Беляк и Русак

Александр Мохов
     БЕЛЯК И РУСАК
               
          И брат с братом ссорится...

     Начало ранней весны. Зима пошла на попятную. Впереди у обитателей наших лесов и степей большие перспективы, но до них нужно дожить. Весна, довольно коварный для зверья период, как в прямом, так и в переносном смысле…
     - Можно и дальше лежать и греться в лучах весеннего солнца, еще только намекающего на приход тепла, но нужно подниматься и идти на охоту! Голодно! – подумал волк, вскочив с места своей лежки, и быстро попрощавшись с волчицей, направился к тропе, ведущей с небольшого холма к густому смешанному лесу.
     Через несколько минут волк на узкой тропинке повстречал лису, поджавшую от неожиданности свой роскошный хвост, но не ставшую прятаться от волка в густых зарослях терна, раскинувшегося на десяток-другой метров по одному из краев неглубокой балки.
     - Куманек, на охоту собрался? – поинтересовалась лиса.
     - На нее… – ответил старый волк.
     - Удачи! – хихикая сказала плутница, будучи готовой мигом соскочить с дороги, по которой только что неспешно ступали крупные волчьи лапы.
     - В лесу зайца-беляка полно, за его пределами – русак процветает, а мое брюхо пустое… – пожаловался волк куме.
     - Зайцы хорошо устроились, а мы с тобой – нет. У русака, помнишь, уши-то какие?! Сидит в степной траве себе тихонько, локаторы свои развесит и прослушивает степь. Не подойти… А задние лапы какие? За ним ведь не угонишься! – пожаловалась волку лисица.
     - Я больше по белякам… Стар стал по степи русака в одиночку гонять. Не всей стаей же нам на него охотиться?! Сил волчьих много требуется, а профиту? Одному маловато, не то, что стае… – с искренним сожалением произнес волк.
     - А меня зрение последнее время стало подводить. Зимой в лесу на беляка невозможно охотиться. Сливается все кругом! Потому по свежему снегу иду только на русака…
     - Так еще гады и помогают друг другу! Русаки беляков в случае опасности у себя в кустах укрывают, беляки русаков в лесу от преследования научились ловко в ложбинках и ямках прятать! – пожаловался куме волк.
     - Вы стаей ничего с зайцами поделать не можете, а мне нужно в одиночку на них охотиться! Как дальше жить, не знаешь? – поинтересовалась лиса у волка.
     - Нелегкие наступили времена! Пища в изобилии пасется рядом, да пойди ее поймай! – заголосил волк, чуть было не завыв по-настоящему.
     - Пусть вам, великие охотники степей и лесов, в деле всегда сопутствует удача! Пусть фортуна улыбается вам каждый день! Помните, дорогие мои, что рядом с вами живут те, кому тяжелее чем вам, великие охотники степей и лесов!
     Это был голос предводителя шакалов, недавно пришедших в эти края с далекого юга в поисках лучшей доли.
     - Ты, чужестранец, набрался наглости не только подслушивать в кустах наш приватный разговор, но и без разрешения влезть в него?! – прикрикнул на шакала волк. – Совсем забыл… Я что-то тебе хотел сказать, кумушка. – задумчиво произнес волк, присел на задние лапы и принялся внимательно рассматривать облезлую псину без роду, без племени.
     - Великий охотник, тысячу извинений! Мне хорошо известна ваша проблема. Могу помочь… – медленно пятясь назад сказал шакал.
     - Какой тебе профит нам помогать?! – поинтересовался волк.
     - Я знаю, великие охотники степей и лесов, что дичь в здешних местах водится в изобилии. Наша задача – взять ее столько, чтобы никто из нас никогда не знал больше голоду! – начал было свою пламенную речь шакал.
     - Ты решил на троих всю здешнюю добычу поделить?! Какая неслыханная наглость! Я, конечно, слышал всякое про шакалов… – тихим голосом сказал волк, еле сдерживая раздражение.
     - Куманек, не горячись! Порвать на части ты его всегда успеешь. Может дельное что шакал нам посоветует? Дай ему спокойно договорить. – попросила лиса волка успокоиться, снять возникшее между собеседниками напряжение.
     - Что вы! Возможно, я не точно донес до вас, великих охотников степей и лесов, свою мысль. Для шакалов остатки с вашего стола – верх наших мечтаний! Мои детки во сне спят и видят заячьи лапки, шкурки, хвосты. Нам ли мечтать о целой заячьей тушке?! Если шакалу случается поймать зайца – это для нас большой праздник! Детки запоминают его на всю жизнь…
     - Шакал, ближе к делу! Что ты нам хочешь предложить? – поинтересовался волк.
     - Здесь нас могут услышать! У наших общих врагов повсюду свои уши! Предлагаю вам, великие охотники степей и лесов, спуститься в низину. Есть у меня там укромное местечко. Там нас никто не услышит. Уверен, что мой план, при условии его четкой реализации, обязательно сработает.
     Троица медленно спустилась в низину для ведения тайных переговоров...   

