К заповеди о любви к Богу

Андрей Маков
Евангелие от Матфея 22:36-38

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;

Заповедь о любви к Богу дана самим Богом через Моисея (Второзаконие 6:5: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими».)» 

Что значит любить Господа Бога, Иисус Христос поясняет Своим ученикам на тайной вечере: «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.» (Ин. 14:15) и «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…» (Ин. 14:21).

Аналогичное разъяснение сути любви к Богу апостол Иоанн дает в своих посланиях: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Ин. 5:3) и «любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его.» (2 Ин. 1:6)

Вполне определенно высказываются по этому вопросу святые отцы:

Кирилл Александрийский: «…Христос …ясно определяет, кто есть любящий Его, …в ком окажется присущим достоинство близости к Нему чрез соблюдение заповедей.» (Толкование на Евангелие от Иоанна)

 Григорий Двоеслов: «…Истинно мы любим Бога тогда, когда от своих удовольствий стремимся к исполнению заповедей Его…» (Беседа 30, говоренная к народу в храме Святого Апостола Петра в день Святой Пятидесятницы)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «исполнение заповедей Спасителя – единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем.» («Аскетические опыты», т. 2, «Слово о страхе Божием и о любви Божией»)

Итак, из приведенных выше слов Господа Иисуса Христа, апостола Иоанна и святых отцов следует, что проявлением нашей любви к Богу будет исполнение Божиих заповедей. Тогда возникает двуединый вопрос: что представляет собой исполнение заповедей и как их нужно исполнять. В этом контексте весьма интересны высказывания наших современников – протоиерея Димитрия Смирнова и священника Константина Корепанова.

Димитрий Смирнов: «…Исполнить заповеди человек принципиально не может. Древние отцы, в частности Симеон Новый Богослов, говорили, что заповеди Божии даны нам для того, чтобы мы познали свою немощь. Когда человек берется за исполнение заповедей, он понимает, что у него ничего не получается. Большинство людей по гордости продолжают упорствовать… Думают, что придет какой-то успех. Нет. Нужно глубоко смириться перед Богом, познав эту свою немощь. После этого из глубины души воззвать к Спасителю… И если в таком состоянии человек взывает к Богу, приходит благодать Божия, которая очищает человека от всякой скверны… Исполнить всякую заповедь мы можем только Духом Святым. никаким другим способом не можем…» (фрагмент передачи «Беседы с батюшкой» на канале "Союз» от 11.12.2011 /https://www.youtube.com/watch?v=m13C0ffyLpA/)

 Константин Корепанов: «Когда человек начинает исполнять заповеди, ему кажется, что у него это получается, но на самом деле никакого исполнения нет… Это происходит потому, что человек надеется исполнить заповеди Божии тем добром, которое есть в той или иной степени в сердце каждого человека… Например, я хочу простить человека. Стараюсь всеми силами. Напрягаюсь. Ну, вроде бы, не сержусь. Если не вижу того человека. А если увижу, то в глубине опять будет обида.  Ну, что теперь делать? По крайней мере, я ему не мщу. Да, добра хватило на то, чтобы не мстить человеку. Но простить его не получилось… Своей меркой меряя своё собственное добро, человек думает, что исполняет заповеди. И очень многие люди так живут. Они искренне пытаются исполнять заповеди Божии, но исполняют их только тем самым добром, которое в них самих живет. А предполагается не так. Когда человек понимает, насколько всё это совершенно – заповеди Божии, когда он вникает в само содержание этих качеств, требуемых от человека Богом; когда он понимает, что Христос и есть мера человечности всякого человека, и каждый должен быть таким, как Христос, а не просто смиренным, любящим или умеющим прощать; когда всё совершенство заповедей на него обрушивается, и он понимает, что добра, находящегося в нем, явно не достаточно для исполнения заповедей Божиих, тогда он, чтобы исполнить эти заповеди, обращается ко Христу и начинает молиться о милости Божией, чтобы исполнить эти заповеди. И только благодать Божия, даруемая человеку, дает возможность в совершенстве исполнить заповедь…» (лекция «Устаю исполнять заповеди Божии», https://www.youtube.com/watch?=9wOjEmaoi3k& t=71s)

О кардинальном значении помощи Божией в исполнении человеком заповедей единодушно высказывались святые отцы Православной Церкви. Вот лишь несколько из многочисленных примеров:

