Золото Густава

Ирина Лемешева
Я уже упоминала как-то о своих сложных отношениях с живописью. Это не том, что я не умею рисовать, хотя в последнее время почему-то очень тянет попробовать. Я о восприятии. Ни одно полотно, ни один холст не заставили меня замереть от восторга, почувствовать мурашки или заплакать.
- Да ты просто не видела работ настоящих мастеров! - воскликнете вы. И ошибётесь. Ибо была я в музеях и галереях Москвы и Ленинграда, Флоренции и Амстердама, Дрездена, Лондона и  Мадрида. И видела подлинники безусловно мастеров и гениев. И про стили могу рассказать, не заглядывая в Википедию, ибо прилежно изучала их в консерватории на лекциях по ИЗО. Да, именно так назывался один из предметов на нашем композиторско-музыковедческом факультете.  А потому, по стилю могу назвать художника - не всегда, но часто.
Но!
Я не отношусь к той группе ценителей, которые, сбиваясь в стайку, сообщают на страницах ФБ, что в конце мая летят в город Х, где будет выставка некоего художника. Нет меня среди этих знатоков, о чем я безмерно сожалею и даже немного стыжусь этого факта. И чувствую свою некую ущербность, что не дано мне застыть перед картиной и почувствовать энергию художника, струящуюся через полотно. Ну, не дано.
И это вовсе не потому, что я не эмоциональный человек. Поверьте, эмоциональный, даже слишком, с перебором. Но эти эмоции мне дарят музыка, литература и кино. Понятно, что не любая музыка и  не каждая прочитанная книга или увиденный фильм. И бывает, что книга, получившая признание миллионов, меня оставляет, в лучшем случае,  в недоумении. И случается, что культовый фильм, о котором с воодушевлением разглагольствуют знатоки, меня оставляет равнодушной. Но я сейчас о живописи.
Ибо посетила я вчера выставку Густава Климта. Конечно, знакома с его работами и тут не надо быть великим знатоком, чтобы по небольшому фрагменту холста с уверенностью сказать : это Климт. Уж очень своеобразен его стиль, который не перепутать с кем-либо. Уж очень растиражировано его творчество - зайдите в любой магазин сети Исрадон и вы поймёте, о чем это я.
Выставка, как водится, иммерсивная и  мультимедийная, и на такого рода выставках я далеко не первый раз. И если первые разы это было "Вау", то на сегодня сам формат не вызывает изумления. Хотя есть зал, где можно просто походить, рассматривая репродукции, привычно висящие на стенах в самом что ни на есть классическом формате.
И традиционно есть зал с "волшебными" очками, к которым я не могу привыкнуть и которые поражают меня снова и снова.
И вот все это, вместе взятое, совершенно неожиданно вызвало у меня эмоции. Сильные эмоции. Я понимаю, что музыкальное сопровождение сыграло свою роль, но и сами работы каким-то образом тоже. То есть их восприятие не ограничилось только головой и рассудком.
Вероятно, имеет значение и то, в какой момент своей жизни ты приходишь на такую выставку . Возможно, увиденное явилось каким-то триггером... Не знаю, просто пытаюсь понять свою такую нетипичную для меня реакцию.
А теперь спустимся на землю, оставим в стороне эмоции, которые не отпускают меня и сегодня.
Пару слов о технической организации.
На наш взгляд, репродукции были подсвечены спотами в высшей степени неудачно. И это удивляет. Сильно. Ведь занимаются этим люди сведующие. Это во-первых.
Во-вторых. Не было мазгана. Мне сказали, что он есть, но не справляется с такой жарой. Не верю. Ибо накануне, на выставке цветов, где народа было в разы больше, он прекрасно справлялся.
Это о недостатках.
Ну, а к достоинствам я отнесу, пожалуй, тексты. Их много, может быть,  чересчур много. Но, как говорится: кто хочет - будет  читать, а кто нет - пройдет мимо. Это практически монография о великом венском художнике, развешанная по стенам. Замечу, что на русском языке тоже.  За это организаторам респект. И если у вас есть время и терпение прочесть все, то вы - молодец!
В целом и в общем, очень приятное и стойкое послевкусие. И - совершенно неожиданно для меня - разбуженные эмоции.
И если мне придется ещё раз быть в Вене, то я непременно посещу замок Бельведер