Николай Тархов забытый русский импрессионист

Наталья Швец
Среди русских художников немного импрессионистов. Николай Тархов, возможно, один из самых значительных. Но имя этого мастера российскому зрители почти неизвестно, хотя его работы есть в Третьяковской галерее и Русском музее. Дело в том, что большую часть жизни он прожил во Франции. Не планировал, но так сложилось…

Николай Тархов родился в богатой купеческой семье в 1871 году. Мать он потерял в три года, а отца — в восьмилетнем возрасте. Поэтому воспитывали его родственники, которые не поощряли страсти мальчика к рисованию.

Юноша не получил начального художественного образования, однако рискнул поступать в Московское училище живописи. Вполне понятно, что попытка, предпринятая в 1894-м, оказалась неудачной. Уже будучи служащим Брестской железной дороги, Тархов занимается самостоятельно. В 1897 он начал посещать занятия в мастерской Константина Коровина. Там судьба свела его с Василием Поленовым, Валентином Серовым и другими мастерами живописи. У Коровина Николай подружился и с молодыми художниками-символистами Павлом Кузнецовым, Николаем Милиоти и Петром Уткиным.

Тогда же Тархов стал одним из членов-учредителей объединения «Мир искусства» и представил свои работы на первой выставке мирискуссников в 1898 г., затем — на выставке группы «36 художников» в 1901 г. Надо сказать, что Тархов участвовал во всех выставках «Союза русских художников» с 1903 по 1910 гг., кроме третьей.

Париж
Практически сразу после выставки, на которой его работы были замечены критиками и зрителями, 28-летний Николай Тархов попадает в Париж. Французская столица пропитана импрессионизмом, пленившим Николая Александровича… Он немного посещает мастерские французских мастеров-импрессионистов.

Но вскоре возвращается в Россию, собираясь поступать в Академию художеств. Вдруг срывается, бросает всё и едет опять в Париж. Теперь уже навсегда. Селится, конечно, на Монпарнасе, где обитает вся французская богема тех лет.

Правда, богемный образ жизни ему чужд, Тархов придерживался строгих патриархальных взглядов. В 1904 году он женился на француженке Ивонн, с которой прожил всю жизнь в счастливом браке. У пары было трое детей, и художник часто рисовал свою семью. Эти работы имели успех, настолько они были добрыми и тёплыми.

К слову, он присылал свои работы в Россию, на выставках их сразу узнавали и восхищались. В 1909-1910 гг. Тархову даже посвятили крупную экспозицию на VII выставке картин Союза русских художников, организованной журналом «Аполлон» в Москве, Петербурге и Киеве. В 1910 г. работы Тархова экспонировались в Салоне независимых и Осеннем салоне в Париже. Словом, его признали, как мастера.

На Осеннем салоне 1911 года в Париже Гийом Аполлинер, обратив внимание на его картины, сказал: вот «…красочные картины фовистов, … а вот более красивые картины Тархова».

Французским художником не стал
В 1909 году Тархов провёл свою первую индивидуальную выставку в парижской галерее Дрюэ. А вскоре друзья-искусствоведы Мариус и Ари Леблон посвятили несколько страниц его творчеству в своей книге «Породистые художники» (Peintres de Race), в которую вошли Поль Гоген и Ван Гог. Но французским художником Тархов так и не стал. Скорее всего потому, что не захотел пользоваться услугами парижских маршанов, что привело к резкому разрыву с одним из самых известных торговцем произведениями искусства Амбруазом Волларом.

Причина довольно проста. В мае 1906 года Амбруаз Воллар, который выставлял, в частности, Сезанна, Ренуара, Пикассо, Матисса, организовал крупную выставку, посвящённую творчеству Тархова. Экспозиция имела огромный успех. Галерея предложила купить всю его продукцию, только по такой низкой цене, что Тархов отказался. Расставание было жестским, и художник потерял ценную поддержку.

В сложившейся ситуации его поддержали Берта Вейль, Эжен Друэ, Эдуард Девамбез, приветствуя его картины в своих парижских галереях. Николай Александрович был на гребне славы, его работы активно раскупали.

Переезд в Орсе
В 1911 году семья Тарханова переехала в деревенский дом в Орсе. Именно здесь Тархов полюбил рисовать деревенские пейзажи, коз и курочек… Казалось, живи и радуйся! Только этот переезд сыграл злую шутку. Художник оказался изолированным от центра художественной жизни. Только близкие друзья, среди которых был Марк Шагал, приезжали к нему в гости и сообщали последние новости искусства. Находясь в уединении, Тархов даже не заметил, как импрессионизм выходит из моды, и его картины продаются всё хуже.

В довершении всего началась Первая мировая война, и людям было не до искусства. К сожалению, успех к нему больше не вернулся.

Постепенно художник совсем обеднел и умер в нищете в 1930 году. Ему было 59 лет. В Париже после смерти организовали ретроспективный показ его работ, после чего наступило долгое забвение.

У колыбели
С особой нежностью и любовью Николай Тархов изображал супругу с детьми. Некоторые из этих картин хранятся в Третьяковской галерее. Одна из них «У колыбели», на которой изображена любимая Ивонн с ребёнком.

С лёгкостью французских импрессионистов, приправленной элегическим настроением души русского художника, он запечатлел мгновение человеческой жизни. Небольшое полотно пропитано светлым, прозрачным колоритом, насыщенно воздухом и светом. Всё буквально светится атмосферой семейного счастья.

Тархов пишет длинными, энергичными мазками, с большой экспрессией. И делает это просто, выразительно и без внешних эффектов. Картина «У колыбели» очень проста, но в ней красота обычной жизни.

Возвращение имени
Сергей Маковский в 1910 году в журнале «Аполлон» написал: «Тархова ещё мало знают и плохо ценят в России. Пора и нам русским, понять, что Тархов — большой самородный талант. Пора поклониться его глубоко-правдивому, искреннему, прекрасному творчеству». А Казимир Малевич ставил Тархова в ряд мастеров, для которых живопись превращалась «в стихию движения цветовых элементов», знаменуя «отход от предмета в самостоятельную республику живописи». Не взирая на столь восторженные отзывы, он всё же был забыт.

Творчество Тархова вспомнили во Франции лишь в середине XX века. У нас в России о нём заговорили в 1980-е годы, когда в Москве прошла выставка русских импрессионистов, на которой можно было увидеть работы Тархова из запасов Третьяковки. Персональные выставки состоялись уже в наше время.

Работы Николая Тархова представлены во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, которая приобретала работы художника ещё с прижизненных экспозиций. Также его произведения находятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея русского импрессионизма и Музея искусств «Пти-Пале» (Женева).