Здравоохранение потеряло милосердие

Анатолий Абраменко
   Все чаще в средствах массовой информации появляются статьи о неудовлетворительной работе Министерства здравоохранения Республики Коми. Например:  Низовцев из села Лайма (Сыктывдинский р – н) пишет «такого стресса, как на приеме у доктора Ю. Прудкой  из сельской больницы, я никогда не испытывал». Обиженные местными эскулапами пациенты в отчаянии, их жалобы просто игнорируются главврачом С. Жуйковым («Трибуна» №5 2024). Из станции Микунь  Татьяна Устиленцева  пишет «отмечается появление в медицине черствость, равнодушие, халатность и даже жестокость в отношении беззащитных пациентов». Это про бывшую железнодорожную больницу, некогда славившуюся добрыми традициями и высококвалифицированным персоналом. («Трибуна» 20.03.2024).В Эжвинской р-ной больнице умер 44-летний А. Буртилев, поступивший туда с заболеванием горла. Мать считает, что это из-за равнодушия врачей. Халатность, ошибки врачей в этих случаях приведены со слов отчаявшихся родственников умерших. Появились случаи, когда пренебрежительное отношение к больным, ошибки врачей доказаны законодательно. Например, 6.02.2024 в Эжвинской больнице умерла 21 – летняя Диана (АиФ – коми №15 2024). В ноябре 2023 года девушке сделали стандартную операцию на вене. Через два месяца Дианы, которая раньше никогда не жаловалась на здоровье, не стало. Мама уверена, что в лечении дочери были допущены ошибки. Она подала заявление в правоохранительные органы и добилась расследования гибели дочери.
        В Министерстве здравоохранения Коми на вопросы корреспондента газеты АиФ – коми не ответили, сославшись на медицинскую тайну. В ответе страховой компании «Капитал МС» от 19.03.2024 говорится, что проведена экспертиза качества медпомощи Эжвинской районной больницы и ГУ РК «Клинико – кардиологического диспансера». Несмотря на не-достаток документации, страховая компания выявила дефекты в оказании медицинской помощи и оштрафовала больницу. В СКР возбудили уголовное дело, проводятся необходимые следственные действия.
       Я сам пару раз попадал в больницу и лечился в Печорской Центральной районной больнице. Первый раз лежал в сосудистом отделении (стенокардия). Второй раз – в терапевтическом отделении (панкреатит). И замечу, что лечение проходило на высшем уровне. Медперсонал был внимательным, доброжелательным. Мне даже было неудобно, что мне уделяют такое внимание. Уже на второй – третий день я был здоров. Но лечившие врачи говорили, что я должен пройти полный курс лечения. При этом мне не надо было покупать лекарство, всем обеспечивала больница. После прохождения курса лечения, я забывал, что был болен. Но это было 8-10 лет назад.
        За это время многое изменилось. Это и сложность приема к врачу. Частичная отмена бесплатной медицины. Все  лекарства, физрастворы и даже, в некоторых случаях, анализы платные. Чтобы попасть к врачу, надо записываться за 10 – 14 дней. Но откуда пациенту знать, когда он заболеет? Это издевательство! Особенно трудно в этом отношении сельским жителям. Чтобы записаться на прием к врачу надо просить родственников или знакомых,  чтобы они записали каким-то образом на прием. Обычно это делается по мобильному телефону или  через Госуслуги. По мобильному телефону на запись  уходит порой полдня, т.к. то занято, то не отвечают. Но даже в назначенное время попасть на прием к врачу сложно, т.к. рейсовые пригородные автобусы ездят через день – два. Поэтому деревенские больные вынуждены заниматься самолечением. При болях употребляют алкоголь или доступные анальгин,пентальгин, т.е.  то, что есть в доме или принесут соседи. Используются и давно забытые народные рецепты. Городским проще. С приступами боли, например, ост-рый панкреатит, можно попасть в тот же день в приемный покой. Там сделают обезболивающий укол, возьмут анализы и в конце дня подойдет доктор. Познакомившись с результатами анализов, он посоветует, к какому специалисту надо обратиться. А дальше все по кру-гу. Попасть к врачу, снова ездить сдавать анализы, приезжать на обследование, на процедуры. Если направят на дневной стационар, то необходимо закупить все лекарства для уколов, растворы для капельниц и т.д…
