Ессеи и тайна Воскресения

Игорь Лощинин
 
Версия о том, что Иисус не умер на кресте, а погрузился в нечто вроде комы, предлагались не раз рационалистами и столько же раз опровергалась апологетами (см  http://proza.ru/2024/03/27/1279), тем не менее, многие исследователи  придерживаются  ее и сегодня.
Одна из  гипотез описана в апокрифе «Евангелие ессеев».

       Несколько дополнений об ордене ессеев ( http://proza.ru/2024/04/09/44)

     Существует много параллелей между доктринами ессеев, сформулированных задолго до рождения Иисуса, и раннехристианскими доктринами. В рукописях Мертвого моря содержится много поучений, которые в евангелиях приписываются Иисусу, так что есть основания считать, что они пришли из некой древней традиции.
     Иосиф Флавий  дает подробное описание ессейской общины , отмечая  их  уменение исцелять , а также  то,что
«ессеи, несмотря на аскетический образ жизни, далеко не всегда отстранялись от окружающего мира и в принципе не исключали для себя возможности занимать административные или правительственные должности».
    В Кумране был найден так называемый «Мессианский устав» ессеев.
Ниже приводится интереснейшая выдержка из Мессианского устава, во многом напоминающая евангельское описание Тайной вечери:
«Они должны собраться за общим столом, чтобы есть и пить новое вино…никто не должен простирать руку свою к начаткам хлеба и вина прежде Священника… поэтому и Мессия Израиля прострет руку свою над хлебом».
Многое из религиозной практики первых христиан новозаветного века было заимствовано из соответствующей практики ессеев. Но при всем сходстве ессейского ордена, который к началу нашего летоисчисления насчитывал около четырех тысяч человек, и первых христианских общин, они имели существенные различия. Христиане, как и ессеи, отрицали богатство и жили по коммунистическим законам. И те, и другие даже имели общие наименования — эбиониты и сыны света (Мф.5:14). Ессеи, как отметил И. Д. Амусин, сыграли как бы посредническую роль между ортодоксальным иудаизмом и христианством.
    С другой стороны, у нас, однако, нет оснований отождествлять ессеев и христиан. Христиане не в такой степени чтили Шаббат (Мф.12:1-8) и пост (Мф.9:14) и стремились к распространению своей веры путем миссионерских путешествий, тогда как ессеи не выходили за пределы своей общины. Кумраниты строго хранили Шаббат и, в отличие от Иисуса, думали, что в этот день даже вытащить скотину из ямы — великий грех.

Как пишет Роберт Эйзенман, председатель отдела религиозных исследований Калифорнийского университета, автор ряда   книг по вопросам исследований кумранских свитков,  ессеи, назореи, зилоты и прочие оппозиционные группировки и течения представляют собой всего лишь разные названия – или, в крайнем случае, разные проявления одного и того же движения, распространившегося с середины II в. по всей Святой земле и захватившего часть Сирии. По мнению Эйзенмана, между зилотами , назареями и ессеями практически нет никакой разницы. Но даже если некие различия между ними и были, все эти группировки объединяла общая вовлеченность в одно крупномасштабное движение, причастность к возвышенной идее - освобождению своей родины от римской оккупации и восстановлению старой израильской монархии вместе со старинным легитимным священством.

