Письмо к учителю истории

Денис Киселев
         Здравствуйте, Владимир Петрович! Пишет Вам ваша ученица Катя. Как там поживает наша школа во время летних каникул? Я решила написать Вам, потому что в эти каникулы я узнала очень много нового для себя и поняла многое из того, что Вы нам рассказывали на вашем факультативе про ВОВ. Я имею в виду те занятия, где Вы рассказывали нам о трагедии Великой отечественной войны (ВОВ) и тех страданиях, которые испытал наш народ в то время. Скажу честно, что для меня те времена казались далёким прошлым, и я не внимательно слушала. Но сейчас я в Волгограде и моё мнение очень поменялось.
         С августа мы с семьёй в Волгограде. приехали навестить друзей и родственников, и в дороге папа прочитал в интернете, что к годовщине первой и самой кровавой бомбардировки Сталинграда Волгоградский областной суд закончил рассмотрение дела о признании геноцидом действий фашистских оккупантов в Сталинграде и Сталинградской области в период 1942-1943 годов.
         Тогда я впервые услышала новое слово «Геноцид» и попросила объяснить, что оно обозначает, а папа сказал, что, прежде чем объяснять значение этого слова, надо обязательно сначала побывать на мемориале Мамаев курган и в музее Сталинградской битвы, что мы сразу и осуществили по приезду, «не откладывая в долгий ящик».
         Я уже бывала в этих местах со старшим братом и родителями раньше, но мало, а точнее ничего, не поняла, так как была совсем маленькой тогда, но в этот же раз всё, что я узнала и увидела прошло прямо «через моё сердце»
         Мамаев курган грандиозный и очень трогательный монумент, посвященный не только подвигам наших героических военных и, не менее геройских, жителей Сталинграда, но особое впечатление, на меня произвёл музей Сталинградской битвы, который расположен у оставшегося свидетеля тех событий – разрушенной городской мельницы. Брат, конечно, в основном обследовал, выставленную там военную технику и оружие тех времён, ну а я внимательно слушала экскурсовода, который очень понятно и интересно рассказывал, комментируя, проходящую там в этот момент «выставку документов, фотографий и материалов о преступлениях нацистов на территории Сталинградской области в период Сталинградской битвы». Это стало настоящим потрясением для меня, так как я никогда не рассматривала эту войну так близко.
         Конечно, Вы нам рассказывали, но я тогда не осознавала какие ужасные преступления в тот период творились тут. Я увидела настоящие фотографии и другие документы, которые рассказывали о массовых пытках, расстрелах, повешенных людях, безжалостных бомбардировках и доведении до голодной смерти мирных граждан, что стало новым открытием мной этой войны.
         Например, нам рассказали, что с самых первых дней на занятых территориях фашисты занимались ограблением населения, избиениями и пытками. Тех, кто препятствовал этому, жестоко уничтожали. Немцы ввели трудовую обязанность для всех, а работу не платили совсем. Любые нарушения карались, а наказания были от избиений до расстрела. У мирного населения отбирали все! Чтобы не умереть с голоду, многие были вынуждены есть мясо и кожу умерших животных. Частыми были и массовые казни.
         Уже в наше время одно из массовых захоронений было обнаружено в селе Водино Волгоградской области. Там нашли останки убитых фашистами мирных жителей – это были мужчины, женщины и дети. Все они были расстреляны. Ещё экскурсовод рассказал информацию, которая меня просто «убила», о том, как оккупанты, войдя в одну из станиц, сразу же ограбили детский дом, находящийся там, вывезли все продукты, животных, все припасы и имущество, а потом убили детей. Тех, кто был постарше, расстреляли, а малышей бросили в яму и живыми закопали. Я вам скажу, Владимир Петрович, что у меня от этой информации даже мурашки по всему телу пошли.
         Под впечатлением от музея, мы с семьёй решили немного посидеть в летнем кафе на улице Советская, где папа показал на один из домов и сказал, что эта школа, где до войны работала его бабушка-моя прабабушка Аня.
         «А вы знаете, что моя бабушка вместе с вашим дедушкой Валерой, которому тогда был всего годик находилась на протяжении всей битвы в городе, прячась с детьми по развалинам?» - спросил нас с братом папа – «И она много рассказывала дедушке Валере и мне про эти ужасные дни».