                ***

     Первыми на себе изменения, последовавшие за по-настоящему теплыми деньками, почувствовали зайцы-беляки. Вместо привычных игр наиболее активная часть молодняка стала посещать только что открывшуюся в лесу школу. На входе на полянку, где расположилась новомодная организация, появился плакат: «Новое время – новое мышление!».
     Директором школы стала известная всем в лесу сова, а педагоги в нее были выписаны из-за бугра. Так в лесу появились новые обитатели: дикобраз, удав и утконос.
     Поначалу непрошенному гостю в лице удава сильно возмутились змеи-гадюки. Они даже обещали покусать молодых волчат – детей старого волка, по приказу которого в лес был доставлен удав. Однако взгляд удава быстро успокаивал гадюк. Они забывали все, глядя в его огромные желтые глаза. Также он им пообещал надевать серый плащ, прежде чем будет выползать из своего жилища в свет. Уж очень маленьким змейкам понравился яркий наряд удава. Потому многие из них стали ежедневно приползать домой такими чумазыми, что родителям с трудом удавалось возвращать своим деткам их первоначальный гадючий окрас.
     Недолго повозмущались и ежи. На фоне дикобраза они смотрелись смешными… Но ничего не поделаешь – все познается в сравнении!
     Возмущенные утки неистово крякали в зарослях небольшого озера несколько суток подряд, а потом – встали на крыло и улетели. Не вынесли их нежные души нанесенного им оскорбления! И ни утка, и ни бобр вдруг очутилась в их озере. Нет у нее ни пуха, ни пера… Какой пример утконос может подать молодым уткам?!
     Но ни для того, чтобы вызвать возмущение гадюк, ежей или уток, прибыли в лес заморские гости. Они должны реализовывать новый учебный курс, посвященный вопросам идентичности и толерантности. Как было заявлено волком, новое мышление, которое предстоит теперь формировать с помощью педагогов мирового уровня, позволит всем обитателям леса лучше узнать друг друга, проблемы всех его обитателей, следовательно, сплотить их для решения крупных задач, обусловленных демографическим и экологическим переходом.
     Но вернемся к зайцам-белякам. Ведь именно ради них и их светлого будущего в лесную глушь были приглашены лучшие эксперты по переходу… Уже через неделю все заячьи классы были укомплектованы и в школе начались регулярные занятия.
     Сова активно делилась своими знаниями по анатомии и физиологии зайцев, рассказывала о существующих видах зайцев, отличиях одного вида от другого.
     - Рядом с нами живет заяц-русак, говорила учитель. Многие думают, что он двоюродный брат зайца-беляка. Однако это не так. – Посмотрите внимательно на их уши! – говорила сова, тыкая указкой в фотографию типичного русака. – Они же мешают им есть! Представьте, если ваши уши будут болтаться у самого рта?! Уф! Какая гадость! – А глаза?! Разве они хороши? У беляка – красивые миндалинки, у русака – фарфоровые блюдца вместо глаз.
     Удав много говорил о среде обитания и ее влиянии на образ жизни животных, о загрязнении, о проблеме перенаселения лесов, о нехватке еды и воды для будущих поколений зайцев.
     - Обратите внимание на ареал обитания зайца-русака. – говорил он. – Вредоносный вид, благодаря своей неприхотливости занял огромные пространства и теперь никого на них не пускает! В тоже время, в связи с хозяйственной деятельностью человека площадь лесов неуклонно сокращается, а безлесья – растет. Скоро негде будет жить бедному зайцу-беляку. Потому уже вашему поколению придется ставить вопрос ребром – или русак добровольно делится своими ресурсами, или…
     Наиболее трудными для неокрепших заячьих умов были философские изыскания утконоса. Он с легкостью «сносил» все правила, устои заячьего быта, его бесхитростной культуры. Много внимания им уделялось мимикрии, достижению поставленных руководством задач в тылу врага, проблемам жизни в «чужом теле»…
     Иногда на занятия приходил сам волк. На вопросы зайчат он отвечал уклончиво, так как не был обучен современным наукам, но он всегда свою глубокую мысль завершал фразами: Заграница нам поможет! Победа будет за нами!
     О какой загранице шла речь, школяры могли лишь догадываться… Из уроков ими точно было уяснено следующее – их ближайший сосед – коварный враг, прикидывающийся лучшим другом. Действительно, он иногда дает белякам и пищу, и укрытие, но только для того, чтобы в будущем забрать у них все!
     Вопрос о победе, которая обязательно будет за беляками, оставался открытым. На занятиях никто и ничего прямо не говорил о войне… Рост самосознания, по мнению мудрой совы, позволяет развивать не только идентичность, но и толерантность к волкам, лисам, шакалам. Несколько раз зайчата-отличники задавали директрисе «провокационные» вопросы, но она технично их переадресовывала волку, вздыхая при этом: Уф! Уф!
     Весенняя жизнь зайца-русака с приходом тепла поначалу шла своим чередом. Все заняты своими неотложными делами, а их в это время года очень много. Только старый заяц-русак пребывал в постоянном напряжении. Все чаще до него доходили жалобы на злодеяния расплодившихся в последнее время шакалят. Они и охотится-то толком на зайца не умеют, но норовят группой напасть на маленького зайчонка и начинают его терзать! Убить не убьют, но покалечат. И лиса этой весной притихла. Может ушла куда? Волка и его поросли давно не видно. А вчера двух наших зайцев беляки в лес не пустили. Хорошо, что от преследования шакалов опытные зайцы по позапрошлогодним тропам ушли, нынче почти незаметным... 
     - Следопыт! – обратился старый заяц к своему другу, как только заприметил его подходящим к полянке. Очень много зайчат в этом году пострадало от шакальих клыков и когтей… Но больше меня беспокоят наши соседи – беляки. Отношения на границе становятся напряженными… Ты по своим родственным каналам разузнай обстановку в лесу. Может с волком что случилось? Брата-беляка как подменили! Наглый он стал… Нам бы не упустить что из виду. – Сделаешь? – поинтересовался старик.
     - Поинтересуюсь! Как раз моя за кордон в гости к шурину собралась. – ответил заяц-следопыт и попрыгал дальше.