       Создание 19 ФАПов ( фельдшерско-акушерские пункты) по региональной программе Республики Коми с «блеском» провалилась. Хотя бюджетные деньги в размере 709 миллионов рублей освоены полностью. Чиновники торжественно перерезали ленточки, перед Москвой отчитались. А то, что новые ФАПы сразу же начали рассыпаться, как карточные домики, чиновников уже не волнует. Быстро возводимые конструкции ФАПов еще быстрее приходят в негодность. У одних протекает крыша, у других пол застелен гнилым линолиумом, у третьих пол проваливается, то подъездов к ФАПу не предусмотрено. Изъянов масса.  Подробно об этих жульнических постройках описано в народной газете «Трибуна» от 20.10.2023. После того, как наши, поистине народные избранники – депутаты Н. Братенков (фракция КПРФ) и депутат Госдумы О. Михайлов  подняли проблему о неудовлетворительном качестве проделанных работ при строительстве ФАПов, было возбуждено уголовное дело. Вывод следственного комитета: «на лицо состав преступления по ч. 3 ст.159 УК Рос-сии – мошенничество, совершенное с использованием служебного положения («Трибуна» 22.02.2024). Но какое дело до этого высокопоставленным чиновникам – назначенцам? Вы хотели ФАПы ? Вот и получили. А что получилось, то и получилось.  Они же не виноваты, что даже ФАП в с. Выльгорт, который «благословил» сам губернатор В. Уйба, не пригоден к эксплуатации. 
      Еще одна существенная проблема в здравоохранении – это подорожание лекарств и их наличие. Тут, конечно, чиновники вообще «не при чем»! Что есть, то и есть. Как писал вла-делец аптечной сети Г. Князев (Нижний Новгород) , дешевые лекарства из  ассортимента жизненно важных лекарств вымываются. Т.к. фармопредприятия неизбежно будут сокращать такие не рентабельные лекарства. Им не важно, как мы будем лечиться. Им важнее рентабельность.  Мы не нужны государству, если не можем принести им прибыль в 200%. Или хотя бы вынуть из кармана последние и заплатить в виде налога. Тратиться на пожилых людей не рентабельно. Строить или хотя бы не закрывать больницы не рентабельно.(Аиф №10 2016г).
                Лечитесь за свои деньги.
     Сергей Колесников, академик РАН, писал(АиФ №13. 2016г):в 2017г федеральный бюджет прекращает выплаты высокотехнологических видов медпомоши(вмп). Теперь часть денег на ВМП будут выделяться из регионального бюджета. Из-за чего число операций может сократиться на 30-40%.Очень жаль, что у чиновников всех мастей голова болит только о бюджете и никто не думает о больных, чьи финансовые положения тоже не аховые… ВМП изначально были не очень доступны. До 2005 г за счёт бюджета проводилось 50 тыс. таких операций в год. Проект «Здоровье» довёл их число до 700 тыс., что тоже недостаточно. И совсем не многие могут себе позволить эти дорогие операции. Чиновники не подсчитали, на сколько после их реформаторского зуда увеличится смертность в России и сколько федеральных центров перестанет работать из-за недостатков финансирования. По данным Комистата в Коми смертность превышает рождаемость. В 2022г умерло 10481 человек, родилось 6498 человек .
      Что рентабельно и кто рентабелен знают чиновники правящей партии, т.е. губернаторы, министры, мэры. Они держат это в секрете, за что получают 10 кратные премии к окладу, независимо от результатов их деятельности, надбавки за работу с секретными документа-ми, коэффициенты и прочее.
