Ч. 9 Оккупация Дании и десант в Норвегию

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2024/04/23/1405

9 апреля 1940 года Вермахт приступил к операции «Везерюбунг» по вторжению в Данию и Норвегию. Оба государства соблюдали нейтралитет, более того, Дания была единственной страной в Северной Европе, которая заключила с Германией пакт о ненападении.

Норвегия нужна была гитлеровцам для предотвращения морской блокады англичанами, контроля над подходами к Балтийскому морю и обеспечения безопасности поставок железной руды из Швеции, а Дания – для удобной логистики и как база для вторжения в Норвегию.

Данию немецкие войска захватили  за несколько часов. С Норвегией так легко не получилось. Германское командование планировало высадку в Осло, Арендале, Кристиансанне, Эгерсунде, Ставангере, Бергене, Тронхейме и Нарвике.

Высадку собирались осуществить одновременно во всех местах и, по возможности, внезапно.
 
Кроме того, десантники поддержки должны были захватить аэродромы Форнебу под Осло и Сола под Ставангером.

План был разработан так, чтобы быстро сокрушить норвежских защитников и занять эти жизненно важные районы до того, как можно будет оказать какое-либо организованное сопротивление.

Подход к фьордам предполагалось осуществлять ночью, а высадку — в утренних сумерках.
 
Ввиду превосходства британских военно-морских сил, десантные части необходимо было перебрасывать наиболее быстрыми и надежными способами и, чтобы обеспечить одновременность высадки десанта, прибывать точно вовремя.
 
В случае сопротивления норвежцев, огневую поддержку должны были осуществлять боевые корабли. Тяжелое вооружение, технику и боеприпасы погрузили в транспорты, которым предстояло одновременно прибыть в порты назначения.
 
Военные корабли маскировались под торговые суда.
 
Копенгаген, важный мост через Малый Бельт в Миддельфарте и паромная переправа между Корсором и Нюборгом должны были быть захвачены военно-морскими частями. Авиация  захватывала посадочные площадки.

Планировалось одновременное выдвижение двух линкоров «Scharnhorst» и «Gneisenau» в Северный Ледовитый океан и размещение 28 подводных лодок вдоль норвежского побережья и в районе Шетландских и Оркнейских островов.

Для высадки десанта организовали девять оперативных групп кораблей с десантом. 45 грузовых судов везли вооружение, технику и припасы. Кроме того, три танкера обеспечивали дозаправку топливом.

Десант отправился на кораблях 7 апреля 1940 года. Но гитлеровцы внезапности не достигли.

Британская воздушная разведка обнаружила отряд немецких кораблей. 12 британских самолётов попытались атаковать корабли, но неудачно. Резко ухудшилась погода, и самолёты вернулись на базу.

Британский флот метрополии вышел на перехват немецких кораблей. В 8:20 утра 8 апреля произошло первое сражение между немецкими и британскими военно-морскими силами севернее линии Берген — Шетландские острова. Погода была штормовая.

Тяжёлый крейсер «Admiral Hipper» потопил артиллерийским огнём британский эсминец «Glowworm».

Польская подводная лодка «Orzel» потопила транспорт «Rio de Janeiro». Когда с тонущего транспорта стали спасаться немецкие солдаты, цель немецкой операции стала понятной британскому командованию.

В тот вечер в 8:30 британское информационное агентство Reuters сообщило из Осло: «Немецкий военный транспорт «Рио-де-Жанейро» с 300 людьми на борту торпедирован возле Кристиансанна».
 
Но погода им благоприятствовала. Густой туман скрыл немецкие корабли. Когда погода прояснилась, группа кораблей уже проникла в Берген.
 
9-го апреля произошёл короткий бой между двумя немецкими линкорами «Gneisenau» и «Scharnhorst» с британским линейным крейсером «Renown». Немецкие линкоры получили повреждения, но используя превосходство в скорости, ушли.

Англичане потопили танкер и два парохода транспортной группы, предназначавшиеся для Тронхейма.

В Бергене береговые батареи обстреляли немецкие крейсеры, которые получили повреждения, но высадка десанта прошла с незначительным сопротивлением.

Новейший тяжёлый крейсер «Blucher», возглавлявший группу транспортов, подошел к фортам в Осло-Фьорде, предполагая, что сможет застать их врасплох.

Но фашисты просчитались: крепость Оскарсборг открыла огонь, попадая в цель каждым выстрелом.
 
В считаные минуты «Blucher» получил тяжёлые повреждения, на нём вспыхнул пожар. Поврежденный крейсер был добит залпом устаревших торпед 40-летней давности, выпущенных из наземных торпедных аппаратов.
 
На  крейсере «Blucher» находилась большая часть административного персонала, предназначенного как для оккупации Норвегии, так и для штаба армейской дивизии, которая направлялась для захвата  Осло.

Это задержало оккупацию столицы и позволило норвежскому правительству и королевской семье бежать в Великобританию на английской подводной лодке.
 
Силы вторжения были вынуждены отойти и высаживать десант в 12 милях к югу. Однако воздушно-десантным войскам, переброшенным на аэродром Форнебу, удалось занять Осло в течение 12 часов.
 
Тяжёлый крейсер «Hipper» также был поврежден.  Однако он помог десанту взять город Тронхейм.

Легкий крейсер «Karlsruhe» возглавил штурм Кристиансанна, но позже в тот же день был потоплен британской подводной лодкой «Truant».
 
Крейсер «Konigsberg» получил повреждения при обстреле норвежскими береговыми батареями в Бергене.

На следующий день его потопила британская морская авиация. Это был первый крупный немецкий военный корабль, потопленный британскими самолетами.

Продолжение следует