Иллюзии действительности

Геннадий Дергачев
                Записки о фотографии

      В 1860 году Лев Николаевич Толстой совершил заграничную поездку, которую потом назвал "путешествием по школам Европы". Из контекста его записей, можно судить, что методы преподавания знаний ему нигде  не понравились.
      В Германии он посетил урок  наглядного обучения, на котором учитель показывает детям картинку в книге и задаёт вопрос: "Что это такое, милые дети?". Один из детей ответил, что это рыба. "Нет, - отвечает учитель. - Что вы видите?". "Книжку", - отвечает другой ученик. Обрадованный ответом учитель, продолжает последовательно задавать наводящие вопросы, в результате которых выясняется, что в книге есть не только буквы, но и картинка с изображением рыбы. Но рыба не живая и не мёртвая - она нарисованная!
      Трудно сказать, что не понравилось писателю, но учитель смог предметно показать ученикам, как нужно отличать действительность от иллюзии. Рыбу на картинке нельзя пожарить и съесть: она не из плоти и крови, она лишь созданный художником образ некой рыбы, который воздействуя на глаза людей, помогает рождать в их мозгах как бы настоящую рыбу и при этом позволяет забыть на какое-то время о физическом присутствии перед ними книги.

      ИЗО - искусство запечатления образов: так назывались уроки рисования в моём далёком детстве. Возможно и сейчас в расписании уроков ещё присутствуют эти три заглавные буквы.
      Когда-то, на заре человечества, изображение удачной охоты на стенах пещер выполняло роль магической иллюзии, помогало настроить людей на определённые действия, пробудить охоту повторить былое, а значит: насытиться самим и накормить соплеменников. Рисунки статичны, но побуждают к динамике факта! В этом, возможно, и состоит, как часто говорят, волшебная сила искусства?!
      Изображения - это всегда некая иллюзорность, проявленная резцом ли, углем ли, мелом, краской, с помощью пальца или кисти, или, позднее, светописью в фотографии.
      Живописец, скульптур, график - все они творцы изображения, и мем "я так вижу" мог всегда сопровождать их работы. Что-то вписывалось, что-то соскабливалось, что-то изменялось по прихоти художника или заказчика, поэтому все эти изображения можно называть иллюзиями, какими бы близкими к действительным образцам они ни являлись.
      Фотография недалеко отошла от техники создания изображений. Химические воздействия на пластины и плёнку со светочувствительной эмульсией, позволяли по-разному проявляться негативам и позитивам, как чёрно-белым, так и цветным. Когда печатание фотографий отошло от контактного способа, появился приём проекции, создаваемой фотоувеличителем. А в нём появились возможности искажений, с помощью наклонов фотобумаги, ретуши, удаления частей изображений и вставки того, чего не было в физическом оригинале. С появлением цифровой фотографии, с заменой плёнок на матрицу с процессором, отступлений, с помощью программных, так называемых, фотошопов стало так много, что порой только сам автор снимка знает, насколько он документален и насколько он близок к натуре!

      А что же кинематограф? и в какой мере движущие картинки не иллюзорны? - можем задать мы себе вопрос. Ответ связан со словом "картинки". Достаточно пойти по следам того немецкого учителя, про которого писал Лев Толстой, и на вопрос: "Что вы видите?" - искушённый знаниями зритель ответит: "Экран, монитор, на котором двигаются всякие изображения, включая людей, животных и рыб, но они не живые и не мёртвые, они просто картинки мелькающие перед глазами".
Получается, что рыбу из кинофильма съесть нам тоже не дано!

Давно уже не новость создание объёмного изображения, которое  считается наиболее точным автостереоскопическим воспроизведением зрительного впечатления, производимого снятыми объектами с сохранением ощущения глубины пространства и многоракурсности. Но в силу сложности технологии создания и воспроизведения таких иллюзий действительности, массового внедрения в жизнь голография пока не имеет.

      Главный вывод, который можно сделать из сказанного: нужно уметь разлагать и отделять друг от друга и носитель изображения, и изображение на этом носителе, и понимать то, что в отличие от реального носителя (камня, бумаги, холста, экрана и т. п.) картинка, будь она плоская или объёмная, статичная или движущая - это всего лишь иллюзия действительности, а наши мозги охотно вводят нас (то есть самих себя) в заблуждение и домысливают то, что могло бы быть.

      Писатель создаёт иллюзию реальных событий с помощью слов, т. е. тех самых букв в книге, порой обходясь вовсе без картинок-иллюстраций. Мозги читателя допишут и вообразят то, про что не написал автор произведения. В этом состоит сила, как отдельного слова, так и текста, особенно художественного.

Note:
      ... Правда, сзади девочки было сделано точно море и месяц, это было хорошо.
      - Неужели это настоящие девочки? - спросила Лизанька, которой было страшно отчего-то и хотелось плакать.
      - Разумеется, настоящие! - отвечала Варинька, - посмотри,  как она ходит; как туда зайдёт, за эти перегородки, очень видно, что настоящие.
      Лизанька обиделась.
      - Которые с нами рядом сидят, я вижу, что настоящие, а те - я не знаю.
(Л. Н. Толстой. Сказка о том, как другая девочка Варинька скоро выросла большая).

26.04.24.

GDиАлиса. Иллюзорное изображение. Илл. ИИ. 2024 г.