    Спорт, образование, здравоохранение, сельское хозяйство и ряд отраслей промышленности тоже не рентабельны. Поэтому В. Путин за время своего правления ликвидировал в России более 50 тысяч предприятий. А рентабельные предприятия находятся в руках миллиардеров и управляются из оффшоров. В связи с этим хочу привести пример, когда еще нерентабельные услуги еще существовали.  В середине 80 –х годов прошлого столетия я работал в Интинском районе лесничим. В связи предстоящим визитом к нам группы студен-тов (6 человек) из США для изучения притундровых лесов, мне было дано указание встретить эту группу в д. Яг- ёль, куда они прилетят на вертолете из г. Инты. Яг- ёль – это маленькая деревенька   (8 -10 домиков), расположенная на правом берегу реки Уса в 12 км. от села Косью-вом. В деревне проживали всего 25 – 30 человек и все пожилого возраста. Меня удивило, что в этой деревушке имеется ухоженная волейбольная площадка, рядом турник и скамейка для зрителей. Кругом чистота. Нет никаких заборов, ограждений. А позже в клубе я обнаружил биллиардный стол и библиотеку.  Спрашиваю у жителей: Зачем все это старикам? Как зачем? Надо. А молодежь, школьники приедут, что они будут только рыбу ловить, на лошадях кататься, да по лесу шляться? Американским студентам деревенька тоже понравилась. Когда меня спросили через переводчика «У вас везде так в деревнях». Имея в виду волейбольную площадку, биллиардный стол и чистоту в деревне. Я ответил: А как же! Молодежь приедет летом, им чем – то надо развлечься. Не все время же рыбу ловить да лошадям хвосты крутить. Американские студенты мне понравились: дружелюбные и простые. Не такие, как москвичи, строящие из себя высшую инстанцию.  В распутицу (во время ледохода) жителей Яг-ёля обслуживал вертолет. Привозил почту, продукты, приезжал фельдшер.  Нареканий не было, а были благодарности.  В те времена в каждой деревне, селе, поселке волейбольные площадки были обязательны. А при средних учебных заведениях, интернатах еще и имелось футбольное поле (имеется ввиду Печорский и Интинский районы). В настоящее время все это ликвидировано. Ликвидированы поселковые и сельские советы, которые и обустраивали сельские поселения. Так же ликвидирована д. Яг-ёль, которая признана нерентабельной. Сейчас там уже никто не живет.  Депутаты, если они не с правящей партии, не могут влиять на решение актуальных проблем. Даже если депутаты большинством голосов вдруг отвергнут навязанные сверху указания, то вмешается прокуратура. Полномочия по вопросам землепользования, застройки от совета депутатов переданы чиновникам – назначенцам в г. Сыктывкар.
     Казалось бы, Республика Коми, богатая природными ресурсами, должна жить соответственно, как во всех цивилизованных странах мира, где за добычу полезных природных ископаемых для экспорта, населению платят природную ренту, где каждый гражданин, включая новорожденного, имеет свой лицевой счет, на который поступают отчисления от нефтяных доходов страны. Примером могут служить Норвегия, Штат Аляска (США), ОАЭ, Кувейт и другие страны. В России об этом тоже раньше говорилось, а теперь забылось. На одной из пресс – конференций президента в 2018 году одна журналистка спросила «Где деньги от природных ресурсов, которые продает Россия? Почему у нас такая очень странная политика в стране?» По словам В. Путина «наши деньги от природных ресурсов находятся в реализации олигархов, бизнесменов, которые нас спонсируют. А простым людям они не нужны».
    Коми постепенно превращается в сырьевой придаток миллиардеров от Москвы. Послед-ние  три года Коми Республика стабильно ставила рекорды по налоговым сборам, но так же стабильно ухудшается жизнь рядовых граждан.                По итогам 2022 года в Коми было собрано 526,5 миллионов рублей. Из них в Республике осталось лишь 23%. Для сравнения: в Омской области остается 37% от налоговых сборов (от 300 миллиардов рублей). Но и они добиваются справедливости в распределении нало-гов. А ведь ещё в 2020г. фракция КПРФ в  Госсовете Коми подняла вопрос о пересмотре налоговых отношений с федеральным центром. Коммунисты предлагали обсудить ИДЕЮ «50 на 50. То есть половину налогов оставлять в регионе, который уже на протяжении дли-тельного времени находится в условиях хронического недофинансирования, разрушается вся инфраструктура, нет проектов для развития, народ беднеет («Трибуна» 4.10.2020г и «Трибуна»23.06.2023г). Но,как всегда, представители власти в лице «Е.Р.» в пику коммунистам вышли в федеральный центр с инициативой 95 на 5, т.е. оставлять всего 5% налога на добычу полезных ископаемых, но даже это скромная инициатива парламента Коми осталась на бумаге.
      Как писал Михаил Веллер (писатель, философ) в рубрике «открытая трибуна» (ныне закрытая) в АиФ №51.2016г: в отсутствии гражданского общества народ для власти абстрактен. И до сих пор, пока в России не создастся это самое гражданское общество,способное вышвыривать любого чиновника, превратившегося в захребетника-кровососа, которого будет сажать на много лет с конфискацией имущества, до тех пор население будет умирать от палёнки и прозябания.
     По материалам печати подготовил А. Абраменко. г. Печора.