В окружении неба

Юрий Прыгов
Девочку Кристину часто мучил один вопрос – почему их село называется Лаврентия. Мама ей как-то объяснила: «Это святой такой есть». Но  все равно было непонятно: « Кто такой «святой» и почему его имя носит  чукотский райцентр. Много она думала и про море, которое плескалось  у самой ее улицы, а шум прибоя  можно было услышать в квартире  деревянного двухэтажного домика, построенного из бруса. В сильную пургу зимой он иногда поскрипывал, но ледяной холод внутрь не пропускал.  А море всегда было разное,  ранней осенью, например, даже светилось неоновым светом. Зимой детвора не боялась пройтись по первому уже крепкому льду, чтобы рассмотреть рыб и моллюсков.  Глядя на природу вокруг ей всегда хотелось петь. Диковинные раковинки  стараниями ребенка постепенно собирались в разных частях квартиры.  Лучших игрушек ребенку и не требовалось. Папа, геолог, приносил из экспедиции камешки, не менее интересные, как по форме, так и по цвету. Они тоже не оставляли равнодушной дочь. В целом жизнь Кристины на берегу одноименного с селом залива очень нравилась, особенно остро возникал интерес к краскам, не часто появляющимся на фоне бесконечно  белого цвета  вокруг.  Увидев  впервые сполохи северного сияния маленькая северянка долго не могла заснуть,   настолько ее поразили цветовые переливы вдруг ожившего неба. Со временем «цветное кино» наверху воспринималось спокойнее, оно давало импульс к познанию неизвестного.
 
В начале короткого лета, когда тундра  начинала покрываться ковром из трав и цветов, вся семья сметливой девочки раз в два года летала в отпуск на материк. Самолетов не боялась. Вообще к реву пассажирского Ан-24, вертолета МИ-8  большинство сельчан относилось скорее положительно, чем отрицательно. Во-первых, взлетная полоса располагалась в интересном месте - посередине Лаврентия, тут уж от шума винтов не спрячешься. Во-вторых, прилет по «играющей» чукотской погоде воспринимался как информационный подарок: кто-то знакомый улетал в столицу округа Анадырь . Другие через него на уже большом ИЛ-86М  -  в Москву. Дети северян с малолетства привыкали к воздушным лайнерам, а удивлялись на югах только обилию солнца,  автомашин и витаминов.  У лучшей подруги Кристины  Любы папа работал пилотом в «Чукотавиа», иногда он разрешал девочкам посидеть в креслах неработающего воздушного судна. Сохранились фотографии счастливых малышек в окружении приборов и рычажков в кабине самолета - их лица просто светились счастьем.
 
-Неужели судьба уже взяла их на заметку ? - гадали родители.

И ведь не ошиблись!

Пока подавляющая часть взрослых зарабатывала последние надбавки к зарплатам, откладывали денежки для переезда на материк, школьники быстро взрослели, хорошо учились, благо что педагоги сюда ехали лучшие из лучших.  Ребята гордились родным селом, красивыми сопками, мраморными скалистыми берегами залива Лаврентия, лучшими друзьями - местными собаками.  Дети уже давно выяснили, что название заливу дал английский капитан Джеймс Кук, а два океана, Тихий и Северный Ледовитый, заключили полуостров Дауркин, где и расположилась  Чукотка, в крепкие объятия. Первые отечественные поселенцы и строители так называемой культбазы на галечной косе, не мудрствуя лукаво, использовали имя святого и применительно к новому поселению.
 
Запомнилось Кристине и время перестройки в Союзе, когда в самый дальний пограничный район получили разрешение и ринулись сотни журналистов и путешественников со всего света. Советско-американская экспедиция «Берингов мост», маршрут которой прошел по Чукотке и Аляске (в том числе и через Лаврентия), всколыхнула у  народов по обе стороны Берингова пролива давно забытые надежды на дружбу и воссоединение родственников. А детям очень нравилось, что на улицах стало появляться много разного люда, проходили торжественные митинги, витийствовали ораторы, мелькали в воздухе шары и трепетали на ветру разномастные знамена, жмурили на солнце свои красивые глаза лайки, запряженные в упряжки.

