Композитор Даниил Браславский

Борис Турчинский
Браславский Даниил Абрамович-композитор и педагог
Борис Турчинский
Браславский Даниил Абрамович - композитор и педагог

                М. Черток, Б. Турчинский


Имя Даниила Абрамовича Браславского (1918–1989) стоит в одном ряду с лучшими представителями нашей военной музыки. Музыкант, военный дирижёр, педагог, композитор – он многое сделал для становления отечественной школы инструментовки и эстрадно-джазовой аранжировки.
Родился Даниил Браславский 11 марта 1918 г. в Киеве. В Киеве же закончил общеобразовательную школу, а также музыкальную школу по классу фортепиано. С 1937 по 1939 гг. проходил срочную службу в качестве музыканта оркестра Военно-воздушной академии имени В.А. Жуковского. Участник Великой Отечественной войны. В 1942 г. после ранения и излечения в госпитале ввиду своей музыкальной одарённости он был направлен для обучения на Военный факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. По инструментовке учился у профессора Бориса Тихоновича Кожевникова, по дирижированию – у профессора Дмитрия Владимировича Свечкова.
После окончания обучения в течение 10 лет Даниил Браславский служил военным дирижёром в различных воинских частях, а за три года до увольнения в запас, с 1953 по 1956 г., являлся начальником оркестра штаба Закавказского военного округа. После этого на протяжении многих лет руководил различными джазовыми и эстрадными оркестрами.
Свою научно-педагогическую деятельность Даниил Абрамович Браславский начал в 1966 г. на кафедре инструментовки и чтения партитур Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории. Более 20 лет он посвятил развитию отечественной военной музыки и подготовке десятков военных дирижёров для нашей армии. Многие из них стали известными деятелями отечественной музыкальной культуры. Даниил Абрамович проявил себя и как многогранный композитор. В 60-е и 70-е годы XX века он создаёт большое количество различных произведений, в том числе и крупной формы. Увертюры «Русская» (1962), «Героическая» (1965), «Праздничная» (1967); поэмы «Мамаев курган» (1969), «У вечного огня» (1975), сюита «Деревенские картинки» (1981); фантазии, концерты для отдельных инструментов. Его перу принадлежат также несколько маршей, песенных попурри, танцевальные и другие инструментальные пьесы.
Крупнейший пласт его творчества – это инструментовки и аранжировки многочисленных произведений отечественных и зарубежных композиторов, популярных песен и оркестровых миниатюр. Многие из них мы и по сей день слышим почти ежедневно.
Учебник «Основы инструментовки для эстрадного оркестра» в 1971 году стал основой для защиты кандидатской диссертации и присуждения учёной степени кандидата искусствоведения. В том же году Даниил Абрамович стал доцентом кафедры инструментовки и чтения партитур, а с 1986 года – профессором. Его перу также принадлежат труды «Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров» 1974 г. и «Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей» 1983 г. Учебные пособия, созданные Даниилом Абрамовичем Браславским и сегодня востребованы и активно используются не только при обучении курсантов Института военных дирижёров, но и в других музыкальных учебных заведениях.

Даниил Абрамович был необычайно обаятельным человеком.
Вот как вспоминает о нем один из его учеников.

Фурманов Виктор Иванович, преподаватель кафедры инструментовки и чтения партитур Военного института (военных дирижёров) Военного университета.

