Об отказе К. В. Анохина от изучения реинкарнации

Александр Кукаров
Эта небольшая статья относится к проектам 3 и 4 и поэтому опубликована вне их, коротко обо всех моих проектах – в резюме на моей странице портала proza.ru, коротко о каждом из них – в Предисловиях к ним.


В проектах 3 и 4 я наблюдаю за научными исследованиями на стыке науки и тибетского буддизма, причём в проекте 3 в этих исследованиях участвуют крупные российские ученые ранга академиков РАН, а в проекте 4 – в совет соответствующих научных исследований входит лауреат Нобелевской премии по физике С. Чу и другие учёные международного уровня. Я решил написать нижеследующее в дополнение к [1], т.к. академик РАН в третьем поколении К.В. Анохин сделал важное замечание, которое подводит итог его заявлению об изучении реинкарнации, сделанному им после первой встречи с Его Святейшеством Далай Ламой XIV  в 2017 г. [2]. Здесь и сейчас К.В. Анохин для меня не конкретный выдающийся российский учёный, представитель династии российских академиков, а скорее (выдающийся) носитель, типаж доминирующего отношения академических учёных к реинкарнации.


Как мы помним, в 2017 г. К.В. Анохин заявлял о том, что хорошо контролируемые научные исследования реинкарнации могут стать критическим экспериментом, от результата которого зависит судьба современной науки или буддизма [2]. Если существование реинкарнации научно подтвердится, то ему с коллегами придется пересматривать основы своей науки о мозге и сознании, а если нет, то буддизму. В [1] я писал о том, что, по его мнению, высказанному почти год назад, первого «дай бог» не случится на протяжении его жизни, что я и воспринимаю, как отказ от исследований реинкарнации из-за их сложности в дополнение к его пожеланию ЕСДЛ успехов в исследованиях реинкарнации, которое он высказал на торжественном публичном мероприятии, проведенном в одном из концертных залов Москвы в честь дня рождения ЕСДЛ.


Поскольку К.В. Анохин не верит в реинкарнацию, то он полагает, что большему риску в таких экспериментах подвергается буддизм. При этом напоминание ЕСДЛ о результатах исследований Я. Стивенсона с коллегами не производило на него впечатления уже имеющегося результата в пользу реинкарнации. Это я могу легко понять, т.к. научным фактом считается такой результат исследований, который был получен несколькими независимыми группами и опубликован в рецензируемых научных журналах. Т.е. воспринят всерьез не только самим учеными, получившими его, но и рецензентами и редакцией научных журналов. 


Я полагаю, что этот отказ академика РАН в третьем поколении, понимаемого сейчас, как выдающегося носителя соответствующей позиции всего международного академического сообщества по отношению к реинкарнации, полезно рассматривать, во-первых, в контексте другого публичного заявления К.В. Анохина, которое было сделано после первой встречи российских ученых с ЕСДЛ в 2017 г. Он полагал, что научные исследования буддийских медитаций могут идти по двум сценариям, в которых нет типичного для этих исследований резкого разделения их субъекта и их объекта: а) учёный-практик медитации, который как бы сам себя исследует и б) монах-исследователь, делающий как бы то же самое. Последовавшие после встреч с ЕСДЛ научные исследования российских учёных тукдама (посмертная медитация [3]), пошли по второму сценарию, о чём академик РАН тоже практически в третьем поколении С.В. Медведев, руководящий ими, сообщает, как о достижении своего проекта, состоящем в появлении в нескольких находящихся в Индии тантрических монастырях тибетского буддизма новой профессии «монах-исследователь».


Первый сценарий остался не реализованным по крайней мере согласно публичным заявлениям участников этих исследований.


В связи с этим я полагаю, что отказ Анохина от научных исследований реинкарнации полезно рассмотреть, во-вторых, в контексте утверждения одного из ключевых участников исследований практик медитации, ведущих к тукдаму, д.б.н., профессора МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва) А.Я. Каплана (1950 г.р.) о том, что ему не интересны исследования практик шаматхи и випашьяны (випассаны) [4]. Он не ожидает от них ничего особенного, т.к. соответствующие этим практикам состояния сознания реализуются и без медитации в процессе любой творческой деятельности, даже и не творческой, например, при изготовлении табуретки (его пример). Состояние шаматхи соответствует максимальной и длительной концентрации на интересующем объекте, а випашьяны – озарениям, которые происходят по ходу дела. Я уже писал о том, что профессор Каплан не знает о или не признает (скорее именно это) эффективность этих практик для воспоминаний прошлых жизней [4]. Сейчас для меня д.б.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.Я. Каплан не конкретный крупный учёный, а как и К.В. Анохин, чуть менее выдающийся, чем последний, носитель, типаж соответствующей точки зрения.


