Кронштадтские мотивы. Математик

Сергей Петрович Екимов
   Кронштадт. Средняя гавань. Восточная Усть-Рогатка.
   Август. Конец девяностых прошлого столетия.

   Корабли бригады кораблей охраны водного района возвращались в Кронштадт. Завершен сбор-поход кронштадтской дивизии кораблей. Неделей ранее, «все, кто мог ходить», вышли на учение.
   …Впереди годы сокращений и мытарств для моряков всех флотов. Скоро годы перестройки сократят и дивизию и «распилят» большую часть судового и корабельного состава Кронштадта. Но пока - ещё морские учения грандиозны и тесно кораблям на причальной стенке…
   Каплей Сергей Петров только что ошвартовал свой «сапфир» к плав причалу и вышел на Усть-Рогатку. На борту 72-го базового тральщика находятся командир дивизиона и комбриг. «БТ-шка» уже заходит в Лесные ворота.
   Надо встретить! Получить замечания, уяснить последующие задачи. Такая негласная традиция существует!

   На причальной стенке, напротив места швартовки 72-го, собралось уже немало командиров и штабных офицеров – человек двадцать, не меньше.
   Настроение приподнятое. Слышен смех и веселый гомон «военморов». Живо обсуждают недавние морские события, …как ходили, что свершили…
   Пока Петров здоровался с офицерами, Андрей Макарьев балагурил что-то по поводу работы акустического трала и попавшейся в трал рыбацкой сетки.

- Да, видел я, как ты специально на поплавки сети корабль подвернул, - смеясь, говорит Константин Мороз, - а потом два часа в стороне стоял – рыбку на ужин припасал. А мы морское упражнение без тебя докручивали.

   Макарьев смешно закатил глаза и развел руками – мол, ничего не знаю.
Андрей Вячеславович Макарьев и Константин Михайлович Мороз – настоящие «морские волки», командиры базовых тральщиков, оба капитаны третьего ранга, но очень разные. Макарьев грузный и весёлый, постоянно хохмит и подтрунивает над собратьями-минерами. А Мороз серьёзный, худощавый офицер. Говорит мало, но весомо. Наверное, нет вопроса в тральном деле, который был бы неведом Константину. И, конечно, оба - закадычные друзья.
   Общий смех прервал подошедший начальник штаба дивизиона каптри Валерий Брелов.

- Всё, мужики, вставайте в одну шеренгу, - начштаба обозначил начало строя, - видите 72-й «тралец» заходит.

   По центру Средней гавани, лихо развернув свой базовый тральщик, Сашка Сафонов уже прицелился и начал движение кормой к причалу.

- Правая машина - два назад, левая единица назад, - комментирует Макарьев работу гребных валов и маневр «72-го», - обе полторы назад.

   Базовый тральщик типа «Яхонт» имеет ВРШ (винты регулируемого шага). И для того чтобы кораблю дать задний ход, надо всего лишь повернуть лопасти винта. Чем больше перекладка угла ВРШ, тем быстрее двигается корабль.
   Наука несложная, но навык в швартовке командиром корабля, конечно, нужен.
«Сложное техническое сооружение…» - вспоминает Петров определение военного корабля из училищных книжек, наблюдая, как швартуется 72-й «яхонт». Высокая надстройка и фальш-труба корабля от лучей склонившегося солнца окрасились в багровые тона.
   Отдан якорь, корма швартующего тральщика прошла баки (нос) стоявших у стенки кораблей.

- Метров двадцать осталось, - снова комментирует Макарьев, - машины половинками работать назад.

   Но вдруг … корма корабля резко приседает вниз, из-под кормы тральщика вылетают брызги и мощный бурун воды. За считанные секунды тральщик разгоняется до приличной скорости. И «впечатывается» в причальную стенку. Треск дерева транцевой доски превратил приближающийся вечер в «фильм ужасов». Личный состав ютовой команды еле успевает схватиться за леера.
   Дальнейшая швартовка 72-го проходит в зловещей тишине.

   Через десять минут из недр бедолаги-корабля на Усть-Рогатку выскакивает комбриг, за ним вприпрыжку мчит комдив, что-то объясняя на ходу.

- Швартоваться не умеют, неучи, - громыхает на всю стенку седой капраз, проходя мимо офицерского строя, - всем учить математику!

- Есть! Учить математику! – эхом отзывается взъерошенный комдив и недоумевающие офицеры.

   А ещё через пару минут к строю подходит Сашка Сафонов.
   Оказалось, что за двадцать метров до причальной стенки, как и комментировал Макарьев, командир 72-го дал команду старшему мотористу: «Обе машины, ноль-пять назад».
   Старший моторист, выпускник школы-восьмилетки центра матушки России, истолковал приказание по-своему и врубил «пятёрки!» назад, что соответствует полному ходу.
Результат видели все!

- Математик-Пифагор! – весело заключил Андрей Макарьев. Общий смех развеял нависшую тишину.

   Ущерба, к счастью, было немного. Все живы-здоровы, выпавшие доски приколотили.

   …Но с тех самых пор, при сдаче зачетов, новобранцев, прибывших на дивизион, командиры обязательно спрашивали ещё один вопрос: «Что больше: одна вторая или ноль целых пять десятых?».

   К сожалению, правильных ответов с каждым годом становилось всё меньше и меньше…

   «20» октября 2022 года