Ножны

Михаил Сидорович
Ножны вроде бы просто. То куда вкладывается меч, кинжал, или нож.
Вот только почему у этого слова нет единственного числа? Предмет-то один, казалось бы.
Вот, например в испанском языке ножны - vaina. слово женского рода в единственном числе. Вайна, она и есть вайна. А если ножен несколько, тогда - vainas. Слово, как слово. Имеет род, может быть в единственном и множественном числе.

А вот в русском языке слово "ножны" не имеет единственного числа. Почему?

Всего таких слов немного:
1. Штаны, портки, брюки, кальсоны и т.д.
2. Ножницы, щипцы, пасатижи, кусачки
3. Ножны.

Со штанами всё ясно. Изначально было два предмета одежды. Один надевался на правую ногу, другой на левую.

Такие раздельные штаны сохранились у североамериканских индейцев.

Но это было не очень удобно и не очень тепло. Начиная с первого тысячелетия до нашей эры штаны стали сшивать вместе в один предмет одежды. Название однако менять не стали. Так и осталось множественное число.

С ножницами, шипцами и кузнечными клещами тоже всё ясно. Их делают из двух браншей, соединяют заклёпкой. Потому и множественное число.

Любопытно, что у испанцев штаны (pantalones), ножницы (tejeros) и щипцы (Alicates) тоже могут иметь только множественное число (которое возникает от буквы s на конце)

А вот ножны в испанском языке могут быть в любом числе, как и все прочие предметы, тогда как в русском языке только во множественном числе. Почему?

На мой взгляд, дело в конструкции предмета. Видимо, изначально наши предки  делали ножны из двух дощечек. В одной дощечке выдалбливалось углубление, достаточное, чтобы в нём мог разместиться клинок. Вторая дощечка оставалась гладкой. Её накладывали на первую и связывали ремешками из сыромятной кожи.

При высыхании сыромятная кожа уменьшалась в размерах и намертво притягивала одну дощечку к другой. Так получались ножны. Но имелся нюанс. углубление для клинка выдалбливалось таким образом, чтобы весь клинок свободно помещался в этом углублении, за исключением конца. Для конца меча места чуть чуть не хватало.

В результате, когда вкладываешь меч в ножны, сначала он входит легко и свободно, а в конце туго . При этом дощечки ножен чуть раздвигаются, преодолевая эластичную тягу кожаных ремешков, скрепляющих половинки ножен. И таким образом, меч фиксируется в ножнах и не может сам выпасть.

Но со временем древесина ножен стирается и меч держится в ножнах всё слабее и слабее. И начинает выпадать.

Самопроизвольное выпадение меча из ножен трактовалось викингами, как предвестие кровопролития. Якобы меч сам рвётся из ножен и просится в битву. А дело было проще. Просто расточились ножны.

Что делать?
разрезать ремешки, разнять ножны на две половинки. Половинку с углублением чуть подстрогать, снять тонкий слой древесины, чтобы углубление стало мельче и чтобы кончик меча опять входил с трудом. После чего снова связать половинки новым сыромятным ремешком.

И ножны снова крепко держат оружие.

Позднее стали оклеивать ножны изнутри кожей, которая тоже эластична и держит оружие за счёт своей упругости.
А сыромятные ремешки заменили обкладкой из листового металла. С такими ножнами проще. Ведь металл пластичен.
Новые ножны имели внутри вкладыш их кожи, или дерева, а снаружи оболочка из листовой меди. Если такие ножны растачивались, уже не нужно было разнимать их на половинки, а просто постучать по ним деревянным молотком. Металл деформируется и снова будет крепко зажимать клинок.
Такая конструкция ножен стала классической.

Когда я ещё был молодым и неопытным, ничего не понимал в конструкции ножен, я купил дешёвый китайский нож для походов в ножнах из очень плохого кожезаменителя. Нож был неплохой, прочный, добротно сделанный, но кожезаменитель откровенно дрянной. Этот кожезаменитель порвался на третий день пользования, и ножны развалились. Так передо мной встала задача сделать своему ножу новые ножны.

Я сделал деревянные ножны, но допустил одну ошибку. Вместо того, чтобы связать две половинки, я их склеил столярным клеем. Эти ножны прослужили мне года три, а потом, древесина в них сточилась, нож стал выпадать из ножен. Но расклеить ножны я уже не мог. Просто сжёг в печке.

Лишь потом, рассматривая старинные изображения воинов, я обратил внимание на то, что ножны мечей накрест обмотаны какими-то ремешками. Догадавшись в чем дело, я понял принцип действия и сделал новые ножны.

Следующие ножны я уже не склеил, а связал изолентой. Это оказалось даже лучше чем ремешки из сыромятной кожи. Изолента и дешевле, и проще в употреблении. И она обладает необходимой упругостью.

Новые ножны служат уже несколько лет. А если расточатся, просто сниму изоленту, чуть шлифану и снова обмотаю изолентой.