         «Папуля, ну расскажи нам про это! Ведь, одно дело музей, и совсем другое услышать впечатления близких людей» - загалдели мы с братом и мама тоже поддержала нас.
         Тут хочу сказать, что я вообще люблю поговорить с папой о прошлом и просто не могу оторваться, когда он рассказывает нам и про своё пионерское детство и комсомольскую юность, а также истории, которые в своё время его родители и бабушки с дедушками рассказывали ему, а эту историю, как я уже сказала, ему рассказала его бабушка (моя прабабушка Аня, или если официально, то Анна Михайловна Литвинова, 1914 года рождения:
         Итак, к началу войны Анна Михайловна была замужем за, служившим тогда танкистом в армии срочную службу, моим прадедушкой Александром Ивановичем Кошелевым, который так и остался в армии после начала войны и вернулся весь израненный домой только в 1944 году. К этому времени у неё уже было двое детишек – старший Веня, 1937 года рождения и совсем маленький Валера, 1941-го года (потом мой родной дедушка), а сама она работала учителем географии в сталинградской школе. 
         Двадцать третьего августа 1942 года, когда начался массированный бомбовый налёт, было воскресенье. В летнем южном городе, не смотря на войну, ещё работали музеи, парки и кинотеатры. Детвора резвилась у фонтанов и на детских площадках. Некоторые взрослые и дети даже танцевали прямо на улицах.
         То, что Сталинград — прифронтовой город, люди тогда ещё не понимали, так как таким считался Ростовом-на-Дону, рядом с которым шли бои. Они не обратили особого внимания и на вой сирен, означавший воздушную тревогу, так как, к нередко залетающим немецким самолётам-разведчикам уже попривыкли.
         Прабабушка с сыновьями - пятилетним Веней и годовалым Валерой, гуляли в парке около кинотеатра на берегу Волги.
         Вдруг все небо потемнело и покрылось крестами и свастиками. Город в одно мгновение запылал, загремели разрывающиеся снаряды, посыпались бомбы, а дома, как будто сами по себе начинали рушиться. Стоял гул самолётов, везде слышались крики, стоны, плач. Было очень страшно.
         Спрятаться в какой-нибудь канаве баба Аня с детьми не догадались, а побежали к Волге, надеясь переправиться на левый берег, так как увидели отходящий от пристани речной трамвайчик, но этот трамвайчик успел доплыть лишь до середины Волги и в него попала бомба. На этом месте ещё долго плавала одежда пассажиров, а баба Аня с ребятами вернулись к кинотеатру, чтобы попытаться спрятаться в нём.
         Кинотеатр был до отказа забит испуганными людьми и прабабушку с детьми вытолкали в траншею, оставленную строителями, около кинотеатра, что и спасло им жизнь, так как в этот момент в кинотеатр попала бомба.
         Прошло около получаса, когда немного притихло и они вылезли из траншеи. Вокруг все горело - дома, трамваи, а рельсы были закручены, как проволока.
         Не знаю, как, но они добежали до подвала этой самой школы, где работала прабабушка Аня. Там они нашли подходящие развалины и встретили ещё двоих женщин - одну с двумя детьми, и другую с тремя. Вот так, и жили такой, поддерживающей друг друга, группой, в этом подвали они и все 200 дней пока Сталинград сражался с фашистами.    
         Однажды есть совсем стало нечего. Дошло до того, что женщины отправили старших детей милостыню просить, прячась среди руин. А пятилетний Веня такой бойкий был, что никогда и ничего не стеснялся, и приносил больше других. Часто делал так – зайдет к кому-нибудь и спросит, может, кому помочь, чем-нибудь? А один раз, вообще, бесстрашно у немецких солдат хлеб стащил!..
         Папа сказал: «Надеюсь, что вам было интересно и вы поняли, что такое геноцид. Это убийство русских только за то, что они русские».
         Уважаемый, Владимир Петрович, скоро начало учебного года, и я хочу обратиться к Вам с просьбой, разрешить мне выступить перед классом на Вашем факультативе про ВОВ, так как меня «просто распирает» от желания поделиться с одноклассниками этими моими новыми знаниями о Великой отечественной войне.
                До свидания!
                Ученица 6-го «А» Катя Кошелева.