Ах, если бы я была лучше!

Яна Новикова 2
В процессе психоанализа, по ходу все более полного и глубокого изучения внутреннего мира он перестает быть страшным - и тогда от его содержания уже не хочется убегать и прятаться.

Все равно, что пытаться уснуть в темной комнате, изнывая от страха перед монстрами в темноте. Можно сколько угодно убеждать себя в том, что монстров не существует, и тебе все эти образы просто мерещатся - а можно включить наконец свет, оглянуться и увидеть, что монстр, выглядывающий из приоткрытой дверцы шкафа - всего лишь кусок рукава.

Как раз в процессе подобного осознанного изучения собственных внутренних "монстров" наше "Я" становится более глубоким, зрелым и устойчивым.

Один из таких "монстров" - недостижимый образ идеального "Я", при неосознавании себя реального — своих настоящих желаний, стремлений,сильных и слабых сторон приводит к внутреннему конфликту и ощущению себя плохим и ничтожным.

 

«Вот если бы я жила не в двухкомнатной квартире, а в особняке … »

«Вот если бы я была бы стройнеекрасивее … »

«Вот если бы я получала не 30 тысяч в месяц, а 100 … »

 

Вот тогда бы я была бы идеальна и счастлива, а пока этого нет, то я — плохая, несостоятельная.

 

Часто так же используется формулировка - «а вот они-могут!»: «вот я зарабатываю всего 30 тысяч в месяц, а они — 500! А раз я прямо сейчас столько не зарабатываю, то я хуже, чем они». Заковырка тут в том, что чаще всего этих «они» в реальности не существует.

Если мы не ориентируемся на каких то конкретных людей, которые уже добились успеха на выбранном нами пути (и в этом случае как раз внутреннего конфликта обычно не возникает), то эти «они» - собирательный образ — где то мы что то такое про кого то услышали, где то что то увидели в соцсетях — и вот из всей этой из разных источников понахватанной информации наше Сверх-я подпитывает невротический образ идеального Я.

И даже если мы используем этот эталон, успешный успех этих самых «других» для собственной мотивации, то грандиозность и огромный массив поставленной перед собой задачи попросту собой придавит, заставив замереть в растерянности и незнании, с какого бока к ней вообще подступиться.

Проблема здесь в том, что человек, находясь во внутреннем конфликте между «Я — идеальным» и «Я — реальным» не учитывает то, что он может на самом деле (свой реальный уровень на данный конкретный момент) и даже не пытается получить удовлетворение от того, чего он уже добился. Вместо этого он скатывается в обесценивание («раз это не идеал, то вообще ничего не стоит»), начинает отвергать и подавлять эту часть себя. И чем больше отвращение (появляющееся из за отвержения, подавления и неприятия) к своему реальному «Я», тем более абсурдным и недостижимым становится идеальное «Я», что, в свою очередь, вызывает прекрасный букет из фрустрации, высокого нервно-психического напряжения, перфекционизма на пару с трудоголизмом, самобичевания и прочих подобных симптомов.

 

Рассмотрим, для наглядности, такой пример:

 

Или

Я сейчас зарабатываю 100 тысяч в месяц. Меня это устраивает, я — молодец. Если захочу зарабатывать больше, тогда подумаю, какие мои навыки позволят мне это сделать и каким навыкам мне ещё нужно будет обучиться дополнительно.

 

Или

Я зарабатываю всего 100 тысяч в месяц, когда другие зарабатывают по 500 и больше, а я сейчас эти 500 тысяч заработать не могу. Это все потому, что я ленивый, мало стараюсь, и вообще неудачник, ничего в этой жизни не добился.

 

Таким образом, четко видно, что при нарастании внутреннего конфликта происходит самая настоящая травля самого себя, которая становится настолько привычной, что уже воспринимается не как травля, а как что то нужное и естественное, на подобие того самого «волшебного пинка», которого не хватает, что бы быстренько перестать лениться и стать идеальным.

Исправить ситуацию и разрешить внутренний конфликт можно, установив эмоциональный «мостик» между реальным и идеальным «Я» - сделать это можно, познакомившись поближе со своим реальным Я, признать его и перестать отвергать. Только исследовав свой внутренний мир можно обнаружить свои опоры, свои сильные стороны, которые помогут добиться желаемого и обрести мир и гармонию внутри себя.