Иоанн Златоуст: «…Никто из людей, желающих соблюдать заповеди Божии, без содействия самого Бога не будет в состоянии привести свое желание в исполнение… Итак, от нас исходит начало добра, но для совершения его мы нуждаемся в помощи Божией…» (толкование на Пс. 118:5)

Феофан Затворник: «…Как чрез море не перенесешься без корабля, сколько ни желай и ни напрягай сил; так не сможешь стать полным осуществителем заповедей Божиих без помощи свыше, как бы ни было сильно желание твое и напряженны усилия.» (толкование на Пс. 118:146)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Заповеди Божии исполняются только при обильном содействии Божией благодати.» («Аскетическая проповедь», Поучение 1-е в неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея)

Разумеется, помощи Божией в исполнении нами заповедей должно предшествовать наше желание и стремление их исполнять, то есть соответствующее наше произволение. Вот как это выразил святой Иоанн Лествичник:

«Всякому духовному деланию, видимому или умственному, предшествует собственное произволение и искреннейшее желание, которые, при содействии Божием приводятся в дело. Ибо если первые (произволение и желание) не предварят, то не последует и второе (содействие Божие).» (сборник «Добротолюбие», т. 2)

Каков же – наряду с помощью Господа – должен быть наш вклад в исполнение заповедей Божиих в целом, и в частности, той заповеди, которая является темой настоящего исследования, – заповеди о любви к Богу? Может быть, произвольное, волевое взгревание в себе такой любви? Нет, и еще раз нет. Вот как об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей, начинают тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы, богомыслие, все действия свои. Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием...» («Аскетические опыты», т. 2, «Слово о страхе Божием и о любви Божией»)

Для зарождения в душе любви к Богу – в евангельском ее понимании, то есть любви, которая является благодатью Божией и даром Святого Духа – необходимо очищение души от грехов и страстей. Такое очищение достигается как раз самим исполнением заповедей Божиих. И здесь святые отцы едины во мнении. В качестве иллюстрации – несколько их соответствующих высказываний:

Исаак Сирин: «Повреждение привзошло к нам от преступления заповедей. Из сего явствует уже, что здравие возвращается снова их хранением. А без делания заповедей… не должно нам и желать или надеяться душевного очищения. И не говори, что Бог и без делания заповедей может по благодати даровать нам душевное очищение. Это Господни суды, и Церковь не повелевает нам просить чего-либо такого…» («Слова подвижнические», Слово 55)

Исаак Сирин: «…Кто говорит, что душа его… не препобедила страстей, тот смеет ли сказать, что душа его возлюбила любовь к Богу? Нет способа возбудиться в душе божественной любви, …если она не препобедила страстей…» (там же)

Исаак Сирин: «Ибо если душа не уврачуется от порока и не будет приведена в естественное здравие, в каком создана, …человеку невозможно вожделевать сверхъестественных даров Духа…» (там же)

Авва Дорофей: «По благости Своей Бог дал нам заповеди, очищающие нас, дабы мы, если пожелаем, могли соблюдением заповедей очиститься не только от грехов, но и от самих страстей.» («Подвижнические наставления», сборник «Добротолюбие», т. 2, глава 40)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святого Духа. Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека...» («Аскетические опыты», т. 2, «Слово о страхе Божием и о любви Божией»)

Очевидно, что после принятия решения идти по пути исполнения заповедей – это становится делом не нескольких месяцев или лет, а всей последующей жизни; оно сопряжено с большими трудностями, потерями и приобретениями, падениями и взлетами. Вот как об этом пишет архимандрит Лазарь (Абашидзе):

«…До того, как насадится в верующем истинная ревность и любовь к Богу, ему предлежит долгий и скорбный путь, часто придется ему проходить каменистую пустыню сердечного нечувствия и ожесточения, окунаться в холодную, грязную воду своих страстей, нечистых помыслов, осквернений; какие же только он не увидит в себе безумные, сатанинские, нелепые наклонности, пожелания – в уме, в сердце, во всех своих внутренних силах; сколько раз впадет в уныние, увидит себя самым негодным, ни на что доброе неспособным, почти что врагом Божиим. Сколько раз он увидит в себе сильнейшую привязанность к земле, к самому плотскому, даже к делам бесовским найдет в себе симпатию и сочувствие, сколько раз ужаснется о себе, восплачет, взмолится, сколько раз падет и восстанет, прежде чем начнут спадать милостью Божией с него эти цепи греха.» (книга «О тайных недугах души», глава «Как мы можем ошибаться, думая, что имеем в себе истинную любовь к Богу»)

