Рыбалка на хариуса. Глава. 1

Сергей Никитин7
Глава. 1       Рыбалка на хариуса.



Пишут не потому, чтоб тягаться с кем бы то ни было, но потому, что душа жаждет излиться ощущениями.
Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский, с 1821 года — Гоголь-Яновский) — русский прозаик, драматург, критик и публицист, признанный одним из классиков русской литературы.



Время текло. Королева - луна взошла на свой монарший трон, осветив округу с чащами деревьев. Несколько звёзд загорелись на тёмном небе, словно яркие фонарики. Вслед за ними повсюду высыпали бесчисленные крохотные светящиеся точки и отчётливо вырисовывались затоны, островки и речки бесконечного Млечного пути.

Луна все выше поднималась по небосклону. Когда ночное светило достигло зенита, а затем устремилась вниз. Небо начало светлеть на востоке, и мягкий свет медленно разлился по пушистым облакам, окрашивая их в розовые тона. Над землёй сквозил слабый ветерок - босяк, чуть рябивший воду в Улуйке, но высоко в небе мощный поток воздуха быстро гнал облака.

Окутанная лёгкой дымкой испарений, показалась, наконец, луна в своей последней четверти. Узкий серп её отразился в синеве проточных вод Улуйки. Кругом царила нерушимая тишина. Вдруг ветер улёгся, под густыми кустами ивняка и только время от времени от его дыхания чуть слышно шелестела прибрежная трава мурава.

Проснулся Кузьма рано утром и решил проверить на практике свои догадки в отношении хариуса. Накопал жирных навозных червей, завернул в тряпицу свежего творога. Для ловли рыбы охотник подготовил две удочки. Удилища у обеих около трёх метров.

Одну он решил использовать без грузила и поплавка нахлёстом, используя в качестве живца – кузнечиков или саранчу, а другую с грузом в виде дробины и поплавком с насадкой на крючок червей. Подготовился, попил чаю с бутербродами, не забыл захватить с собой надёжного ИЖака, так на всякий случай.

Ведь рядом с речушкой дикая тайга и оттуда может пожаловать любой гость, в том числе и волчары и Мишка косолапый. Стояли погожие сентябрьские деньки. Берёзы красовались золотыми и зелёными листьями. Строгие ёлочки, принявшие от них в подарок на свои тёмно-изумрудные ветви золотистые листья, казалось, с унынием смотрели на Кузьму.

Он поравнялся с молодыми осинками, аккуратные листья с прожилками которых становились лимонного цвета. Один лист решил последовать примеру порхающих берёзовых «украшений», но вместо этого красиво спикировал на землю рядом с другими такими же красавцами. Однако тут же, подхваченный порывом ветра - бродяги, поднялся и покатился колесом. Вслед за ним поднялись и побежали его собратья, обгоняя охотника.

Осеннее солнышко пригревало и на просторной лужайке вблизи Чистого озера запели свои таинственные трели кузнецы и саранча. Таёжник наловил насекомых две пригоршни и посадил в котелок, завязав сверху марлей, чтобы насекомые свободно дышали. Ну вот, все приготовления к рыбалке завершены, пора приступать к делу.

На берегу Улуйки зверобой вдруг задумался : «Что же охотников и рыбаков побуждает идти в лес или на речку ? И тут же сам попытался ответить на этот извечный вопрос: «Наверное, всё - таки одним из самых побудительных мотивов для любого человека является - любопытство. Извечное человеческое желание узнать, что там, за горизонтом, за поворотом дороги.

Внутри любых путешественников живёт некая бацилла, влияющая на их склонность к странствию и познанию окружающего пространства, то, что отличает их от обычных людей. Любопытство человеческое – сильнейший и мощный стимул. Многих, очень многих оно не доводило до добра. Но так, к сожалению, устроены люди».

Зеркальная поверхность водораздела сверкала на солнце среди осин, кедров, елей, сосен и ольхи. Крутой берег, золотые стволы неохватных желтобоких вековых сосен. Радостный свет утра разлился по Александровской округе и по поверхности речушки. Ондатра  всколыхнула воду в затоне и точно маленькая торпеда поплыла по своим делам.

Птица - Нырок камнем упала в воду, и перламутровые круги всколыхнули зеркало речки. Речка была говорлива, приветлива и весьма живописна. Она как будто всем своим видом предлагала остаться в этих местах. Жить и радоваться жизни. Проснувшиеся пернатые, весело щебеча, порхали по ветвям, сверкая радужными отблесками, проносились зимородки, сойки заботливо чистили свое красновато - серое оперение, болтливые сороки - белобоки перекликались, раскачиваясь на концах веток.

Туман густыми клубами стелился над поверхностью водоёма, но под напором солнечных лучей нехотя пополз, в стороны и вверх. Место рыбак выбрал отличное – быстрый каменистый перекат с южной стороны имел тихую заводь. Чуть слышно плеснули грузила, на крючке извивались в полный рост два жирных червяка, в качестве поплавка служило гусиное перо – снизу окрашенное в тёмный цвет.

Дело в том, что хариус – рыба чуткая и осторожная и поплавок должен быть небольшим, заметным для рыбака и незаметным для рыбы, то есть ярким сверху и чёрный или синий внизу. Зеркальную гладь речушки  всколыхнули лёгкие круги, и всё смолкло. Рыбак смотрел в воду. Там отражались силуэты деревьев и бескрайнее небо с белыми облаками.

Размотав леску на второй удочке, Кузьма осторожно насадил кузнечика и сделал заброс. Безрезультатно. Ещё несколько бросков в нахлёст и тоже пусто. Рыбак расстроился и уже собрался уходить, но решил напоследок попробовать ещё раз. Он взмахнул удилищем.

Приманка, подхваченная течением, сплыла ниже, но у слива вдруг заиграла, запрыгала, как живая, по прозрачной зыби. И тотчас - всплеск, рывок с подсечкой ! Ещё секунда и крупный хариус, блеснув серебром, взлетел в воздух.

Вот он в руках Федотова Кузьмы — упругий, скользкий, холодный, с ржавчинкой под плавником хариус. Сердце зверобоя долбило грудную клетку, точно стальной клюв дятла долбит кору дерева. Он ликовал ! Большая редкость, когда в этих местах появлялись косяки этой породы рыб.

Его состояние полностью сможет лишь тот рыбак, который в руках держал этот ценнейший рыбный артефакт. И тут до сознания Кузьмы дошло, что он забыл бросить в заводь подкормку – деликатес для хариуса – творог. Зверобой развязал тряпицу, тщательно раскрошив молочную массу, бросил в затон.

Почти сразу это место забурлило, на поверхности мелькнули плавники и спины крупных рыбин. Шла борьба, как и везде в природе – самые сильные ловкие хватали молокопродукт. Вот заплясал в быстром танце поплавок и скрылся под водой. Рыбак тут же среагировал, сделав подсечку, но упрямая добыча и не думала сдаваться.

Кузьма из многочисленных рассказов знатных рыбаков знал, хариус отличный боец так просто не сдастся. Пришлось изрядно попотеть, прежде чем зверобой вытащил красивейшую рыбину их семейства лососевых. Когда хариус оказался на берегу, охотник ахнул от удивления и ликования, крупная рыбина навскидку весила около одного килограмма.



Продолжение следует ...