Ей даже не хотелось покидать, как многие называли райцентр, Лавры, когда родители затеяли переезд в Санкт-Петербург, купив квартиру. Но увидев город на Неве, шпили его крепостей и храмов, могучие набережные и ажурные мосты, девушка поняла, ей снова повезло с  местом жизни. Потекли веселые студенческие денечки, полные смысла и надежд. Закончила финансовый вуз, потом другой, устроилась в фирму, училась на практике осваивать  престижную профессию экономиста. В свободное время стала посещать музыкальные театры Питера, ведь за плечами чукотской красавицы, как ее величали друзья и знакомые, была музыкальная школа по классу фортепьяно. Ходила на концерты классической музыки, а также в уникальную в своем роде филармонию джаза. Летом город на Неве превращался в  столицу музыкантов всех мастей. Оркестры играли в парках и скверах, на берегах рек и каналов, невольно заставляя горожан и гостей  танцевать и подпевать оркестрантам. Казалось, живи и радуйся. Но ищущая натура, Кристина, однажды поняла, что финансы не ее дело, оно показалось слишком рутинным.  Погрузилась в чтение, также одно из любимых занятий, приобретенных в библиотеке Лаврентия, которую зимой заметало снегом  по крышу, и надо было сильно потрудиться, чтобы попасть в нее. Чередой пошла «классика», потом - новинки современных авторов. Узнала много интересного, не пропускала питерские книжные ярмарки. Там и заметила томик с яркой обложкой, где на фоне авиалайнера улыбалась элегантная девушка в форменной одежде. Прочитала название - «Дневник стюардессы», автор — Мариса Макл. Цена была приемлемой, тема — любопытная. А тут еще вспомнила свои северные перелеты с разными бортпроводницами. Купила!

- Что-то ты, Кристиночка, читаешь, - как-то заглянула в ее комнату мама.- Наверное наших   Ю.Рытхэу или О.Куваева?
 
- Нет, нет, тут другое, - махнула рукой дочь. - Потом расскажу.

Американский юмористический роман она, как  говориться,«проглотила» быстро. Долго осмысливала перипетии событий в США, не совсем похожие на наши.  Работа там стюардессы состояла, кроме прямых обязанностей, из  приключений и любовных романов. В целом многое понравилось:  легкий слог, все на диалогах, есть над чем посмеяться, раскрепощенность героини. Позже находила в главном книжном магазине Питера, что на Невском проспекте, другие романы о стюардессах, но российских авторов. Некоторые описывали  геройские поступки бортпроводниц,   с чем они сталкивались иногда в зарубежных полетах.
 
- А почему бы и мне не попробовать оторваться от  повседневности офисного работника и подняться ближе к облакам, с высоты которых можно рассмотреть и оценить мир внизу и себя, - подумала Кристина и строго посмотрела  в большое зеркало.

Отметила большие  карие глаза, шикарные волосы, идеальную фигуру, рост. Улыбнулась своему отражению и следом небрежно постучала по милой головке. Это она помогла осилить два высших образования, научила игре на фортепьяно и распознавать в окружающих «кто есть кто».  Спасибо, родителям! Вспомнила, как посматривали в ее сторону прохожие, какие комплименты адресовали коллеги и решила, что шансы есть. Ее нисколько не смутили сумасшедший конкурс  на соискание звания бортпроводника во вновь образованной авиакомпании «Трансаэро». Почти как в ГИТИСе!  Мама с папой сдержанно отреагировали на новость в жизни дочери и дипломатично промолчали. Лишь старший брат высказал свое мнение.

- У тебя хорошая работа, зарплата, прекрасное образования, нужны ли крутые повороты в почти устоявшейся судьбе? -  недоумевал он.

Кристина и здесь не стала спорить и  перечить родному человечку, и как бы с пониманием отнеслась к его резонам. А про себя решила, что мужчина, по его логике,  не стал бы в данном случае что-то менять.  Другое дело я. Так хочется увидеть многоликий мир, бесконечное небо, разных людей и  предстать перед уважаемой публикой во всей красе.  Не случайно же визитной карточкой «Трансаэро»  была провозглашена стюардесса: стильная, элегантная, загадочная. Поэтому и тщательный отбор, привлечение лучших  дизайнеров для создания  красивой форменной одежды. Не скромничали и в рекламе, называя девушек «небесными ласточками», «покорительницами высоты», «королевами облаков». Новая компания закупила  лучшие в мире самолеты, открыла много дальних рейсов, повысила уровень обслуживания пассажиров. Это все отметила наблюдательная  вчерашняя северянки и сегодняшняя питербурженка. И в один из весенних дней, когда в городе цвела рябина, а набережные сияли чистотой, Кристина почувствовала себя самой счастливой на свете, она опередила на экзамене многочисленных соперниц и пошла примерять голубого цвета пилотку, оригинальный воздушный шарфик, всю форму. В конце собеседования один из летчиков из экзаменационной комиссии спросил: «Как так получилось, что все детство вы провели на Чукотке, а родились в Магадане?»