В основе  описываемых сведений- следующие источники:
1. Апокриф «Евангелие ессеев» .
 Перевод рукописи под таким названием, которая изначально была написана на арамейском языке, был опубликован  в 1928 г.Эдмундом Сзекели. Сзекели заявил, что он нашел эту древнюю работу в секретном хранилище Ватикана.
2.Современный апокриф "Распятие на кресте глазами свидетеля"  . Издан в Чикаго в 1907 г. Во введении к этой книге сообщается, что книга с аналогичным содержанием первоначально была издана в 1873г., но тираж был изъят из обращения, и почти все его экземпляры и печатные формы были уничтожены; одна копия тем не менее, оказалась во владении видного масона. В книге рассказывается о жизни Иисуса и Его связи с ессеями.  Описание жизни и смерти Иисуса лишено каких бы то ни было элементов сверхъестественности. Здесь говорится о Его совершенно обычной человеческой жизни и человеческой смерти.  Когда Иисуса распяли, как сообщает «свидетель», Он не умер на кресте: Он был вовремя с него снят и возвращён к жизни Иосифом Аримафейским и Никодимом, которые  были  связаны с  ессеями и  использовали тайную практику целительства  секты .
Этот апокриф Барт Эрман называет в своей книге "подделкой", объясняя его происхождение. В 1936 году известный немецкий учёный-новозаветник Мартин Дибелиус  показал, что первоначальным источником  является  малоизвестный двух ( или трех)томник «Естественная история великого пророка из Назарета», написанный  немецким рационалистом К.Х. Вентурини в 1800-1802 гг. Согласно автору,  Иисус,  возможно,  не был членом секты ессеев,но имел к ней непосредственное отношение и в действительности, не умер на кресте, а был приведён в чувство Иосифом Аримафейским.
     Согласно комментарию А.Меня, в этой книге Вентурини дал  « субъективную» трактовку евангельской истории, произвольно изобразив Христа как Человека, за спиной Которого действовали ессеи. Все чудеса Вентурини объявил вымыслом, а Воскресение объяснил как мнимую смерть, после которой Иисус явился своим друзьям.
    Верить или нет этому рассказу,  который  противоречит основам христианской догматики,  решит для себя  читатель.  Но по мнению  исследователей не-христиан,  эта гипотеза имеет не меньшее право на существование, чем  рассказ о Воскресении  человека- Иисуса Христа из мертвых;
участие  людей в «воскресении» Иисуса  представляется  более вероятным.
3.  Фида М Хасснайн «В поисках исторического Иисуса»
4. Холгер Керстен "Иисус жил в Индии"

                Последние мгновения жизни Иисуса Христа

(Ин. 19:29–30): «Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив укусом губку, и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух»
(Мф :27:34) «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью, и отведав, не хотел пить»

(Мк 15:23 ) : « И давали Ему пить вино со смирною.Но Он не принял»

(МК15:36-37) : «Один побежал, наполнил губку уксусом, и наложив  на трость, давал Ему пить. Иисус же возгласив громким голосом, испустил дух»
      Мог ли «уксус» быть повинен в том, что Иисус «немедленно предал дух»? Если это не так, чем именно тогда могла быть эта жидкость? Известно, что уксус обладает таким же временно стимулирующим свойством, как и нюхательная соль; раненым  предлагали уксус с целью пополнения энергии. Однако Иисус реагирует совершенно противоположным образом: как только Он вдохнул испарения или попробовал жидкость на вкус, Он произносит свои последние слова и испускает дух. С точки зрения физиологии реакция кажется необъяснимой.
    
    Римские солдаты не только терпимо относились к наркотически напиткам, но один из них явно дал такой напиток и Иисусу (см. Мф. 27:48, Мк. 15:36, Лк. 23:36, Ин. 19:29). Однако все Евангелия сходятся в том, что распятому предложили не вино, а именно уксус. Напиток представлял собой какое-то снадобье, на вкус кислое, как уксус.
    Три синоптических Евангелия утверждают, что перед тем, как предать дух, Иисус громко вскрикнул. Однако громкий крик оказался бы невозможным в состоянии полного изнеможения или перед асфиксией, которая, по мнению   большинства экспертов-медиков, стала причиной смерти.

    Известно, что существовал индийский священный напиток «Сома» ( или «Хаома») , который позволял тому, кто его принимает, на несколько дней словно уходить из жизни, а затем «воскресать» в приподнятом, радостном настроении, которое может продолжаться несколько дней.
Сома(Хаома)  - важный  галлюциногенный ритуальный напиток , который использовался для религиозных обрядов, описан в ведической и древнеперсидской культурах, где ему посвящено много гимнов, восхваляющих его бодрящие или опьяняющие качества.
Изготавливается на основе хвойника (эфедры) и, соответственно, содержит эфедрин. Точные данные о составе древней хаомы отсутствуют.

    Древние источники описывают, что в  подобном состоянии религиозного экстаза способно проявляться «высшее сознание», выражающее заново обретенные силы прозрения. Для приготовления напитка сома использовались asclepias acida и, возможно, конопля (cannabis indica) и некоторые другие травы подобного свойства ( рецепт напоминает известный рецепт напитка Заратустры). В катакомбах Рима, на погребениях первых христиан, встречается изображение обладающего магической силой индийского растения Asclepias acida, приносящего продолговатые плоды. Европейская разновидность Asclepias acida называется цинанхум лекарственный, по-латыни, Vincetoxicum hirundinaria; hirundinaria означает «цинанхум», a Vincetoxicum — побеждать яд (латинское vince — «побеждай», в повелительном наклонении, а греческое toxicum — яд, отрава). Таким образом, по-латыни растение называется «противоядие». Разумеется, для того, чтобы использовать его правильно, необходимо точно знать, как именно следует готовить снадобье. Ессеи,как упоминалось, славились своим умением врачевать. Слишком сильная доза лекарства могла бы оказаться ядовитой и поставить жизнь Иисуса под угрозу.Но в то же время, яд может быть использован в качестве превосходного лекарственного средства, которое «принимается вместе с вином; и после этого человек активно потеет». 
    Одна из версий заключается в том, что «уксус», который дали Иисусу, на самом деле , был напиток типа  описанного выше, и Иисус  находился в бессознательном состоянии, вызванном облегчающим страдания средством, которое изобретательно было дано ему под покровом темноты.


