Свой путь 10

Наталья Степанова 10
Маша и Клавдия Андреевна перечитывали письмо, которое прислал Паша, несколько раз.

- Доченька, видишь, пишет, что жив и здоров, значит, не там он, где мы с тобой думали! И Слава Богу!

Маша всё смотрела на ровные буквы, как будто пыталась прочитать что-то важное между строк, но ничего "такого" муж не писал. Больше спрашивал, как они, что нового, передавал привет соседям.

- Ответ прямо сейчас напишу, - сказала Маша и пошла к серванту, где лежали тетради и ручки.

- Давай вместе, хоть поговорим с ним мысленно, - согласилась Клавдия Андреевна.

Сначала написали письмо, потом перебрали грибы, так и время прошло, пришла пора укладываться спать, но сон не шёл. Все мысли были о Паше и у Маши, и у её свекрови. Клавдия Андреевна слышала, как невестка ворочается, но ничего не говорила, всё вспоминала то время, когда Паша был маленьким мальчиком. Думала, какой глупой была, когда места не могла себе найти, если он простыл. Всё хотела, чтобы он поскорее вырос, думала, что тогда переживаний будет меньше. Как оказалось, страхи за маленького сына были мелочью в сравнении с тем, что она чувствовала сейчас.

***

Маша пришла в школу рано, даже Елизаветы Никитичны ещё не было. Зато огромная Варвара уже шагала с полным ведром и с тряпкой.

- Здрасте! - пробубнила она, а потом свернула в подсобку. "Странная она какая-то, - подумала Маша, - ведёт себя так, будто я перед ней в чём-то виновата. Как-то нужно с ней поговорить, а то от одного недовольного вида Вари настроение портится!" Правда, уже скоро о разговоре с влюблённой в Пашу соседкой Маша не вспоминала, потому что в кабинет не вошла, а ворвалась Надя. Привет! Ты представляешь, я сегодня уснуть не смогла. Дымила всю ночь, как паровоз, нервы успокаивала. Рассказала тебе о фраере своём и ЭТОЙ его Катьке, а теперь всё, покоя мне нет. Так что сейчас пойду к директрисе на ковёр, буду просить, чтобы она меня отпустила хотя бы на один день. Всё увижу своими глазами и успокоюсь. Если что, ты учебники получи и детям раздай, договорились?

- Конечно.

Надя собиралась сказать что-то ещё, но в кабинет заглянула секретарь Наталья Владимировна, шустрая и вездесущая. Девушки сразу поняли, что она не только секретарь, но ещё и "уши и глаза" в школе, которые всё видят и слышат, а потом доносят информацию директору.

- Вас, Надежда Дмитриевна, Елизавета Никитична к себе вызывает.

- Сейчас, - сквозь зубы процедила Надя.

- Срочно.

- Я сказала, что сейчас иду, - повторила Надежда, но уходить не спешила. Когда Наталья Владимировна закрыла дверь, посмотрела на Машу и произнесла: - терпеть "шестёрок" не могу!

- Они никому не нравятся, но ты, Надя поспеши, а то директор тоже характер покажет. Тогда ты вряд ли отпроситься сможешь.

Слова Маши вывели Надю из оцепенения, в котором она пребывала. Поправив коротенькую юбочку, девушка вышла из класса. Маша открыла шкаф и начала пересматривать учебные пособия. Что-то оставляла, а слишком старые книги клала отдельно, чтобы не захламлять шкафы макулатурой.

Вернулась Надежда быстро, выглядела довольной, с порога сообщила:

- Можешь меня поздравить! Я сегодня в обед уезжаю, а вернусь только завтра к вечеру. Елизавета наша только с виду строгая, а на самом деле нормальная "тётя", мне такие нравятся. Представляешь, ей уже донесли о нашей вчерашней стычке с Лидией Антоновной. Вот что значит работать в женском коллективе.- Может, сейчас учебники получишь, а я потом их детям раздам?

- Вот ещё! - махнула рукой Надя. - Мне сейчас не до этого, настроение уже чемоданное! Приеду - тогда и буду работой заниматься, обещаю тебе, а пока у меня дела есть и поважнее.

- Тогда до послезавтра!

- Почему? Я завтра вечером к тебе приду, расскажу новости. Мне ведь здесь и поговорить, кроме тебя, не с кем. Так что до завтра! А сейчас пойду по школе пройдусь, пусть все увидят, что я на месте.

- Удачи тебе!

- Спасибо! Она мне не помешает. Я всё ещё надеюсь, что Андрюха мой с головой в работу ушёл и что с Катькой у него ничего нет.

Маша не ответила. Надя отказывалась верить в то, что и без лишних слов было очевидно. Хоть Маша ни разу не видела Андрея, только знала о нём из рассказа коллеги, поняла: серьёзных намерений у него по отношению к Наде нет и не было. Если бы было всё наоборот, он уже давно сделал бы ей предложение, а не водил занос столько лет. Бедная Надя, как и многие влюблённые девчонки, не замечала очевидного, или просто не хотела ничего замечать, тешила себя иллюзиями.