- Предстояли трудные роды и местные врачи дали маме направление в областной  центр, который находился почти в 3-х  тысячах километров, преодолеть которые можно было только на самолете с пересадкой в Анадыре, - ответила Кристина.
 
Первые полеты по России прошли на восторженной романтичной волне. Очень хотелось попасть на дальневосточные рейсы, так сказать для укрепления духа и уверенности, но начальству понравился ее разговорный английский, серьезное отношение к делу. Чередой пошли полеты в Азию, Америку, не говоря про Европу. Очароваться было чем. На Сейшелах, в восточной Африке, поразил подводный заповедник, блюда креольской кухни; на острове Бали, что в Индонезии, рисовые террасы гармонично соседствуют с действующими вулканами; на Мальдивах, в экваториальной части Индийского океана, прекрасные пляжи с белым песком, а магазины забиты редкими украшениями из местного жемчуга и кораллов. Но чаще всего приходилось летать в Бангкок, который туристы окрестили городом ангелов, «Восточной Венецией», а сам Таиланд - «страной улыбок». Каждый член экипажа, если для отдыха давалось несколько дней, искал здесь что-то  свое: путешествие на лодке по каналам, или  знакомство с буддийскими храмами, посещение магазинов и рынков,  ферм змей и крокодилов. Кристине нравились здешние парки, в которых кроме экзотических деревьев использовались красивые камни и цветы.
 
-Неужели это происходит со мной? - спрашивала она себя, когда ступила на бетон взлетной полосы на Кубе.
 
Настроение было прекрасное несмотря на  турбулентность, которая ждет каждого при полете над Атлантикой. Пока ее коллеги в отведенные три дня плескались в теплом лазурном море, Кристина в Гаване отыскала бар любимого писателя Эрнеста Хемингуэя,  жившего  и писавшего здесь свой прекрасный роман «Острова в океане». Попробовала знаменитый коктейль великого литератора, который до сих пор значится в меню, оценила тонкую стилизацию заведения «под литературу». На минуту закрыв глаза, представила как Хэм (так звали его здесь) зашел в бар и дружески поприветствовал всех, остановив взгляд на молодой русской стюардессе... По прилету домой в Санкт-Петербург рассказала родителям о своих впечатлениях на Карибах, отзывчивых людях, золотых песках пляжей, пальмовых рощах, чем-то незримым похожих на березы. Позже сделала подарок папе и маме в день юбилея свадьбы —  вручила билеты по льготному тарифу для членов семьи в Гавану.  Знакомому однокурснику  Георгию  подарила  знаменитые сигары.
 
-Когда отправишься в Тбилиси, родной город, обязательно зайди к моим друзьям, тебя встретят как родную, - заявил парень.

Пройдет несколько лет незабываемой работы в небе с посещением Японии, Китая, Доминиканы, Вьетнама, других стран, и Кристина приземлится в аэропорту Тбилиси. Девушке очень понравится древняя столица Грузии Мцхета, гостеприимные люди, горы  и реки Кавказа, богатая кухня. Сбудется и давнее желание прилета в столицу Чукотки Анадырь, города Магадан, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск. Не могла сдержать слезы, когда увидела родные сопки, лица знакомых северян, школьную подругу Любу, тоже ставшую стюардессой в полетах на местных северных авиалиниях.
 
- Давай возвращайся  к нам, - уговаривали Люба, сама понимая, что сие  невозможно.

-Нет уж, лучше вы к нам, - смеялась Кристина.

...Обычная рутина профессии, связанная с чемоданной суетой, повышенным вниманием мужчин, теснотой прохода в салоне самолета не воспринимались ею как очень обременительные. Девушка хорошо переносила даже самые трудные ночные рейсы. Она хорошо усвоила наставления старшей бортпроводницы Маргариты , а также писательниц  Мариси Макл и Елены Зотовой об улыбчивости стюардесс. Они это называли эффектом бумеранга. Мол, улыбки вернуться к вам в форме благорасположения пассажиров. Так оно и происходило на самом деле. Сотни глаз следят за тобой и отмечают  мельчайшие детали: походку, прическу, жесты и даже тембр голоса. И все должно выглядеть не фальшивым, а приятным и естественным. Кто-то в салоне обязательно «положит глаз» на стюардессу, другой будет настойчиво просить номер телефона, третий , чтобы обратить на себя внимание, жмет раз за разом на кнопку вызова. Наша героиня научилась спокойно относиться к подобным знакам внимания и не путать работу с развлечениями. А с другой стороны, каждый такой импульс индивидуален. Ведь нашел же олигарх Абрамович, бывший губернатором  ее родной Чукотки, в салоне авиалайнера жену Иру, с которой вырастили пятерых детей. Случалось предлагали руку и сердце  «покорительницам неба» сами летчики, известные артисты, политики и даже президенты, как произошло в России.  В свое время попал под обаяние «покорительницы небес» Сильвии король Швеции и сделал ее королевой. Иногда подобные браки распадались, но возникали новые. Кристина также дождалась своего принца, кстати, почти коллегу, инженера с дипломом МАИ. Все получилось отлично и вовремя: свадьба, рождение сына и другие радости семейной жизни. Ощутила, как это очень приятно, когда на земле тебя ждут два любимых человечка.
 