Определение клинической смерти даже сегодня представляет для врачей значительные трудности. Например, использование наркотиков может погрузить человека в такую глубокую кому, что ошибочный диагноз вполне возможен. Один из распространенных методов подтверждения или опровержения смерти — небольшой надрез в основании запястья. Если начинает течь артериальная кровь, значит, кровеносная система продолжает действовать.
    Анализ видимых на полотне  следов крови позволил некоторым исследователям придти  к заключению, что кровотечение из тела распятого человека могло произойти  ПОСЛЕ того, как из раны на руке был  извлечен гвоздь: в этот момент кровь снова начала течь и распространяться по руке.Таким образом,
с медицинской точки зрения, можно предположить, что  тело, которое лежало в плащанице, не было мертвым, поскольку сердце тогда все еще билось, т.е.казнь не была юридически завершенной. Это открытие подразумевает, что существующие и прошлые поучения христианства являются некорректными.

Но что же потом могло произойти с Его телом?   Умер — и потом воскрес, а тело   сверхъестественным образом исчезло из гробницы, или возможны иные «земные» варианты?
               
                ИОСИФ АРИМОФЕЙСКИЙ и НИКОДИМ

    Демонтаж креста, и снятие с креста тела происходили под руководством уважаемого, процветающего и влиятельного купца,члена синедриона , Иосифа из Аримафеи. Ему не удалось  предотвратить несчастье, но впоследствии он все-таки сумел достаточно эффективно использовать и богатство, и влияние. Ведь именно ему удалось вызволить у Пилата тело Иисуса; скорее всего, для этого понадобились какие-то весьма убедительные доводы. Именно Иосиф купил плащаницу, несомненно, отдав за нее немалые деньги. Он же собрал людей, которые перенесли  тело Иисуса в новую каменную гробницу возле Голгофы.  Позднее Иосиф Аримафейский был даже причислен к лику святых.
    Никодим был дружен с Иосифом и помогал в снятии с креста; он же раздобыл те самые 100 литров миро и алоэ. В то же время Никодим, которого упоминает только Евангелие от Иоанна, был иудейским советником и фарисейским книжником (Ин. 3:1–10). Однажды ночью с ним беседовал Иисус (Ин. 3:2–12). Этот же Никодим защищал Иисуса перед Высшим советом (Ин. 7:50).
Эти два советника взяли на себя все хлопоты и трудности снятия тела Иисуса с креста

    Если предположить, что Иосиф из Аримафеи и Никодим были тайными светскими членами ордена ессеев, то становится понятным, почему именно они могли лучше всех залечить раны Иисуса и помочь его выздоровлению. Опытные целители, ессеи были знакомы с экзотическими лекарственными препаратами и удивительными методами лечения.
    Алоэ и миро и по сей день считаются весьма эффективными средствами лечения открытых ран.Лекарственное алоэ применялось в Индии еще в III и II тысячелетиях до н. э. По сведениям Диоскура и Плиния Старшего, большую часть используемого в Палестине алоэ привозили именно из Индии. В средние века алоэ в качестве целительной мази появилось в Европе; оно и по сей день используется в качестве гомеопатического медицинского средства.
    Миро представляет собой смолистое вещество и содержит до 10 % этерического масла. По сей день его применяют в виде спиртовой настойки при лечении воспалительных процессов. Пытка, которую принял Иисус, чрезвычайно ослабила его организм. Тем не менее, потеря крови оказалась не слишком серьезной: насколько можно судить по плащанице, ее вытекло не больше литра.

               
                ИНДУИСТСКАЯ ВЕРСИЯ

    Существуют йоги, которые могут замедлять сердцебиение у себя до почти полного его прекращения, уменьшая потребность в дыхании до такого уровня, что им требуется не больше одного вдоха-выдоха за несколько минут.
                После распятия на кресте, или возможно даже до этого,возможно, Иисус вошел в глубокий транс посредством йоги.

