26.04.24
Снял Р. Хамдамов фильм «В горах мое сердце»... По произведению американского писателя Уильма Сарояна. Восторженно отзывается о фильме актриса Е.Соловей, снявшаяся в фильме в далеком 1967 году, и ее восторг понять, пожалуй, можно... Но и кинокритики в немалом восхищении от режиссерского гения Хамдамова, создавшего оригинальный "ассоциативный метафорический и визуальный киноязык". Я прочитал, что говорят и пишут про Р.Хамданова и, заинтересовавшись незнакомым именем, посмотрел "В горах мое сердце". А потом, вооружившись терпением, заставил себя посмотреть еще и «Анна Карамазофф».
Нимало не впечатленный увиденным, я в очередной раз задумался над тем, насколько основательны репутации, установившиеся в мире исскуства. Как возникла у художника Хамдамова эта репутация талантливого кинорежиссера, если таланта тут нет... Или он есть, но я его не распознал? А если он есть, то, в чем он? Что в фильме есть такое, в чем проглядывает, угадывается талант?
Вернувшись к фильму «В горах мое сердце» и просмотрев его внимательней, я решил, что в фильме нет ничего, кроме череды странных довольно необычных сюжетных картинок, типа "олень на паркете", или "фанерный самолетик", и настойчивого старания увязать эти картинки в общую канву. Как бы бессмысленно и нелепо картинки не выглядели …
Ну, а репутация, признание... Тут, наверное, стоит помнить, что первое признание к Р. Хамдамову пришло за рубежом, - в Европе и США, где он проектировал одежду и ювелирные изделия для домов Высокой моды. И признание вовсе не как к кинорежиссеру, а как к художнику-прикладнику. И где он, действительно, демонстрирует тонких художественный вкус. Только после этого в 1996 году, уже остепененный за рубежом художник-прикладник Хамдамов получает российскую негосударственную премию «Триумф» как "художник, сценарист, кинорежиссер" за выдающийся вклад в российскую культуру. Главой попечительского совета соответствующего фонда являлся в то время Борис Березовский, а художественный директор жюри Зоя Богуславская.
Припоминаются недоумения киноведа В.Кичина по поводу того, а за какие такие достоинства кинокритики выдвигают фильмы на всякие конкурсы. К зрителю, - уверен Кичин, такое кино отношения не имеет, не для зрителя такое кино снимается. Уложили в свое время "на полку" фильм "В горах мое сердце" за чрезмерные "стилистические изыски" , и пролежит он там еще много лет. Трудно себе представить, что кому-то захочется посмотреть такое... Разве, только, если из любопытства, но никак не для удовольствия...