Два эпизода из прошлого

Валерий Юденков
               
     Говорят, и поводов к таким разговорам много, что при социализме трудно жилось, де товары были низкого качества, да и те были в дефиците. За всем надо было побегать и настояться в очередях.  В этом много правды, но если подумать, где и когда простому человеку жилось легко и беззаботно? И все же люди везде живут как-то. В каждой системе есть свои плюсы и минусы, и люди приспосабливаются к сложившимся условиям. Вспомнились пара эпизодов из прошлой жизни на эту тему, немного смешных, немного грустных.
                Эпизод 1
   Дело было летом, я, будучи студентом, ничем особо не обремененным, гулял по Ленинскому проспекту. Место это пафосное – одна из выставочных витрин Советского Союза. Здесь много достопримечательностей: например недалеко высотка МГУ имени Ломоносова, эффектный метромост, главная смотровая площадка Москвы и многое другое. Но мне эта улица больше нравится за две аллеи стройных берез, расположившихся вдоль проезжей части. Сюда часто возят иностранцев, в мире наблюдается разрядка отношений. Встретить здесь западного человека вполне реально, а узнать его можно запросто по одежке. Так и случилось в этот раз. Прошел скоротечный и обильный летний дождь, и кто не успел спрятаться под навесом, быстро промокли, зонтов – то почти ни у кого не было. Складные японские зонтики «Три слона» в страну еще не завезли. Ко мне подошел молодой мужчина и обратился с просьбой на смеси английских и русских слов. Был он весь промокший, и, оттого, немного замерзший. Наконец, до меня дошло, что незнакомец хочет найти обувной магазин, чтобы купить новые (сухие) ботинки. Действительно, его остроносые туфли черного цвета, элегантные по форме, и, видимо, из тонкой кожи, нещадно хлюпали водой. Я показал, как мог, куда ему идти и он пошел. Почему-то мне стало жалко этого приятного на вид иностранца, представилось, как он придет в магазин и что ему там предложат купить, а может быть, и вообще ничего не предложат, и такое возможно. В этот момент, я, наверное, впервые посмотрел на свои башмаки внимательным взглядом, были они бесформенные, жесткие, непонятного желтовато-коричневого цвета. Внутри башмаки были сухие.
                Эпизод 2
   Другой случай произошел зимой. Все там же на Ленинском проспекте. Было холодновато – градусов 20 ниже нуля. Опять были каникулы и беззаботные прогулки. Кажется, тогда я сначала зашел в магазин «Сыр» на углу Ломоносовского и Ленинского проспектов. Там, вообще-то, если повезет, можно было купить сыр. Но для меня важен был стратегический продукт студента – плавленый сырок «Дружба» за 26 копеек. Этот продукт всегда был в наличии. Далее, мне попался киоск с мороженым, и, о чудо, там продавалось очень вкусное мороженое «Сахарный рожок». Стоило это лакомство всего 15 копеек. Моментальное решение – брать, не смотря на мороз. В стране тогда было не писаное правило приличия – есть на улице можно было только мороженое. Следуя этому правилу, разворачиваю обертку и откусываю первый кусочек. В это время ко мне приближалась группа людей, человек пять. Видимо это были иностранцы, судя по внешнему виду. Они дружно смотрели на меня широко раскрытыми глазами, с восторгом и удивлением, и что-то лопотали. Как можно в мороз есть мороженое? Мы поравнялись и разошлись, и все дружно оглянулись, они чтобы посмотреть на это зимнее чудо, а я на этих людей из какой-то другой цивилизации. Бедные иностранцы, откуда им было знать, что «Сахарный рожок» у нас был дефицитом, и летом его вообще было трудно купить, так что хватать надо было хоть зимой. Конечно, для советского человека съесть мороженое зимой вовсе не было подвигом, так, обычное дело. А вообще, не было ничего вкуснее нашего мороженого тех лет, но может, это я уже по-стариковски так думаю.
                2024