***

Вечером Маша и Клавдия Андреевна снова перечитывали письмо от Паши. Маша произносила несколько строчек, которые успела выучить наизусть, а свекровь комментировала написанное, смотря в одну точку. Маша понимала, что свекровь сейчас представляет, что рядом находится Паша, и рассказывает ему последние новости. Когда письмо в очередной раз было дочитано до конца, Клавдия Андреевна спохватилась:

- Я всё о нашем с тобой Паше думаю, даже не интересуюсь, как дела у тебя в школе. Привыкаешь потихоньку?

- Всё хорошо, класс, где занятия буду вести, светлый, мне понравился. Я книги уже получила, скоро ребятам их раздам, так что всё в порядке.- Скажи, а это правда, что учительница новая, та, с которой вы вместе в грибы ходили, курит?

- Да, - ответила Маша, - Надя этого не скрывает.

- Подумать только, учительница, а так себя ведёт. Какой она пример подавать детям будет, чему их научит?

- Надя хорошая, душа у неё добрая, просто не может избавиться от этой привычки, но всё поправимо.

- Добрая ты у меня, всех защищаешь, а я другого мнения. Если уж выбрала Надя такую профессию, должна марку держать, а так испортит себе репутацию, как наша Ганна, и тогда всё - пиши пропало. Оно же как, лишиться уважения можно в один миг, а вернуть его потом не так просто. Скажу тебе, что её уже за глаза "паровозом" называть начали. Приклеилось к ней это, а теперь попробуй докажи, что ты совсем другая, не такая, как о тебе говорят.

- Быстро здесь прозвища всем дают.

- Ну, не всем, тебя, например, по имени называют, правда, без отчества, но это дело времени. Заслужить нужно, чтобы по отчеству величали, а ты у меня старательная, так что скоро Ивановной будут называть.

Маша опустила глаза, подумав, сможет ли она оправдать доверие свекрови, пока неизвестно, но будет стараться.

***

Надя вернулась на следующий день последним рейсом и сразу пошла к Маше, которая стояла возле калитки и не спешила в дом. Увидев Надю в солнечных очках, Маша усмехнулась, ведь солнце уже давно спряталось. Но, когда коллега подошла ближе и сняла очки, стало понятно, почему она их надела.

- Привет! Как я тебе? Полюбуйся! - Надя показала глаз, вокруг которого была сплошная синева, но не от теней. - Представляю, что завтра обо мне скажут местные кумушки, про Лидию Антоновну вообще помалкиваю. Будет потешаться и морали мне читать.

- Надя, как тебя угораздило?- Пошли пройдёмся, мне надо тебе кое-что рассказать, - предложила она. Они не успели отойти от дома, как Надя начала говорить, махая рукой куда-то вдаль: - Я бы с ней ещё и не так поговорила, если бы подружка её не подоспела.

- С кем?

- С Катькой, с кем ещё?

- Ты же вроде к Андрею поехала.

- В том всё и дело, что он ни в чём не виноват. Сказал, что любит только меня, а ЭТА сама навязывается, не даёт ему прохода. Вот я и поговорила с ней. Встретила после учёбы, я знаю, где она учится. Ты не думай, что она легко отделалась, ЕЙ тоже досталось не меньше.

- Надя, ну ты даёшь! Ни один парень не стоит того, чтобы из-за него...

- Только ты меня жизни не учи, пожалуйста! Тебе легко говорить, ты замуж вышла, всё хорошо у тебя. Я же не виновата, что мой Андрюха не только мне одной нравится. Придётся мне разбираться с его поклонницами, а он мне обещал приехать сюда.

- Когда?

- Сказал, что на днях. Работает он посменно, так что мне каждый день надо быть готовой к встрече! - с воодушевлением она произнесла последние слова. Маша посмотрела на Надю, которая искренне верила словам своего любимого Андрея, но ничего не стала ей говорить. Она понимала, что он не приедет и что его слова - это всего лишь обещания. Одна Надя этого понять никак не может. Она продолжала: - Правда, денег у меня совсем не осталось, ему всё отдала. Так что займи мне хоть немного. Ты не думай, я всё отдам, когда за август свои копейки получу.

- Надя, я одолжу, конечно, но твой Андрей работает, как он мог у тебя попросить?

- Сама не знаю, но смог, а я отказать ему не могу. Да мне и не жалко, я ведь так его люблю. Как обнимет он меня, как прижмёт к себе, так земля из-под ног уплывает. Была бы я богачкой какой-нибудь, тогда бы он точно от меня никуда не делся! - мечтательно произнесла она. - Клад бы какой найти, что ли!

После последней фразы, сказанной Надей, Маше стало тревожно. "Хоть бы она ничего не узнала о золоте, спрятанном в Гнилом болоте!" - подумала она.