Я учился у Даниила Абрамовича Браславского по инструментовке и эстрадной аранжировке с 1969 по 1974 год. Попал к нему в класс я совершенно случайно, потому как распределением курсантов по преподавателям происходит без вмешательства самого преподавателя. В его классе я начал изучать инструментовку для военного оркестра, а потом и эстрадную аранжировку. Браславский пользовался очень большим авторитетом у курсантов, т.к. на кафедру он пришёл уже с большим опытом работы в эстрадных коллективах – таких, как коллектив Бориса Ренского, оркестр Эдди Рознера и других, где он работал аранжировщиком и дирижёром. Это было время «джазовой оттепели» в СССР. Джаз возрождался, и поэтому специалисты в данной области были очень востребованы.
Кроме преподавания инструментовки и эстрадной аранжировки, Браславский руководил факультетским эстрадным оркестром. В этом оркестре были представители всех курсов, а я играл в нём партию первого тромбона, причём сразу, с первого курса. Даниил Абрамович приносил в оркестр новые эстрадные произведения, а также свои аранжировки и обработки, и мы их играли биг-бэндом. Кроме того, мы проигрывали произведения, написанные преподавателями факультета, а Браславский при этом выносил этим пьесам очень жёсткие критические оценки.
Браславский ко всему относился с юмором - как на оркестровых занятиях, так и на занятиях по инструментовке. Он никогда не критиковал меня за какие-то ошибки - только очень мягко и сдержанно предлагал тот или иной вариант, который я впоследствии и использовал. Его приёмы инструментовки были очень оригинальными. Когда же пришло время на четвёртом курсе выбирать произведение для государственных экзаменов, он предложил мне взять «Джаз-симфонию» Богдана Троцюка. Это было новое произведение, написанное для симфоджаза и опубликованное издательством «Советский композитор». Впервые оно прозвучало в исполнении оркестра Гостелерадио под управлением Юрия Силантьева. На оригинальной изданной партитуре, которая хранится у меня, Браславский карандашом написал «Дорогой Витя! Это только начало, а основная работа на 5-м курсе. Целую, твой Браславский».
 Однако на совете по утверждению тем госэкзаменов «Джаз-симфонию» Троцюка не утвердили, и я дирижировал поэму Браславского «Мамаев курган». И только позднее, на академическом вечере мне представилась возможность продирижировать «Джаз-симфонию» с учебным оркестром факультета.
Даниил Абрамович рассказывал мне, что в середине 60-х годов, когда стал начальником военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории стал Г.С. Марутян, он лично пригласил Д. Браславского на кафедру инструментовки и чтения партитур преподавать именно эстрадную аранжировку для слушателей факультета. Это был абсолютно новый предмет обучения. Не было ни пособий, ни нотной литературы, – всё это Браславский создавал сам.
После получения диплома Браславский рекомендовал оставить меня преподавателем на кафедре, однако комиссия отказала, сказав, что мне необходимо хотя бы пару лет послужить в войсках. А на кафедру я попал лишь через 9 лет - переводом из Афганистана, из 191-го отдельного мотострелкового полка 201-й дивизии и после победы на окружном конкурсе духовых оркестров Туркестанского военного округа в Ташкенте. Всё это время я активно переписывался со своим учителем. А с 1983 г. на кафедре я работал с ним бок о бок вплоть до 1989 г., до его ухода из жизни.
Он был задиристым правдолюбцем. На собраниях всегда выступал с резкой критикой деятельности руководства и партогранизации факультета.
Я благодарен своему педагогу за многое, но главное - он вдохновил меня на композиторское творчество. И неудивительно, что порой я чувствую его перо в своих произведениях. Своему любимому преподавателю я посвятил одно из своих произведений – пьесу для солиста с оркестром «Танцующий тромбон».

Борис Турчинский

Даниил Абрамович Браславский – один из немногих людей, мимолётная встреча с которым оставила яркий след в моей жизни.
1971 год. Я – студент 4 курса Житомирского музыкального училища. В один из весенних дней меня вдруг вызвал к себе директор училища. С чего бы это?.. Вроде ни в чём не провинился…
Но нужен я ему был совсем по другому и, как оказалось, интересному поводу. К нам должен был приехать «Большой музыкант из Москвы». Дирижер и композитор. И его авторский концерт планировался на базе эстрадного оркестра из Бердичева под руководством Константина Пупкова. Вначале я хотел отказаться: экзамены на носу, да и моим инструментом в училище был кларнет – саксофон был в те времена в подполье. Я стал отказываться. Тут в кабинет директора Михаила Андреевича Енина зашел преподаватель теоретических дисциплин, композитор Александр Наумович Шиндель. Оказалось, и его попросили принять участие в предстоящем событии. А когда я услышал фамилию Браславский, меня это очень удивило. Почему, расскажу чуть позже.

 

Д.А. Браславский с коллективом Бердичевского эстрадного оркестра, 1971 г. (Браславский сидит в первом ряду третий слева).

Пять дней мы с коллективом Бердичевского эстрадного оркестра репетировали программу из произведений и аранжировок Даниила Браславского. С нами по очереди работали три дирижера: Браславский, Шиндель и Пупков. Запомнились «Эстрадный марш» и «Танго», а еще «Фокстрот». Музыка замечательная. Этот концерт состоялся в Бердичевском доме культуры, а затем в Житомирском Доме народного творчества. Публика тепло приняла наше выступление. Думаю, Даниил Абрамович был доволен.
Мы много общались. Даниил Абрамович оказался интересным рассказчиком. Мы услышали много интересного об институте военных дирижеров, где он тогда работал. Рассказывал о своей дирижерской карьере. И о детстве, прошедшем в Киеве.
Человеком он был добродушным, открытым и общительным. Я ему рассказал свою историю – как мы, коллектив военного духового оркестра, ждали его в Вильнюсе на авторский концерт, с еще двумя композиторами и преподавателями кафедры военных дирижеров Евгением Петровичем Макаровым и Михаилом Давидовичем Готлибом. Этот концерт состоялся, но, к сожалению, без Даниила Абрамовича, который по техническим причинам не мог тогда приехать. Это был 1968 год. Я тогда был воспитанником военного оркестра, который был лучшим в Прибалтийском военном округе.
Даниил Абрамович сказал мне много добрых слов о дирижере этого оркестра засл. арт. Литвы Иосифе Моисеевиче Манжухе. Пять дней общения с таким мастером и замечательным человеком запомнились мне на всю жизнь.

Павел Юхвидин, израильский журналист:

С детства слышал от моего папы, Анатолия Соломоновича Юхвидина, однокурсника и друга по дирижерскому факультету, о Дане Браславском. В 1972-м, кажется, они встречались в Москве, после чего в нашей домашней библиотеке появился увесистый учебник "Основы инструментовки для эстрадного оркестра" с надписью "Дорогому Толе Юхвидину". Да-а… 100 лет!.. Не верится…