Янтарный телескоп, роман, 2000

Савелий Грамматик
Завершающий трилогию "Янтарный телескоп" разводит линии и снова сводит воедино!

Все ниточки сходятся в одно: параллельные истории лорда Азриэла и миссис Коултер, Лиры и Уилла, учёной мисс Мэлоун и её разумных друзей мулефа, церкви,  ангелов и Заоблачной горы – и окончательное раскрытие картины вселенной и миров и их восприятия разными сторонами - вот в чем эта часть.

Важный момент - ещё более глубокое раскрытие того, что суть противостояния между религией и наукой - это как будто бы не вера во что-то конкретное, но то, как устроено общество: это создание тех или иных конструктов и манипуляции людьми при помощи социальных ожиданий ради каких-то своих целей, что и является сутью вопроса, прикрытое чем-то другим. Абсолютно универсальная схема, используемая человечеством во всех сферах: чего бы дело не касалось, мы хотим, чтобы люди были не самими собой и делали что-то, что по своим логичным и жизненным причинам считают правильным, не говорим с ними – мы ожидаем, что они будут жить в соответствии с нашими личными ожиданиям и лишь в таком случае дадим им своё одобрение.

Здесь судьба, как и эволюция – итог определённого совпадения случайностей, и при этом работает это хорошо тогда, когда складываются и естественные желания, цели и  условия – и роль условий не меньшая. Так или иначе, жизнь и путь должны быть органичными и решения происходить из пути; подгонять людей под нужный результат – идти против их природы именно в плане мотивации, это смещает их поступки и решения. Именно поэтому Лира не должна была знать о предсказании: не зная о нём, она сама пришла к его реализации, но знала бы - и это знание повлияло бы на её действия, а значит, и на результат.
К слову, затрагивается не только бытие, но и небытие – желание лорда Азриэла тем или иным способом, но реализуется; он, как и миссис Коултер, оказались разорванными игрой амбиций и иных своих желаний, своей же неоднозначностью, но в конце концов пришли к естественному концу – как и все остальные герои.

Последняя часть оказывается чуть подзатянутой и совсем немного утомляющей некоторой моралью и взаимодействием большого числа персонажей и линий, но всё-таки герои достаточно интересны и глубоки; их чувства и действия показаны хорошо и их размышления заставляют кое-о-чем задуматься и что-то переосмыслить (хотя и не обязательно согласиться с этим).

Не шедевральное, но всё-таки отличное завершение трилогии!

8 из 10