Лама Алан Уоллес (1950 г.р.), руководящий международным научно-медитационным проектом на стыке науки и тибетского буддизма, за которым я также наблюдаю в проекте 4 [5], неоднократно и публично декларировал такую возможность. Одобряя этот проект, ЕСДЛ обозначил его техническую сторону, как практики шаматхи и випашьяны. Уоллес полагает, что опытный практик того и другого может вспомнить свои прошлые жизни по методике, предложенной буддийским учёным 5 века Буддагошей: надо последовательно озадачиваться воспоминаниями того, что ты ел, например, на завтрак неделю, месяц, год, 10 лет, …, 100 лет назад и т.д. – при должной организации очень длительного эксперимента эти воспоминания на протяжении времени жизни практика легко проверить. Практик озадачивается таким вопросом и погружается в шаматху, на выходе имеет ответ. Контролируемые воспоминания на протяжении жизни становятся аргументом в пользу достоверности воспоминаний прошлых жизней, при этом, конечно, если вспомнилось, что ел на завтрак в одной из прошлых жизней, то можно вспомнить и другие ее подробности, которые могут быть проверены по каким-то историческим записям. Я полагаю, что Уоллес проверил эту методику на своём опыте, при этом он,  разумеется, допускает, что возможно как отсутствие воспоминаний о временах, превосходящих продолжительность жизни практика, так и ложные воспоминания.


В более про-социальном смысле Алан Уоллес рассматривает свой международный научно-медитационный проект, как использование его учениками этих практик для получения открытий (вопрос ведь может быть любым) в различных социально значимых областях, т.е. по сути хочет сделать то, что Каплан считает не интересным. Полагая, по-видимому, что если до сих пор именно специализированная, осознанная практика шаматхи и випашьяны не были нужны людям для открытий, то и дальше это не нужно.  Сейчас лама Алан Уоллес уже более года находится в индивидуальном медитативном ретрите, а от его проекта ожидается публикация статьи в научном журнале по первым результатам. 


Отличие оценок глубины шаматхи, в которую верит А.Я. Каплан и которую знает лама Алан Уоллес, состоит в следующем. Уоллес полагает, что шаматха полностью реализована, если практик более 4 часов находится в состоянии полной абсорбции, т.е. не воспринимает сигналы внешнего мира, как во сне. Более того, Уоллес считает, что шаматха – это как осознаваемый глубокий сон [6]. Осознание как сновидений, так и глубокого сна – это довольно известные, хотя и редко встречающиеся явления человеческой жизни. Об одном случае последнего западные учёные рассказывали на встрече с ЕСДЛ в середине 90-х годов. Речь шла об опыте профессора математики из США, в течение многих лет практиковавшего некоторую технику неоиндуистской медитации, в результате которой он последовательно начал осознавать сначала свои сновидения, а затем и сон без сновидений [7]. ЕСДЛ сказал, что такие феномены им известны, они называются, насколько я помню, ясным светом сна без сновидений.


Думаю, что профессор математики здесь появился не случайно, это лишний раз подтверждает мнение А.Я. Каплана, что некие аналоги практик шаматхи и випашьяны (профессор математики из США, по-видимому, достиг совершенства в йогическом аналоге первого - в самадхи) доступны по ходу своей профессиональной деятельности многим специалистам, в т.ч. и учёным со степенями и званиями.


Из всего этого, на мой взгляд, следует, что в контекст отказа К.В. Анохина от исследования реинкарнации полезно включить не только заявленный им в 2017 г. сценарий «учёный-практик медитации», не только заявленное отсутствие интереса А.Я. Каплана к практикам шаматхи и випашьяны и, соответственно, проект ламы Алана Уоллеса с методикой воспоминания прошлых жизней буддийского учёного 5 века Буддагоши, основанный на шаматхе и випашьяне, но и еще более радикальную, чем воспоминания своих прошлых жизней, декларацию Алана Уоллеса о реализации радужного тела, как отдаленной цели его проекта [5, 8]. Соединяя все это вместе, получаем, что возможным продолжением научных исследований опыта другой цивилизации (буддизма), с которой по мнению К.В. Анохина надо продолжать контакт [1] (С.В. Медведев описывает своё впечатление от встречи с тибетским буддизмом и ЕСДЛ, как жизнь на другой планете, которая отделилась от его родной планеты 2500 лет назад), является первый из предложенных в 2017 г. им же сценариев преодоления пропасти между субъектом и объектом научных исследований, т.е. учёный-практик медитации, ведущей к радужному телу. Нет сомнений в том, что воспоминания прошлых жизней явятся побочным продуктом на этом пути.


Первый шаг на нём К.В. Анохин и Т.В. Черниговская уже сделали, побеседовав почти год назад с известным учителем дзогчен международного уровня Сангнаком Ринпоче [1]. На этой встрече речь шла о философских вопросах, осталось перейти от философии к практикам медитации и их наблюдаемым результатам. Высшим достижением дзогчен считается, конечно, как и в других направлениях буддизма, просветление, но выражается оно в дзогчен в реализация радужного тела.

