Песнь старого инсургента

Джан Гир
или ностальгия по революционной молодости

Вместо предисловия

«Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя», — сказал Вольтер, французский мыслитель, еще в начале XVIII столетия. Его современник, русский ученый, Михаил Ломоносов отметил на это: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Слова великого Ломоносова можно дополнить: необходимо не только помнить историю своего народа, но и чтить память великих предков, не замалчивая и не умоляя достоинств каждого из них.

I

Коршуном, как всегда,
сижу на толчке я
На своих двух лапах крепких еще,
Пока что стойких.
Нипочем мне старому
так сидеть и глядеть
В даль мнимую,
разминая в руках
обрывки пожелтевшей
от времени «Правды».
Мысли роят в седой голове моей,
Никогда, слава богу,
не давая покоя мне.
Вот сижу на казенном толчке,
Замышляя о том,
как состряпать послание:
О себе бунтаре,
мечтавшим когда-то
о всеобщем благе
людей на земле…

II


Александр Сергеевич — имя моё,
Но не Пушкин, увы.
Мне 67 уже,
А я все дышу, ем, и пержу,
Но живу совсем бестолково.
Когда мне было 15,
Ровесник века я,
Я хотел этот мир изменить:
Чтобы всем людям было вольготно,
дышалось легко и свободно!
Я боролся за счастье людей
И в борьбе этой беспощадной
Был я бит,
         был судим,
               был отправлен в места отдаленные.
Помню, как кричали во след мне старухи:
«Ирод проклятый! Предатель!».
Но не злился на них я,
ибо знал, что в державе моей
темень стоит беспросветная.
И мечтою одной лишь дышал я тогда —
Осветить людям дорогу,
Вырвав сердце свое из груди
Легендарному Данко подобно.
Я мечтал избавить народ
От невежества и мракобесия,
Рабства мне ненавистного,
вековечного!
И был путь мой нелегок,
           был он тернист,
                были сомнения…
Но я вновь поднимался,
         шел в бой,
                шел вперед,
не щадя живота своего.
Я и Зимний брал в Октябре,
    и в Гражданской бивал Колчака,
на фронтах необъятной русской нашей державы
с Интервентом также нещадно сражался,
В Средней Азии сражался с басмачеством.
И ценою жизней братьев моих,
кровью и потом одержали победу мы.
Но было все ж рано еще
Ликовать,
           Воспевать
                торжество победителя —
Предстояла война
         еще грандиознее,
более трудная —
         Извести навсегда
    Мракобесие!
               Рабство!
                Невежество!..
   
 III

После Гражданской
           и коммунизма военного,
Вождь объявил политику новую,
Заменив николаевскую продразвёрстку
на продналог времени нового 
И заставил нас,
   бойцов революции,
Учиться у мерзких буржуев,
с кем сражались мы,
Не щадя живота своего,
Как считать,
        как читать,
                как вести бухучет.
Мы подчинились:
свой классовый гнев усмирив,
Заменили его на прагматику верную,
стали внедрять экономику дельную,
Почти все переняв у треклятых буржуев —
бывших господ наших:
Как считать,
       как читать,
             как вести бухучет —
Так велел Вождь революции.
Что ж, мы люди не гордые,
мы учились у них —
    у буржуев,
        у бывших господ
             у наших врагов:
Строя заводы,
            дороги,
                новые фабрики.
Приглашали с Запада инженеров,
Давать стране железные тракторы.
Страна закалялась,
как закаляется сталь.
Сталь лилась бурной рекой,
возводя железобетонные здания.
Стране нужны были новые кадры.
Новый Вождь так и сказал,
громогласно с трибуны:
«Кадры решают все».
Кадры росли,
            держава росла,
                росла мощь экономики.
Потом были опять войны —
в Халхин-Голе,
         была Финская,
пока не напал на нас
с Запада враг лютый, серьезнее.
Мы и в этот раз отвоевали свободу,
Сохранив независимость.
И опять же —
ценой тысяч тон человеческой крови.
Закалилась в этой бойне страна необъятная,
И мы вновь хозяйство
на высоту небывалую подняли,
Вновь развили мощь экономики,
Подружились с соседями,
Делясь своим историческим опытом,
Продвигая другие народы к светлому будущему.
Запустили на орбиту Земли
Человека мы первыми.
Ликовала страна,
       ликовали друзья наши верные,
Поздравляли друг друга
                с ратной победою —
Так день светлого будущего
         приближали мы,
                Как только могли…