родила дочь Анютку. Малышка часто болела. Молодая женщина не высыпалась. К тому же, она перевелась на заочное обучение. Свекровь старалась не помогать. Именно старалась. В воспитательных целях, так сказать. Распыляла холодок. Но участвовать приходилось. Даже пару раз ложилась с внучкой в больницу, когда Кирка сдавала сессии.

    Молодая жена чувствовала себя в западне. Ей хотелось любви, защиты, независимости и на дискотеку. Защитник был далеко, а  на дискотеку ее частенько брала с собой золовка. Общение с легкой Леркой было ее отдушиной. К тому же, Лера часто гуляла с племянницей в парке. Для Киры пару часов свободного времени – подарок в нынешних условиях.  Она совсем не была избалована родительской любовью. Жизнь в деревне, где много труда и мало радости. Выросла в интернате. Так родителям было удобнее.

    Здесь, в новом шахтерском  городке, радостей тоже  неоткуда было взять. Друзей нет. В семье холод. Любимый далеко. Денег никто не предлагает. А хочется нарядиться и сиять.

   Кира отдала Аню в ясли и устроилась в ночную смену на фабрику. Небольшие карманные деньги появились, но физически стало еще тяжелее.

   Свекровь, отправляясь по утрам на работу, конечно,  могла захватить с собой внучку и отвести в ясли. Тем более, что в том же саду и работала. Но Галина Алексеевна была строгим воспитателем не только на работе. Поступала так, как считала нужным. Уставшая после ночной смены невестка , мысленно упрекавшая свекровь в бессердечии, хмуро тащила дочь в ясли.

    Юное Киркино сердце ныло и просило нежности и сострадания. На работе нашелся один любитель пожалеть. Налил, выслушал, утешил.

     Через время женщина с ужасом поняла, что снова беременна.

    В деревню не сунешься - мать убьет. Мужу в письме не пожалуешься.
Городок маленький. Самостоятельно и незаметно для окружающих эту проблему не решить. Сразу новость до «любимой» свекровушки дойдет.

     Часики тикали.  Проблема росла.

     Кира получила письмо от Бориной тетки. Родная сестра погибшего отца мужа приглашала к себе в Саратовскую область. Приезжай, мол. Устрою тебя дворником. Год отработаешь,  зато - квартира сразу. Обживешься, а тут и  муж с армии  вернется в собственное гнездышко.

     Девушка собрала свой нехитрый скарб, дочку в охапку и рванула в Балаково.

     С квартирой, работой, садиком все получилось. А главная проблема оставалась.

     Из армии Борис сразу отправился в Балаково. К жене. К дочке.

      Галина Алексеевна получила письмо от сына – дембеля:
      «Добрался хорошо. С Кирой мы разводимся».

     Свекровь рванула участвовать в процессе. Лере подробностей не рассказывали.
О той демонической ночи, в которой решалась судьба затравленной Кирки, Лера узнала спустя много лет.

     Свекровь пыталась отобрать внучку и выставить на улицу невестку. Борис подавленный и безучастный смотрел в одну и ту же  точку невидящими глазами, погрузившись в свое незаслуженное горе. Анечка заливалась слезами, не в силах понять: почему ее не обнимает бабушка и почему они с мамой должны куда-то идти в темноту и неизвестность. Кира, исполненная чувством вины - не сопротивлялась. Не боролась за свое жилье. Просто ушла на ватных ногах в еще больший ужас.
 
     Киру приютила на ночь случайно и совсем мало знакомая женщина. На следующий день безденежная Кирка положила, снятый с пальца золотой перстень  на стол заведующей гинекологическим отделением:
     -Помогите. Я в беде.

     Заведующая «помогла».

    Что такое убивать ребенка на очень большом сроке –  рассказывать не буду.

    После кровавой расправы над нерожденным младенцем, Кира вернулась домой в деревню:
-Убивайте, гоните. Мне некуда идти.

    Череда  больших грехов препятствует строительству счастья.