                ВЕРСИЯ ЕССЕЕВ

Из «Евангелия ессеев»:
   «Случилось так, что после землетрясения, когда многие люди ушли, Иосиф из Аримафеи и Никодим пришли к месту распятия. Хотя они громко оплакивали его судьбу, им все же показалось странным, что Иисус, провисев менее семи часов, уже умер. Они не могли поверить в это и тотчас подошли к кресту. Иосиф и Никодим исследовали тело Иисуса, и Никодим, глубоко взволнованный, отозвал Иосифа в сторону и сказал ему: «Насколько я уверен в моем знании жизни и природы, настолько же я уверен и в том, что возможно спасти его».

    После этого, согласно предписаниям медицинского искусства, они бережно развязали его перевязи, вытащили шипы и с большой осторожностью положили его на землю. Никодим нанес сильные специи и заживляющие бальзамы на длинные куски виссона, которые он принес с собой, и обернул ими тело Иисуса. Эти специи и бальзамы обладали большой целительной силой и использовались  ессеями. ..

   «Они вдохнули в него свое дыхание (т.е. выполнили искусственное дыхание) и нагрели его вискИ. Никодим втер бальзам в обе пробитые гвоздями руки, но он полагал, что лучше не закрывать рану в боку Иисуса, потому что он считал эту открытую рану, из которой вышли кровь и вода, помогающей процессу дыхания и благотворной для возвращения Иисуса к жизни. Затем тело было уложено в скальную гробницу, которая принадлежала Иосифу. После этого они окурили пещеру алоэ и другими травами и поместили большой камень перед входом, что пары могли сильнее наполнять пещеру. Когда прошло тридцать часов .. двадцать четыре брата нашего ордена пришли в пещеру вместе с Иосифом и Никодимом. Но Иисус был еще недостаточно силен, чтобы идти далеко, и по этой причине его отвели в дом, принадлежащий нашему ордену, который расположен рядом с Голгофой в саду»

    Хотя канонические евангелия сообщают  что Иисус умер на кресте, версия ессеев подобна индуистской версии в том, что обе они подразумевают выживание Иисуса после распятия на кресте и его спасение . Кроме того, усилия Иосифа и Никодима, направленные на то, чтобы помочь Иисусу , упомянуты в канонических евангелиях.
В Евангелии от Иоанна говорится, что они принесли с собой полотно и состав из смирны и алоэ в количестве около ста литров.
Евангелие от Луки сообщает , что Иосиф из Аримафеи принес специи и мази для Иисуса. Если не верить версии ессеев, описывающей распятие (т.е. придерживаться канонической версии смерти Христа на кресте), непонятно, зачем они должны были делать это? Эти вопросы, несомненно, нуждаются в исследовании.
Согласно иудейскому ритуалу, перед похоронами мертвое тело обмывается. В случае с Иисусом нет никаких свидетельств о том, что его тело обмывалось. Вместо этого евангелия указывают, что Иосиф из Аримафеи, Никодим и другие втирали мазь в его тело. Если бы он был мертв, они бы обмывали труп.

    По всей видимости, ессеи обладали необходимым опытом, чтобы обеспечить медицинскую помощь Иисусу и спасти его жизнь, потому что они, как утверждал Иосиф Флавий. « с большим успехом исследовали в интересах медицины целительные свойства корней и камней». Описано, что смирна и алоэ были растерты в порошок и помещены между повязками, которые были намотаны в несколько слоев;есть описание состава мази, которой обрабатывали раны Иисуса. Авиценна пишет, что эта мазь обладает чудесной силой исцелять раны. Она может снять гнойное воспаление и восстановить поврежденную плоть в течение нескольких дней. Эта мазь не только способствует формированию новой ткани, но также помогает восстановлению кровообращения и чувствительности тканей после их омертвения.

Согласно тексту ессеев, они укрывали Иисуса из соображений безопасности, а также для того, чтобы он набрался сил.  Поскольку Иисусу было небезопасно находиться в стране, позже он тайно ушел в другой центр ессеев.
ПС Бесспорно, что  все, о чем сообщается в таинственных древних книгах , пока что можно расценивать только как  предположение, которое подтвердят или опровергнут дальнейшие исследования

Много трудов было написано о том, одержал ли Христос победу над смертью на кресте. Иисус предрек, что он воскреснет, и, возможно, что Он действительно воскрес, выйдя живым из когтей смерти.