                ***

     - Отец, отец! – закричал запыхавшийся от продолжительного бега заяц-одногодок, нашедший, наконец, скучающего на полянке родителя, изредка посматривающего на поблескивающую в солнечных лучах речную воду.
     - Куда так торопишься?! Что случилось? – поинтересовался старый заяц.
     - Группа молодых беляков кордон перешла и демонстративно вытаптывает нашу траву! А в это самое время зайчихи ходят по границе леса и выкрикивают: Пришло время землей делиться! Да здравствует справедливость!
     - Да ты что?! Вот оно как поворачивается?! – Провокацию устроили?! Разберемся. Пока не реагируем, чтобы не обострять… – Беги по нашим, собирай всех на сход!
     Старый заяц сел на пеньке и принялся вспоминать историю своего рода. Случалось ли раньше в заячьей истории что подобное или нет? Есть ли какое «бескровное» разрешение возникшей только-что проблемы или нет? – думал он. Долго он перебирал все крупные конфликты прошлого, которые только мог припомнить, искал зацепки к разрешению возникшего, но хорошего решения так и не находил… – Воевать? Воевать, так воевать! Что мы, с беляком не справимся?! – мысленно подбадривал себя заяц.
     - Воевать собираешься? Так беляки теперь под защитой волчьей стаи! И против питона ни один заяц не попрет! Кишка у вашего братца тонка! Он десяток таких как ты за раз может проглотить! А взгляд его?! Потому с ультиматумом я к вашему раскосому племени направлен. Русаки сегодня же убираются со всех земель, что западнее реки, а с завтрашнего дня начинают платить нам дань – по три зайца ежедневно! – сказал медленно выползший из-за гранитного камня шакал.
     - Вот оно как?! Пришлые решили на наших землях свои порядки устанавливать?! И волка не боитесь?! Если он разузнает, что за его спиной творите, вам несдобровать! – пригрозил старый заяц.
     - Он и его семья в доле! У русаков на ответ сутки! Второй раз те же условия предлагать не будем! – констатировал шакал.
     - Мы с зайцами покумекаем и дадим ответ в означенный срок. – сказал заяц, почесывая лапой за ухом. Не закончится это для лесных обитателей, в первую очередь, для брата-беляка, добром. – подумал старый заяц и начал готовить к сходу речь.
     Через час ясная поляна была заполнена главами заячьих семейств.
     - У нас возникли крупные проблемы! Беляки хотят занять наши лучшие луга, а шакалы требуют нашу плоть! Они создали союз с волчьей стаей. Фактически заправляют в лесу всем шакалы. Их грязный хвост теперь крутит всей волчьей стаей! Пришлые в свойственной им манере отдают волку-вожаку приказы, а он, глупец, продолжает думать, что все под его контролем… – начал свою речь старый заяц-русак, водрузившись на пень.
     - Старый волк подсел на заморское зелье. Его им регулярно через свои каналы снабжают шакалы. Еще в лесу поселился удав или питон. Он гипнотизирует всю их молодежь. Они теперь все особенные: вольноопределяющиеся, цветные, пикантные, толерантные. Извините, братцы, если что напутал... И сова с ними. Она всякие гадости про нас белякам рассказывает! – вставил свои пять копеек следопыт.