С работой, однако, получился один единственный сбой, не зависящий от желания работников гражданской авиации. Успешная прежде  компания«Трансаэро» из-за разных причин распалась. Проверенных профессионалов принял под свое крыло «Аэрофлот», но даже их  он подверг экзаменам. В число счастливчиков просто не могла не попасть Кристина, отвечающая всем требованиям. Правда, пришлось переехать в Москву. Для нее мало что изменилось: череда  рейсов, российских и зарубежных, такое же высокое качество обслуживания, известные лица знаменитых россиян. Как работник с солидным стажем, то есть количеством часов, проведенных в воздухе, она стала  больше времени уделять молодым бортпроводницам. Наметанным глазом определяла, кто останется надолго, а кто быстро «спустится» на землю.
- Вот у нее должно все получится, - отметила про себя, наставница, когда  начальство попросило взять под опеку совсем юную Вику из Краснодарского края из мало кому известного села Маламино.

Статная, черноглазая брюнетка оказалось разносторонней девушкой, с высшим образованием , знанием английского, спортсменкой. Населенный пункт не смутил Кристину, сама же из провинции, а вот увлечение футболом удивило. Не часто встретишь такое совмещение — полеты и игра в футбол.

- Тебе действительно нравится пинать мяч? - не стала долго гадать опытная бортпроводница, когда они прилетели а Абу-Даби и в свободное время всем экипажем «Боинга» оседлали верблюдов в окрестных песчаных дюнах.

- Если  попался  отличный тренер, такой как Вячеслав Михайлович,  в команде много ярких игроков, побед больше чем поражений - это очень увлекает, - сразу же ответила Виктория. - Событий у молодежи в селах немного, а у нас хороший стадион, редкий  газон, на изумрудной травке которого просто приятно побегать. Моя землячка Наталья так мастерски научилась техники игры, что ее пригласили в профессиональный клуб города Краснодара, а через год — включили в состав сборной РФ. Она побывала с командой за рубежом, в том числе на чемпионате Европы. В селе, районе, ее боготворят. Не скрою,  пример Наташи  стал хорошим уроком целеустремленности. На уровне края, федерального округа и даже РФ моя скромная сельская команда «Успеночка» добивалась больших успехов.

- Ну и продолжала бы завоевывать кубки и медали коли хорошо получалось, -  заметила Кристина.

- Нет, я в глубине души мечтала о небе,  даже на пике успехов в футболе не могла забыть это, - ответила молодая южанка. - Послала резюме в «Аэрофлот», оно заинтересовала жюри, потом успешно прошла конкурс и у меня «выросли крылья».

Они уже вместе летали в сибирские города, потом была Анталия, следом — Доминикана с ее лазурным морем и кокосовым раем, прекрасным отелем и прогулкой под парусом. Вика быстро научилась спокойно переносить высоту и турбулентность, перемену часовых  поясов, успокаивать мнительных пассажиров, легко катить тяжелую тележку между рядов кресел. Чтобы поддерживать форму, она приступила после полетов к тренировкам в любительской команде «Аэрофлота».  Ее быстро признали лидером и лучшим бомбардиром.  Голы южанки приносили «летучей» команде призовые места в первенстве Московской области. И самой ярой болельщицей Вики стала Кристина. В ней наставница как бы увидела себя в  уже далекие, но очень прекрасные  «нулевые» годы, когда небо так приблизилось, что захватывало дух.
 
...И таких счастливых людей у нас в России немало. Это геологи, дальнебойщики, строители, художники, литераторы... Они безошибочно нашли профессию близкую своей натуре и способностям, увидели в ней романтику и вдохновение, а не только высокую зарплату и льготы. Приглядитесь  к лицам  моряков, бороздящих просторы океанов, и вы поймете, что они до самой клеточки своей пронизаны любовью к стихии, кораблю, экипажу.  Как и   и наши великолепные стюардессы. От  одухотворенных этих лиц, олицетворяющих смелость, удачу, красоту, как-то светлее становится у каждого на душе, кто встречал их на своем жизненном пути.
Юрий Прыгов