 
Отступим, однако, чуть назад, к шаматхе с випашьяной. Поскольку речь идет о глубине шаматхи, подобной осознаваемому сну без сновидений, то для получения статистически значимых результатов, конечно, нужен не еще один профессор математики из  США, многие годы регулярно занимающийся медитацией, а репрезентативная выборка международного уровня из множества докторов наук пенсионного возраста, согласных стать не руководителями престижных научных исследований с соответствующим грантовым обеспечением, а испытуемыми в эксперименте, оплачиваемом из их собственных пенсий, исходом которого может стать растворение их тел в Дхармакайе, сопровождающееся появлением радуг (радужное тело), риски включают, как галоперидоловое безумие, так и самоубийство. По сетевым неофициальным данным имеющиеся у тибетских буддистов практики медитаций позволяют реализовать радужное тело в течение 10 лет. Считается, что классический способ этой реализации проходит в 4 этапа: шаматха, випашьяна, трекчо и тогел. Алан Уоллес считает все эти способы внеконфессиональными, что подтверждается для шаматхи с випашьяной в аналогах им, которые видят Каплан и его коллеги в т.ч. и в своей профессиональной деятельности. Поэтому два шага можно считать уже почти сделанными членами такой возможной репрезентативной международной выборки из докторов наук пенсионного возраста.


Руководитель научных исследований тукдама, академик РАН по сути тоже в третьем поколении С.В. Медведев на последней он-лайн встрече с ЕСДЛ задал ему вопрос о значении, ценности тукдама для всего человечества, на который тот, по-моему, не дал убедительный ответ. Реализацию радужного тела иногда сравнивают с воскресением Иисуса Христа. Чогьял Намкай Норбу Ринпоче (1938-2016), известный учитель дзогчен международного уровня, дядя которого реализовал радужное тело, о чем ЧННР написал книгу, насколько я помню, полагал, что реализация радужного тела не затрагивает сознания других людей (это – аналог буддийской убежденности в том, что собственную карму человек может исчерпать только сам и никакой бог ему в этом не поможет). Но в то же время считается, что реализовавший радужное тело может помогать своим преданным, примером тому является Гуру Падмасамбхава, почитающийся в Тибете, как второй Будда, который, согласно легенде, реализовал не радужное тело, а великий перенос (аналог христианского вознесения).


О реализации радужного тела в связи с воскресением Христа католический священник Френсис Тисо в 2016 г. опубликовал книгу [9], которая в 2020 г. была переведена на русский язык. В одной из своих книг Алан Уоллес поддержал этот проект п. Ф.Тисо, написав, что в этих двух феноменах есть сходство, но Иисус Христос воскрес 2000 лет назад и мы уже ничего не можем дополнительно узнать об этом событии, а о реализации радужного тела можем.


Эта книга п. Тисо стала результатом предпринятой им экспедиции в Тибет в 2000 г., которую инициировал бенедиктинский монах брат Давид Штейндл-Раст (1926 г.р.). В 60-х годах он был официально направлен, как позже и п. Тисо, Ватиканом на развитие диалога между католицизмом и буддизмом, начал он с дзен-буддизма. В 1998-1999 гг. он узнал о реализации радужного тела кхенпо А-Чо и решил, что «пора начинать его изучать». Он попросил своего духовного сына п. Ф. Тисо съездить в Тибет, поговорить со свидетелями этого события, что тот и сделал, через 16 лет вышла книга об этом [9].  Это была не первая «встреча» п. Тисо с буддизмом, т.к. он доктор наук по буддологии, тема диссертации – жизнь великого святого тибетского буддизма Миларепы. Падре Френсис Тисо не ограничился изучением философии тибетского буддизма в целом и биографии Миларепы в частности, но и сам  практиковал. Когда он был священником в одном из католических храмов в Италии (Изерния), то на своём сайте (закрыт) приглашал на свои практические семинары, где он рассказывал о практиках Миларепы, они практически идентичны предварительным практикам, которым учил ЧННР. 


В одном интервью журналист спросил падре Френсиса Тисо, почему он практикует какую-то смесь католицизма с тибетским буддизмом. В ответ этот католический священник пошутил, рассказав историю из жизни Миларепы. Он долгие годы провел в пещере, где постоянно медитировал.  Поскольку есть было нечего, то он ел крапиву, росшую рядом с пещерой, в результате чего позеленел. Вот и ему тоже «есть» больше нечего… Если, конечно, вообще выходить во внешний мир из собственной «пещеры».


С течением времени падре Френсис Тисо (1950 г.р.) стал не кардиналом, а капелланом…



[1] К.В. Анохин, Т.В. Черниговская и дзогчен. Проект 4, proza.ru.
[2] К.В. Анохин и реинкарнация. Проект 3, proza.ru.
[3] Кукаров А.Ю. Предисловие к проекту 3. Проект 3, proza.ru
[4] Кукаров А.Ю. А.Я. Каплан и ясный свет смерти. Проект 3, proza.ru.
[5] Кукаров А.Ю. Предисловие к проекту 4. Проект 4, proza.ru
[6] The Way of Shamatha with Alan Wallace. Видеозаписи более 20 лекций во время ретрита 2019 г. в Австралии, youtube.com.
[7]  Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания. Конференция с участием Далай-ламы XIV. Элиста: Океан мудрости, 2009.
[8] Кукаров А.Ю. Биография Дуджома Лингпы. Проект 4, proza.ru.
[9] Tiso F. Rainbow Body and Resurrection: Spiritual Attainment, the Dissolution of the Material Body, and the Case of Khenpo A Ch;. North Atlantic Books, 2016