Достижение состояния сатори

Лариса Болотова
                Каким же образом можно достигнуть состояние сатори?

«… стоит вам начать двигаться к нему, и нужные идеи станут сами приходить к вам, подсказывая следующий шаг. Как гласит китайская пословица: «Если не менять направление движения, то наверняка достигнешь того, к чему идёшь»

Все учения и практики дзен–буддизма являются средством достижения сатори. При этом подготовительный период может продолжаться очень долго – годы и даже десятки лет, поскольку высшую истину невозможно получить с помощью интеллекта, и как её соискатель, так и его наставник толком не знают, ни что для этого надо ему делать, ни где её искать. Ясно только одно – тут не может быть пассивного спокойствия, напротив, это время постоянной концентрации ума, высшего напряжения, которое, на конечной стадии, может прорваться от любого «случайного» (с точки зрения внешнего наблюдателя) события или слова.

Чтобы привести ученика дзена в соответствующее состояние, его наставники применяют несколько средств, среди которых наиболее известны практика медитации «сидячий дзен» (дза-дзен) и работа с коанами.

Чтобы увидеть мир в его непосредственности, как он есть, а не разделённым на условные части, придуманные людьми, необходимо, считает дзен, смотреть на него с «неразмышляющим» сознанием».

                Через высшие чувства: пространства, времени и интуицию?

«Это вовсе не сидение с опустошенным сознанием, которое методично изгоняет любые впечатления органов чувств и приходящие изнутри человека мысли, но и не обычная медитация – концентрация внимания на каком-нибудь одном объекте (пупке, кончике носа и так далее) в ущерб всем остальным. «Сидячий дзен» - это наблюдение без оценок всего, что находится и происходит здесь и сейчас. Причём ученик в это время переживает интенсивное ощущение единства внешнего мира и своего «я» - его сознание и то, что его наполняет (цветные картины, различные впечатления, звуки), сливаются в общую картину. Характерно, что такого чувства невозможно достичь посредством сознательного стремления – оно возникает отнюдь не быстро и как бы само собой, обычно внезапно, когда вы без всякой цели просто «регистрируете» всё, что происходит вокруг.

Как правило, подобные медитации происходят в специальных залах – дзен-до, где монахи-ученики сидят друг против друга двумя рядами, а по проходу медленно ходят два служителя с палками, которыми они, не забыв отвесить ритуальный поклон, осуществляют «бодрящий массаж» - пребольно бьют по плечу монаха, случайно заснувшего или принявшего неправильную позу. Бывает, что «даз-дзен» начинается в полчетвёртого утра и продолжается почти без перерыва до 22 ч вечера! Например, мастер дзена Чан Цин медитировал более 20 лет, износив за это время 7 сидений для медитации.

«Коан (тоже японское произношение китайского слова, означающее «рассказ», «событие») – это обычно какое-либо парадоксальное утверждение или ошеломляющий ответ на вопрос того или иного древнего учителя дзен-буддизма, - поясняет Г.Хлебников. Вот несколько примеров. Дэ Шань говорил: «Если вы не можете ответить, я дам вам 30 ударов, если можете – я также дам вам 30 ударов», Если у вас есть посох – я вам его дам, если нет – я у вас его заберу». «Что такое Будда?» - «Навозная лепёшка». Сущность коана заключена ни в его тексте, ни вне его – через словесную формулу в сознание проникает необычное, над чем оно начинает размышлять, и коан как бы входит внутрь человека».

                Воздействие заключается ни в самом тексте (понятии слов), а в процессе, возникающем при этом в сознании человека.

                И всё-таки попробуем понять эти изречения. В самом последнем речь может идти о  физическом теле Будды.  Ответ на первый вопрос должен быть не в словах, а в чувства, которые трудно описать словами. Попробуем понять ответ на второе высказывание. Как можно дать то, что уже есть, как можно взять то, чего нет?

«Полный курс обучения состоит из пяти различных групп коанов и может продолжаться до 30 лет. Однако даже монахи овладевают этой программой далеко не в полном объёме! Наставники дзена – обычные человеческие существа, которые переживают всё то, что свойственно людям: печали и радости, любовь дурное расположение  духа. Тонкость дзена как раз в том и состоит, чтобы быть совершенно человечным. В отличие от обычных людей, которые хотят стать лучше или, как сейчас модно, хуже самих себя, превратиться в ангелов или демонов, - одним словом, уйти от своей человеческой природы, адепты дзена всегда верны своей человечности, которую они тщательно очищают от любых условностей идеологии или морали.

Обучение начинается с коанов, которые призваны показать ученику парадоксальную природу мира, непостижимую рациональным мышлением. Размышляя, например, над коаном Хакуина: «Все знают, как звучит хлопок двух ладоней. Но как звучит хлопок одной ладони?» - ученик вдруг понимает не только нелепость такой постановки вопроса (как можно услышать то, что не издаёт звука?), но и абсурдность многих других проблем, встречающихся в жизни, не переставая в то же реагировать на повседневные жизненные обстоятельства: смеяться, есть, пить и так далее. В конце концов, ученик находит то или иное решение коана, одновременно меняясь, сам утрачивает жестокость и обособленность «я» от мира, свойственные большинству людей. Он достигает такого развития, что перестаёт противостоят миру и начинает ощущать себя частью его».

                А если ладонь стучит о другу часть тела, а не ладонь?

«Когда это происходит, ученику предлагают более трудные коаны, например: «остановить корабль в дальнем плаванье», «вытащит из своего рукава три района  Токио». Ученик будет ломать над ними голову до тех пор, пока не догадается, что невозможно мышлению – легко решается действием, ведь и корабль, и районы Токио – это условные понятия, поэтому, если извлечь из рукава носовой платок, коан с районами Токио будет решён».

                А если перестроить сами фразы. «Корабль остановился в дальнем плаванье» «Три района Токио подобны рукавам».

«За основными коанами следует вспомогательные  - и так до тех, пока ученик не научится без всяких колебаний и мгновенно по-дзеновски реагировать на все мыслемые и немыслемые ситуации повседневной жизни. Завершается обучение группой коанов, которые призваны прояснит отношение между вещами и событиями нашего мира, с одной стороны, и основополагающими принципами Мироздания – с другой. Считается, что обучение окончено, когда ученик достигает абсолютной естественности поведения в обоих мира – обусловленном (созданном человеческими понятиями и правилами) и абсолютном (можно назвать его миром «дзен») но обретенная при этом свобода уже не противостоит условному порядку мира, а поддерживает его: «Когда мне жарко, - говорит просветлённый адепт дзен-буддизма, - я потею, когда холодно – дрожу, когда я голоден, я ем, когда устаю – ложусь спать». Он просто живёт, но каждый миг такой жизни, пронизанный сверхсознанием, является для него неповторимым и блаженным духовным переживанием».

                Дух через душу и тело получает опыт жизни? Дух живёт каждым моментом.

Источник информации книга В. Потапова «Тайная история человечества» (стр. 117).