Кто пожертвовал конвоем PQ-17?

Алексей Николаев 77
Отбросив зимой 1941 года немецкие войска от нашей столицы, Сталин потребовал от англосаксов открыть в Европе «Второй фронт». Чтобы хоть как-то сохранить свое лицо «союзнички» решили откупиться от «Дядюшки Джо», военной помощью, которую в СССР должны были доставить морские конвои.

Проведение первой операции поручили Филипу Квиллину Робертсу (Philip Quellyn Roberts), именно благодаря его «имени отчеству» все конвои назывались «PQ». «Морские караваны» отправляясь из Исландии, или Шотландии и доставляли военные грузы в Кольский залив, Архангельск, реже Мурманск.

Проиграв сражение под Москвой, гитлеровцы решили всерьез бороться с «Арктическими конвоями» союзников. Для оперативного действия в Атлантике и Северном Ледовитом океане, нацисты разместили в Норвегии дополнительные стаи подводных лодок. Случалось, что в этой маленькой скандинавской стране дислоцировалось до 240 субмарин.

Помимо немецких подлодок в норвежских фьордах водились надводные мастодонты: линкор «Тирпиц», крейсера «Лютцов» и «Адмирал Шеер». С воздуха конвои атаковали самолеты 5-го воздушного флота Люфтваффе базировавшегося в Норвегии и Финляндии.

С целью срыва морского снабжения СССР главнокомандующий «Кригсмарине» гросс-адмирал Эрих Редер приказал разработать операцию «Ход Конем», в ходе реализации которой планировалось силами надводных кораблей, подводного флота и морской авиации нанести непоправимый ущерб конвоям союзников.

С марта по июль 1942 года немцы потопили 27% конвойных транспортных судов шедших в Союз. Для англосаксов ситуация осложнялась тем, что за проведение конвоев отвечало британское командование, пуще всего боявшееся потерять в походе американские корабли и суда. С целью минимизации рисков англичане старались отправлять морские караваны в период максимальной атлантической штормовой интенсивности (1 июня - 30 ноября)

27 июня 1942 года из исландского Хвальфьорде в СССР вышел конвой «PQ-17», в него входило 35 «транспортов» перевозивших 300 самолетов, 600 танков, 4200 грузовиков, авиационный бензин, и другое многочисленное вооружение. Ориентировочно стоимость военных грузов вместе с транспортными судами приближалась к 1 млрд. $.

Прикрытие «транспортников» обеспечивали три военно-вспомогательных судна, шесть эсминцев, четыре корвета, три тральщика и два «противовоздушных» корабля. За защиту «PQ-17» отвечал коммандер Джон Брум.

Прекрасно понимая, что такое количество кораблей сопровождения не сможет обеспечить полноценную охрану конвоя, англичане заверили Брума, что в случае острой необходимости «PQ-17» смогут поддержать две группы в составе:

- авианосца «Викториес» с группой из 40 самолетов;
- трех линкоров;
- четырех крейсеров;
- трех эсминцев.

На потенциально-возможном пути следования конвоя немецкое командование разместило 11 подлодок объединенных в группу с пафосным названием «Ледовый дьявол».

4 июля 1942 года Брум получил от «первого морского лорда» Дадли Паунда директиву, в которой конвою сопровождения приказывалось рассеяться. Англичане якобы получили разведданные, что на перехват «PQ-17» немцы бросили серьезную морскую группировку во главе с линкором «Тирпиц». Позже всю вину за гибель коновая, большие дяди из адмиралтейства спихнули на Джона Брума.

Вскоре на стол Паунда легли перехваченные шифровки Карла Дёница приказавшего своим подводникам торпедировать все что они встретят не своем пути. Зная что конвой остался без защиты, первый лорд боясь за свою карьеру не отменил преступного приказа.

В итоге из 35 судов немецкие подводники и пилоты потопили 22 «транспорта» общим водоизмещение в 142 000 тонн. Пучина поглотила 210 самолетов, 430 танков, 3350 грузовиков и десятки тысяч тонн других военных грузов.

В 1957 году английские историки официально возложили вину за гибель конвоя на Джона Брума.

В 1968 году Брум выиграл суд у военного историка Дэвида Ирвинга выпустившего книгу «Destruction of Convoy PQ.17». Судья признал факт клеветы в адрес ветерана-коммандера, обязал автора выплатить потерпевшему штраф в 40 000 фунтов стерлингов и запретил продавать его лживое историческое расследование.