Дворник-шахматист

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/08/30/1470

Конечно, я шутила, когда легкомысленно предложила мужу уехать в другую страну. Но позже, вспоминая с улыбкой свои слова, я почему-то не отбрасывала в сторону эту нелепую мысль. Казалось, что она меня дразнила. Может быть, потому, что я всегда хотела путешествовать, побывать в новых местах. 

Мне было 11 лет, когда состоялась первая незабываемая семейная поездка в Сочи. 
Море, невиданные деревья с удивительными цветами: роскошная магнолия, нежная мимоза... После дождливого Ленинграда это казалось чудесной сказкой.

В юности,  с трудом скопив деньги, я посетила прибалтийские столицы, ездила с подругами на  Украину, в Молдавию, в Адлер. Даже сумела побывать в Болгарии. Отдыхали с мужем на юге. Но нашего заработка не хватало на путешествия, о которых я мечтала. 
"Мечтать не вредно", - говорила наша соседка-повариха, работающая в столовой, приходя каждый вечер домой с тяжёлыми сумками.

А наша нервная, сложная интеллектуальная деятельность почему-то не оценивалась достойно нашим государством. Поэтому возможность вдруг изменить привычный образ жизни, увидеть "заграницу" так меня вдохновила.   

Грянули "лихие девяностые". Наши маленькие зарплаты стали ещё меньше. Появились карточки на продукты.   
Миша, у которого занятия с детьми были не каждый день, отчаянно искал работу по всему городу. Ездил в дальние от нас районы, в загородные школы. Очень уставал. 

Однажды, приехав издалека поздним вечером, он сел за кухонный стол и произнёс:

- У нас уволился дворник. 
Я посмотрела на него с недоумением.

- Какой дворник? Ты о чём?
- Наш дворник. Во Дворце.

 - И что?

- Да вот я подумал, может, мне устроиться дворником?
- Ты думаешь, у дворника хорошая зарплата?

- Ты не поняла. Шахматы остаются в силе. А дворником по совместительству.

Я удивлённо пожала плечами. 
- Какой из тебя дворник? С твоей комплекцией?

- Вот и похудею заодно. Это будет как зарядка. 
- Ну, не знаю...

Я не поверила в эту затею. Интеллигентный Миша, который с трудом может вбить гвоздь в стену, будет орудовать лопатой? А что скажет его мама? 
Но Миша, к моему удивлению, осуществил свою странную идею. Немного похудел, стал более мобильным и, по-моему, стал больше себя уважать.

Как-то раз пришёл домой после работы в очень хорошем настроении. 

- Ты знаешь, сегодня я получил благодарность от директрисы!
- Неужели? - Я недоверчиво посмотрела на него. 

Я видела эту начальницу и знала, что она строгая и неприветливая.

- Представляешь? Сегодня утром убираю снег. Идёт директриса на работу и вдруг останавливается около меня. Улыбается и начинает меня благодарить.

- Улыбается? Да не может быть!
- Да-да! Пожала мне руку и сказала, что я очень хорошо справляюсь с работой.

- Чудеса!

- Оказывается, к ней приходили родители и благодарили. Помнишь, там была яма. Все спотыкались. Дети падали. Ну, я её засыпал, выровнял.
Но вот что смешно! Я ведь со своими ребятами ездил на юношеские чемпионаты Европы! И когда мои ребята побеждали на серьёзных шахматных турнирах, она меня так не благодарила. Приходила её заместительница и приносила грамоту.

Мы посмеялись. А вечером Михаил с грустью сказал мне:

- Мне кажется, моя настоящая работа обесценивается. 

Продолжение следует