    Техникум  девушка все же окончила. Был и второй брак.  И вторая дочь. Новый муж погиб на очередной «шабашке» вдали от дома по чьей - то неосторожности. Напарник заснул с непотушенной сигаретой. Загорелся матрац.  От едкого дыма во сне оба и угорели.

    Социальные сети подарили  возможность до всех дотянуться.
 
    Лера нашла Киру. Созвонились.

    Картина прошлой жизни бывшей родственницы прояснилась:
-Мне, конечно, трудно забыть свое ночное изгнание. Но я ни на кого зла не держу. Сама во всем виновата. Мне только Анечку очень жаль. Она же ни в чем не виновата. Можно же  было  хотя бы с ней общаться. Галина Алексеевна, ведомая праведным гневом, так все устроила, что даже алименты все шли на сберегательную книжку, которую Анечка должна была получить при достижении совершеннолетия. Боялась, что я на себя хоть копейку потрачу. Страна накрылась медным тазом. Все сбережения тоже. На память от Бориса только и осталось эта самая сберегательная книжка. Вот она в ящике. До сих пор лежит. И почему не выброшу? Сама не понимаю.

    Лера, под впечатлением  полученных подробностей давно минувших дней, пошла во флигель к матери поделиться услышанным.

    Галина Алексеевна была парализована уже несколько лет и частично потеряла разум. Совсем перестала говорить.  Лера за ней ухаживала.

  -Мааам.  Хочешь, я тебе все расскажу о твоей первой невестке? О том, как у нее судьба сложилась? Где сейчас живет твоя внучка? Хочешь?

   Не дождавшись ответа, Лера принялась эмоционально делиться  новостями, погружая Галину Алексеевну в безрадостные воспоминания. А потом , вдруг, спросила :
-Мамуль, а можно я от твоего имени скажу Кире, что ты просишь у нее прощения? Кто из нас без греха?…  Ты же была взрослая, а она глупая… Так надо… Хотя бы за ту ночь, когда вы ее выгнали с ребенком? Просишь?

   Глаза Галины Алексеевны переполнились слезами. Две прозрачных змейки сорвались с век и торопливо поползли по щекам:
   -ПРО-ШУ, - с большим  трудом неожиданно выдохнула женщина.

   Лера поцеловала мать и помчалась в свою комнату звонить Кире:
  -Кир, прости ее, пожалуйста. Мы все такие  дураки. Она ведь  уже полгода  не говорила.  А тут сказала, что просит у тебя прощения. Ей скоро перед Господом стоять.
  -Да простила давно. Я счастлива, что хоть ненадолго породнилась с вами. Что моя дочь  выросла такой красивой и умной. В вашу породу. Очень стала похожа на Галину Алексеевну.

   Через пару дней Кира выпила  вина и  сама позвонила Лере. Долго и сумбурно рассказывала о заслугах дочери, о талантах внучки. Много плакала и смеялась. Веяло какой-то безысходностью.

   Лера еще  несколько раз пыталась дозвониться. Абонент не отвечал.

   Поздравляя с днем рождения племянницу, Лера спросила:
 -Аннушка, а куда мама твоя пропала? Что-то давно не выходила связь?
 -Как? А вы разве не знаете? Мама умерла. Очень быстро. Врачи не могли определиться с диагнозом.  Когда определись - оказался рак матки.   Все, ну просто все органы были в метастазах. Вот такая беда. Я думала, что вы  знаете.
 -Ах, Аннушка. Как жаль. Мне столько хотелось ей всего рассказать.

   С Борисом судьба была благосклонна: хорошая жена, хорошие дети, хорошие внуки.

  Истории других участников преступления мне не известны. Но всех их безумно жаль. Думаю, что все за все ответят. Или уже ответили.

  И тот, кто неловко «пожалел» глупую Кирку. И родители, которым девушка не доверяла.  И той сочувствующей заведующей гинекологическим отделением наверняка новый перстень не принес счастья.

     Берегите себя!
 
     Берегите друг друга!

     ПРАВИЛЬНО помогайте всем попавшим в беду!

     НЕ УБИВАЙТЕ!!!