Декаданс сегодня. Новый период спада

Михаил Шульгин 2
М.Шульгин, Сочи 2024

Декаданс в истории конца XIX века рассматривается как культурный упадок в литературе, искусстве и период пессимизма на фоне роста промышленности, естественных наук и психологии. В результате бурного роста капитализма стало утрачиваться значение вечных ценностей: Бога, вечной борьбы добра и зла, роли красоты.
     По мнению Ф. Ницше: «Сам декаданс не есть что-то, с чем нужно бороться, – он абсолютно необходим и присущ всякому народу и всякой эпохе. А вот с чем нужно всеми силами бороться, так это с занесением заразы в здоровые части организма».

     Следствием декаданса, по его мнению, являются: "порок – порочность; болезнь – болезненность; преступление – преступность; целибат – бесплодие; истерия – ослабление воли; алкоголизм; пессимизм; анархизм; распутство (также и духовное); клеветничество, интриганство, всесомнение, разрушительство".

     Следовательно появление декаданса (литературно-культурного и философского спада, вырождения) по Ницше, «так же необходимо, как любое восхождение и поступательное движение в жизни и не в нашей власти устранить его».

ДЕКАДАНС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
 
К понятию «декаданса», который Ницше связывает с ростом пессимизма в обществе, он также относит:
- скепсис и распутство мысли;
- порчу нравов (слабость воли, допинг);
- появление психологических практик (техники НЛП,технологий личностного роста);
- социальные проблемы возрастающего неравенства;
- нервные и психические болезни, возросшая тяга к удовольствиям;
- религиозные практики (экстрасенсы, гадание, ведьмы);
- прогресс (роботизация, искусственный интеллект);
- снижение сопротивляемости организма;
- преувеличение переживаний, страданий и проблем;
- слабость личности (Ницше: «Воля к власти»).

   Все перечисленные выше качества и свойства как нельзя более подходят современному западному обществу и получают глобальное распространение (в следствие глобализма).

   Вывод
«Сам декаданс не есть что-то, с чем нужно бороться, – он абсолютно необходим (исторически обусловлен) и присущ всякому народу и всякой эпохе» (Ницше).
«А вот с чем нужно всеми силами бороться, так это с занесением заразы в здоровые части организма».
- «Делается ли это, пишет Ницше? - Делается как раз противоположное. Гуманность об этом только и заботится». Т.Е. видит разлагающее действие Гуманизма, как приводного ремня либеральной идеи.