Бог шельму метит. Рассказ

Сехниашвили Александр
               

     Действие этого рассказа начинается в июле, теперь уже далёкого, 1958 года.   Тогда, всего год , как в Москве прошёл 6-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов; прошло всего 9 месяцев, как в СССР был запущен 1-й искусственный спутник Земли; ещё не было никакой компьютерной техники кроме логарифмической линейки, да железного "Феликса", гремящего своими шестерёнками и звякающего при выдаче результата;  телевидение в городах только-только начиналось и в домах, и квартирах ещё висели чёрные круглые картонные радиорепродукторы:- в общем, можно сказать, что это было ещё при царе Горохе. Правда уже тогда в СССР, США, и ряде других стран
производились испытания ядерного и термоядерного оружия и мир был двуполярным, хотя были ещё и страны "третьего" мира. Ну да ладно, это так, вступление.
    В нашей стране в то время хорошо был развит туризм. Выпускались большими тиражами разные туристские справочники с картами и перечнями маршрутов по нашей большой стране.( За границу отдыхать тогда, практически, никто не выезжал).
Турпутёвки были относительно недороги и поэтому доступны многим: студентам, школьникам, рабочим, научным работникам, учёным.

    Я в тот год перешёл в 10 класс средней школы.
В середине лета директор нашей школы, подсуетившись, сумел достать на школу около 30 турпутёвок на маршрут по Кавказу.** Половину стоимости путёвок оплатил завод, на территории посёлка которого находилась наша школа. Путёвки распределили. Итак поехали: 12 ребят(и девушек), перешедших в 9-е и 10-е
классы, 12 только что окончивших школу, четверо молодых учителей и сам директор школы.
    Утром сели на поезд, разместились и поехали. Заняли примерно половину плацкартного вагона.

    Здесь я вернусь ещё на один год назад во времени.
Когда в сентябре 1957 года мы пошли в 9-й класс , то в нашем классе появилось несколько новых учеников. Одним из них был высокий юноша спортивного сложения.
    Вскоре мы узнали, что это сын нового главного инженера нашего завода. Приехали они из Китая, там его отец был техническим советником.
    Через небольшое время я подружился с Кириллом, так звали нового ученика.
Кириллу всё давалось легко:- и учёба, и спорт. К тому же он очень хорошо рисовал, как карандашом, так и кистью.
    Я часто сопровождал Кирилла в его походах в парк, или на берег Волги, где он делал наброски рисунков и писал этюды кистью.
    Для заточки карандашей, очистки краёв этюдника от засохших масляных красок он использовал складной перочинный нож с откидывающимся лезвием. Сейчас таких ножей везде полным-полно, а тогда я увидел такой впервые. Этот нож Кирилл привёз из Китая. Нож имел отличие от  тех, что мы сейчас видим в продаже. У сегодняшных ножей, чтобы лезвие открылось, надо нажать на "кнопочку" на ноже.А у ножа Кирилла надо было нажать на "рычажок", который наоборот вытягивал "кнопочку" из ножа и после этого лезвие выскакивало. Кирилл объяснил мне, что и в Китае такой нож он видел в продаже только один раз.

    Теперь вернёмся в поезд, в поездку к месту тур-маршрута. Я с Кириллом расположился  в одном отсеке-купе плацкартного вагона. В соседнем купе были наши выпускники.
    Через какое-то время мы с Кириллом решили перекусить. Достали еду, он вынул свой "китайский" нож, чтобы что-то нарезать. Поели, нож пока остался на столе. Вскоре из соседнего купе к нам заглянул Раят- выпускник нашей школы, коренастый, среднего роста, молодой человек.Мы его хорошо знали. Увидев нож, он попросил его у Кирилла, также, чтобы что-то нарезать, Кирилл разрешил. Раят взял нож и  ушёл.
    Прошёл час, а может быть и больше. Нож не возвращали. Кирилл пошёл за ножом сам. Раят посмотрел на столик своего купе- ножа не было. Раят вспомнил, что нож у них брали ещё в одно купе. Пошёл спрашивать туда, там сказали, что  отдали нож.
 Нож загадочно исчез. Кто-то предположил, что когда из их купе все на минутку отлучились, кто-то проходил по вагону, увидел этот нож и "тиснул"** его. Раят добросовестно обошёл всех, спрашивая, не брал ли кто нож, но никто ничего не знал.
    Вечером Раят опять заглянул к нам и спросил, не нашёлся ли где нож и получив отрицательный  ответ, искренне посочувствовал Кириллу. Казалось, что он расстроен гораздо сильнее, чем хозяин ножа....