Однако другого пути очищения души и стяжания даров Святого Духа просто не существует. Как сказал Макарий Великий «Никому не дозволено без страданий, не путем негладким, тесным и узким войти в град святых.» (сборник «Добротолюбие», т. 1)

При этом нельзя искусственно форсировать процесс своего духовного развития, стремясь к скорейшему приобретению каких-либо благодатных даров. Святые отцы предостерегают от этого:

Иоанн Лествичник: «…Да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время. Не будем искать во время сеяния того, что принадлежит жатве; ибо есть время сеять труды, и есть время пожинать неизреченные дарования благодати. В противном случае, мы и в свое время не получим того, что оному времени прилично и свойственно. (сборник «Добротолюбие», том 2, глава 34 «О добродетелях и страстях, – и о борьбе с последними – вообще»)

Исаак Сирин: «…Если же скажешь, что некоторые отцы писали о том, что такое душевная чистота, что такое здравие, что такое бесстрастие, …то писали не с тем, чтобы нам с ожиданием домогаться этого прежде времени… И в ком оказалось такое намерение, те приобрели себе гордость и падение. А мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием, благоугодным Богу; Господне же придет само собою, если место в сердце будет чисто и неоскверненно.» («Слова подвижнические», Слово 55)

Григорий Синаит: «Со многим рассуждением надлежит не искать прежде времени, что бывает в свое время, и отбрасывая то, что в руках, мечтать об ином чем.» (сборник «Добротолюбие», т. 5, «Святого Григория Синаита  главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве»)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души...» («Аскетические опыты», том 2, Слово о страхе Божием и о любви Божией)

Не стоит также смущаться или приходить в уныние, если исполнение заповедей не будет получаться, и прекращать или ослаблять наши усилия на этом поприще. Не останется без пользы для души такое наше делание. Для иллюстрации – слова игумена Никона (Воробьева):

«Если будем следить за собой и понуждать себя жить по заповедям, а в случае нарушения искренне станем каяться и просить у Бога прощения, то будем расти духовно… Или мы исполняем заповеди и тем приобретаем, или, нарушив по испорченности, каемся и тоже приобретаем.» («Нам оставлено покаяние», Письма, письмо 164)

Как любить Бога – значит исполнять заповеди Его, так не любить – значит делать, то, что противоречит Его воле и Его заповедям. В этом вопросе святые отцы также категоричны:

Кирилл Александрийский: «…Если соблюдение заповедей или слова Его должно быть ясным доказательством любви к Нему, то, без сомнения, должно быть истинным и противоположное, именно пренебрежение заповедью и отвержение повелений Его, как чего-то способного приносить вред, должно быть доказательством нежелания любить Его…» (Толкование на Евангелие от Иоанна)

 Григорий Двоеслов: «…Кто еще развлекается непозволенными пожеланиями, тот подлинно не любит Бога, потому что противоречит Ему своей волей.» (Беседа 30, говоренная к народу в храме Святого Апостола Петра в день Святой Пятидесятницы)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Удаляйся от всякого дела, слова, помышления, ощущения, воспрещенных Евангелием. Враждою твоею к греху, столько ненавистному для всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу. Согрешения, в которые случится впасть по немощи, врачуй немедленно покаянием…» («Аскетические опыты», т.2, «Слово о страхе Божием и о любви Божией»)


Рекомендации по практическому исполнению заповеди:

Возлюби Господа Бога твоего, проявляя эту любовь исполнением Его заповедей, враждой ко греху и ко всему, что противоречит учению Иисуса Христа. Помни, что для исполнения заповедей необходимы как соответствующее твоё произволение, так и помощь Божия, и что второе без первого невозможно. Решительное и неуклонное стремление исполнять заповеди на деле и искреннее покаяние при их неисполнении помогут очистить душу от грехов и страстей. Без такого очищения невозможно надеяться на стяжание любви к Богу, которая относится к Божиим высоким дарованиям. Чтобы не навредить своей душе, не пытайся искусственно ускорить этот процесс своего духовного развития: всему своё время – как сеянию, так и жатве. Не старайся также произвольно «взгревать» в себе любовь к Богу – «Бог отвращается от этой жертвы нечистой».