Юлия Андреева. Следствие ведут писатели

Ольга Камарго
 Как писатели общаются между собой? Джеральд Даррелл, например, уверял, что, когда встречается с братом Лоренсом Дарреллом, они не говорят о творчестве… А вот англичане в 20-х годах прошлого века создали клуб детективщиков. И в каком-то виде он существует по сию пору: «Заседания клуба детективщиков обычно проходят по одному из двух сценариев: либо кто-то читает свое новое произведение в жанре детектива, либо делает доклад, в котором описывает какое-то нераскрытое преступление, и присутствующие предлагают свои варианты его раскрытия». В клуб входят именитые писатели: Артур Конан Дойл, Гилберт Честертон, Агата Кристи и еще не менее достойные леди и джентльмены. Их консультируют отставные полицейские, будь то инспектора, врачи, фотографы.

Об этом клубе вышли в разных издательствах две книги, на самом деле представляющие собой дилогию. Расследования ведут писатели-детективщики. И первый том – о делах, напрямую к ним относящихся. И не только о тех, о которых они пишут. Но и о тех, в которые они оказались втянуты. Они тем более интересны своей внезапностью.

Известно, например, что сэр Конан Дойл вел расследования и в реальности. Он спасал несправедливо осужденных, и в этом ему помогло полученное рыцарство. Потому что теперь сэр получал доступ к судебным архивам и мог дорасследовать дела, требовать их пересмотра. Более того, будучи мистиком, он использовал и медиумов.

Когда пропала Агата Кристи, «дело» сильно нашумело в прессе, ее искала вся страна. Нашли брошенную машину писательницы с шубкой, но без следов хозяйки. Поскольку знали о том, что у мужа есть любовница, подозревали его. Конан Дойл, как ни странно, не использовал в тот раз дедуктивный метод и не исследовал улики, а сразу спрашивал у духов. Достоверно неизвестно, с их ли помощью, но Агата нашлась через десять дней. Она зарегистрировалась в спа-отеле под фамилией любовницы мужа и, когда ее нашли, сообщила, что ничего не помнит. Арчибальд Кристи забрал ее к родственникам, и врач подтвердил амнезию – временную потерю памяти. Через два года супруги Кристи развелись.

Ну а полицейские, бывшие или просто частным порядком, помогали писателям с поисками. Говорят, и отсидевшие преступники захаживали поделиться историями, послушать, как их распутают именитые детективы.

Как сделать клуб интересным для всех? Помимо самого общения за чаепитием, разумеется. Собрать побольше историй, конечно же. И тех, что касаются непосредственно участников, тоже. Взболтать давние тайны и конфликты, добавить немного любовной интриги, щепотку семейных дел… И еще – профессиональное самолюбие в придачу, как раз к месту.

11-14-12250.jpg
Юлия Андреева. Детективная
богадельня. – М.:
Городец, 2022. – 400 с.
«Страшно, когда человек стареет и уже больше не может заниматься любимым делом. Остается только пересматривать, перечитывать и вспоминать».

Обстоятельства, из-за которых полицейские становятся бывшими, очень разные. Кто-то выходит на пенсию по выслуге лет. Кто-то попадает в скандал, и все, будь ты хоть семи пядей во лбу, а никому не нужен. А кто-то и не бывший, но хочет большего от работы, чем есть сейчас, выйти за пределы предложенного. Возможно, иногда, чтобы думать иначе, нужно поменять обстановку, общение. Тогда и удастся посмотреть на ситуацию со стороны, иначе применить профессиональные таланты и опыт. Да еще среди таких же специалистов, друзей. Вот где реальная командная работа.

Вторая книга посвящена археологам и начинается историей о волнующих событиях в знатных семействах и парой институтов благородных девиц. Сплетни, интриги, расследования. Фамильные тайны, потерянные дети, найденное наследство. Тесен Лондон – именитые кланы все друг друга знают с детства, а что-то да утаили много лет назад, чьи-то грехи покрыли. Думаешь: вот что им делить, родовитым да богатым? Может, наследство или приданое. А может, репутацию спасать. Никогда не знаешь, насколько сильно ударят по ней старые секреты. Что придется потом спасать, да и удастся ли.

И все это на фоне археологии, борьбы за славу и ресурсы, часто недозволенными методами.

«В то время правительство еще не финансировало проведение раскопок, и желающие сделать себе имя в археологии должны были изыскивать средства для этого сами».

И даже когда профессиональное сообщество тебя знает, как сэра Уильяма Питри, и жизнь твоя на виду, никто тебя не застрахует от нечестной игры и пакостей от конкурентов. И пост основателя и профессора первого факультета египтологии в Британии не убережет.

«Кто-то посмел вломиться в его кабинет и выкрал из сейфа некоторые документы – теперь, когда он стоял на пороге величайшего в своей жизни открытия, чувствуя, как земля горит под ногами, и молодые коллеги пытаются отгадать его планы и первыми захапать всю славу, Питри впервые оказался перед непростым выбором: плюнуть на все и заниматься своим делом или пропустить сезон и заодно упустить, быть может, самую выдающуюся в своей жизни находку или остаться и разобраться в происходящем».

Даже увлеченному своими раскопками профессору Питри пришлось заниматься «мирскими» и семейными делами и тайнами. Никто из его коллег-археологов так и не понял, почему сэр Уильям внезапно прекратил свои изыскания в Египте, бросив свои наработки за несколько предыдущих лет. Но предпочел заняться совершенно другими местами, Палестиной, где все приходилось начинать заново. Зато в процессе расследования наряду с секретами, спрятанными в старых куклах и в девичьих спальнях, каждый из участников узнал что-то и о себе. Выяснилось, что старый археолог готов рисковать с оружием в руках, активно помогая уже знакомым нам друзьям-детективщикам. И снисхождения к себе он не потерпит.

А еще – все сильнее возникает вопрос: кто друг и кто враг? Таков ли человек, как ты о нем думаешь, даже зная много лет? И всегда ли не спросить о том, что происходит в жизни подруги – это проявление такта? Ведь версия-то все равно придумается страшнее и неправдоподобнее. А если в деле участвуют молоденькие девицы из пансиона, можно и дел натворить…

А в повести, вошедшей во вторую книгу, рассказывается о раскопках в Египте через двадцать лет. Может ли найтись давно потерянная белая светловолосая девочка в чужой стране? Да еще и в том же возрасте и платье, что и когда-то пропала под пирамидой. Осторожно, ответ может быть совершенно неоднозначным... Да и отцу очень уж хочется верить, что это именно его дочь вернулась.

«Ну, фэри, или феи, приглашают ребенка поиграть с ними на лужайке или уводят к себе в гости. Ребенку кажется, что прошла пара часов, в то время как на земле проносятся века».

Казалось бы, девочка вот она, отец счастлив, что теперь расследовать? Да и найдешь ли концы в чужой стране много лет спустя? Сама девочка маленькая, мало что помнит и снова теряет память, она не смогла бы «провернуть» какую-то аферу. Использовать ее взрослые тоже не могли бы, она все забудет и искренне тянется к отцу. Но, во-первых, путаница кому-то да выгодна, а исчезновение девочки так и не раскрыли. А во-вторых, никто, кроме отца, не верит в волшебство, и появление ребенка придется объяснять как-то иначе. Среди археологов кипят страсти в борьбе за финансирование, за места раскопок. Нет ли более прагматического, реального объяснения?

И уже знакомые нам детективщики теперь в Египте ищут ответы на вопросы, достают и раскрывают семейные тайны и даже пристраивают приютских детей в хорошие руки.

https://www.ng.ru/lit/2023-04-05/14_1169_writers.html