    ...Прошло много времени. Мы с Кириллом окончили школу, поступили в институты:Кирилл в один, я в другой. Кирилл, окончив институт, поступил в аспирантуру, я после института был направлен в НИИ в КБ.
    Прошло ещё три года. Я уволился из КБ и устроился на работу поближе к своему дому, в проектный отдел. Отдел занимал в здании несколько комнат.
    Я начал работать на новом месте.
И как же я был удивлён и даже обрадован, когда в одной из комнат нашего небольшого комплексного отдела я вдруг увидел Раята. Он, как оказалось, работал в отделе уже несколько лет.
    У нас с Раятом наладились товарищеские отношения: мы вместе ходили на обед в столовую, затем прогуливались в скверике, играли в настольный теннис в фойе нашего корпуса.
    Хотя мы работали в разных группах отдела, нам часто по общим проектам приходилось общаться по работе.
    И вот в один из дней, мне по работе надо было обратиться к Раяту. Я пошёл в их комнату. Зайдя туда, я подошёл к его рабочему столу. Сам Раят куда-то на минуту вышел. Я посмотрел на его стол и увидел на столе большое красивое яблоко, а около яблока лежал... открытый НОЖ! Не узнать этот нож я не мог- это был тот самый "китайский" нож с "рычажком", нож Кирилла. Я когда-то давно сам держал его в руках и пользовался им. Это был он-сто процентно он! Я сразу же вспомнил события 10-летней давности в вагоне поезда.
    Я глядел на нож, я просто остолбенел! Но тут дверь отворилась и вошёл Раят.
Увидев меня, нож на столе, он на секунду оцепенел, но быстро взял себя в руки,
подошёл к столу, взял в руки нож, разрезал красивое яблоко пополам, с характерным "щелчком" закрыл нож, убрал его в стол и протянул половинку яблока мне. Я отказался, что-то промямлив, повернулся и ушёл в свою группу.
    Больше этот нож на работе у Раята не появлялся,  больше этот нож я не видел,что также являлось косвенным подтверждением,что нож-тот самый-"китайский".      Я вспомнил христианскую заповедь- "НЕ укради"(8-я зап.). Я вспомнил, как Раят, тогда, в поезде усердно старался "найти" нож Кирилла... Конечно, это было мелкое воровство, но это была большая подлость-утащить у товарища!
    Ещё я подумал,что может быть, тогда в свои 18 лет Раят был молод и легкомыслен, что он теперь сам жалеет о том своем поступке...
    Может быть... Не знаю...
Но мне с тех пор он стал неприятен.
    Больше я с Раятом не ходил вместе в столовую, не прогуливался в сквере и вообще общался с ним только по работе.
    Ещё я подумал, что пословица: "Бог шельму метит", рано или поздно всегда верна и исполняется.
     Кирилла потом я несколько раз встречал на улицах нашего города, но о его "китайском" ноже, о том что я его видел у Раята в 1969 году(через 10 лет после нашей турпоездки), я не сказал. Не знаю, правильно ли я поступил?...
                *      *      *      *

    Имена "Кирилл" и "Раят" в рассказе вымышлены, а все события реальны.

  **О самОм этом походе мною написано стихотворение "Турпоход к морю. Теберда-Клухорский перевал- Сухуми".(См. перечень моих стихов)
  ** Тиснуть, здесь в смысле умыкнуть, увести из под носа.