     - Мы сильнее, нас больше! Побьем беляка! Пуст только сунутся на нашу землю! – закричал тихо до этого сидящий рядом со старым зайцем сынишка.
     Поляна затрещала, заискрилась. Одни зайцы были настроены воинственно и поддерживали идею маленькой победоносной войны, другие – в особенности те, что жили вдалеке от реки, наблюдали за активным меньшинством, бормоча что-то себе под нос. Беляк беляком, а как быть с шакалами и волчьей стаей? Зайцы задавали эти вопросы друг другу, но не находили на них вразумительных ответов. 
     - Что за шум, а драки нет?! – пробасил медведь, незаметно для схода подошедший к окраине ясной поляны.
     - Михал Михалыч, докладываю. – ответил медведю старый заяц, стоящий на большом старом пне посреди поляны. – Сложившиеся столетиями устои, традиции добрососедства наши враги пытаются подорвать. В прошлом году в лесу объявились шакалы, а в этом – огромная змея и прочая нечисть. Земля им наша требуется. Ультиматум нам только что шакал огласил…
     - Значит, пока я на дальнем озере рыбачил, бездомные псы решили в моем доме свои порядки установить?! – зарычал медведь с такой силой, что с верхушек ближайших деревьев взлетели все птицы и изо всех сил рванули в направлении леса.   
     - Так точно, Михал Михалыч! – ответил старый заяц.
     - Я когда у болот лису повстречал, то не сразу поверил ее рассказу. Жаловалась она на шакалов, говорила, что кинули они ее. Теперь ей приходится у болот кормиться. Следующими у шакалов на очереди стоят волки. К осени они от безделья ослабнут, в зиму пойдут неподготовленными. Тут их и прикончат шакалы. А беляков с русаками решили, значит, шакалы развести… Так им проще охотиться на вашего брата. И про обучение деток «заморскими» учителями лисонька мне поведала. Если беляк доверил обучение собственных деток недругам, чего вы от них тогда ждете?! Они вас ненавидеть будут пуще, чем волка или лисицу, или шакала… – Что зайцы делать-то будем? – поинтересовался медведь у схода.
     Зайцы все как один прижали уши, умолкли. Даже старый заяц опустил свои белесые глаза и принялся внимательно рассматривать одинокий одуванчик, осторожно пробивающийся к свету из-под старого деревянного колеса, оставленного здесь когда-то человеком. 
     - С шакальем сыновья на днях разберутся. Они постоянно стали у них под ногами путаться, воздух портить… Давно мои на них когти чешут, но я им воли не давал. Волчью стаю я попрошу убраться по-доброму… Не место им в нашем лесу. Заморские звери на днях убегут... Лишь пятки засверкают или что там у них? С зайцами-беляками вам самим придется разбираться. Одних нужно будет долго перевоспитывать, других – переселять поближе к болоту. В ваши заячьи разборки я не полезу – не барское это дело. – сказал Михаил Михайлович и неспешно потопал в сторону леса.
     Зайцы вздохнули с облегчением и стали медленно расходиться по своим домам, понимая, что впереди их ждет тяжелая работа.
               
                Апрель, 2024