Впечатления о поездке в довоенную Украину

Раиса Ващенко
     Летом 2019 года была я в Чернигове, Киеве и Днепродзержинске, который сейчас переименован в дореволюционное Каменское (родина Л. Брежнева).
     Чернигов мне понравился своей чистотой, отремонтированными красочными зданиями, хорошими дорогами,  множеством цветочных клумб, зелёных газонов,  декоративных кустарников и деревьев. Люди в городе говорили на русском и украинском языках. Я поделилась впечатлением от красоты города с местной женщиной. Она сказала, что ещё несколько лет назад город был страшным, полуразрушенным, но пришёл новый мэр и начал наводить везде порядок. Город стал чистым, уютным и красивым.
     Киев показался достаточно суетным, шумным, здесь было немало приезжих с Украины и с других стран. Город был не таким чистым и красочным, более серым. Люди говорили преимущественно на русском языке, иногда слышалась украинская и иностранная речь.
     Днепродзержинск меня просто шокировал своими серыми, давно не ремонтированными домами, тёмными, грязными подъездами, мусором во дворах и на улицах. Дороги были хорошими, но тротуары абсолютно разрушены, по ним невозможно было ходить в обуви даже на низких каблуках – выворачивались ступни в разные стороны. В городе был красивейший зелёный, цветущий парк с множеством детских аттракционов. Люди были хмурыми, безрадостными, говорили в основном на русском языке, хотя звучала и украинская. Нередко слышалась громкая, нецензурная брань. Украинцы ругали условия жизни и свою власть. Я сравнила украинские цены с белорусскими на все товары – от лекарств и продуктов питания – до одежды, обуви и бытовой техники. Чтобы перейти с украинских цен в гривнах на белорусские рубли, нужно было разделить сумму в ценнике на десять. Цены на все товары, кроме лекарств, оказались практически одинаковыми. Лекарства стоили дешевле, примерно на 20 - 50 %. Качество продуктов питания удивило. Мясомолочные продукты были невкусными, крупы грязными, пыльными. Конфеты и печенье достаточно вкусные. Овощи и фрукты-ягоды на рынке радовали низкими ценами, красотой и свежим вкусом! Пенсии у людей в Украине были в полтора - два раза ниже, чем у белорусов, а квартплата и услуги ЖКХ значительно выше. Местный транспорт для пенсионеров был бесплатным, включая пригородные электрички. Маршрутки и такси – платные, стоимость проезда сравнима с белорусской. Ужасное впечатление произвело огромнейшее кладбище в районе «соцгорода» ! Оно полностью, густо заросло двухметровой сорной травой, цветущей ярко-жёлтыми метёлками цветов. Кладбище выглядело убого и заброшенно, лишь редкие люди пытались отыскать могилы родственников и очистить их.
    Через неделю я уезжала обратно, в Беларусь. Мой поезд уходил с вокзала около трёх часов ночи. Приехав на вокзал к двенадцати ночи, я сидела в зале ожидания, на втором этаже. Как оказалось, там, наряду с пассажирами, ночью обитают бомжи и другие асоциальные личности. Свободно распивают спиртное, громко, нецензурно ругаются. На широком лестничном пролёте, с первого на второй этаж, внезапно началась драка. Двое молодых мужчин жестоко дрались, избивая друг друга руками и ногами, а женщина, сопровождавшая их, визгливо, пронзительно кричала. Никто из сидевших в зале, не реагировал. Полиции на вокзале не было. Я постучала в дверь дежурного по вокзалу и попыталась её открыть. Дверь была закрыта на ключ, но за ней слышались какие-то звуки. Я продолжала громко стучать. Мне открыла женщина лет сорока. Я спросила у неё, почему здесь нет полиции? Она, равнодушно пожав плечами, ничего не ответила и собиралась закрыть дверь. Я попросила её вызвать полицию, пока люди не поубивали друг друга на вокзале. Она пообещала позвонить, но ничего не сделала. Слава Богу, на прибывшем около двух часов ночи поезде, приехали рослые, крепкие военнослужащие. Они вошли с первого пути в вокзал и, увидев дерущихся, взяли их под руки и вывели из здания. По залу начал ходить мужчина лет тридцати. Его серо-зелёные глаза были огромными, какими-то квадратными, вылезающими из глазных орбит. Он подходил к каждому человеку и просил денег. Никто не реагировал на его просьбы. Сидевшая рядом со мной женщина сказала, что это наркоман. Мои впечатления от Украины просто зашкаливали, это был настоящий шок!
     Наконец, прибыл мой поезд. Я с радостью поспешила в свой вагон. Но радость была недолгой. Оказалось, что оба туалета в вагоне закрыты по причине отсутствия воды. Проводница, мило улыбаясь, советовала пассажирам пользоваться туалетами в двух соседних вагонах… Стояла тридцатиградусная жара, было очень душно, несмотря на открытые форточки больших окон. Я молила Бога, чтобы больше никаких «сюрпризов» и шоков не было!
    Вечером следующего дня поезд прибыл в Витебск. Я вышла в город. Господи, как же здесь красиво, уютно и чисто! Милиционеры всегда дежурят на вокзалах. Люди воспитаны, приветливы и учтивы. Душа радуется и вспоминает поездку в Украину, как шоковую терапию!!!
    А сейчас в Украине война, разрушенные города и сёла... Около десяти миллионов людей выехали из страны в неизвестность. Сотни тысяч погибли и покалечены войной. Многие лишились жилья и имущества и вынуждены переехать в более спокойные области или к своей родне. Оставшиеся люди живут под бомбёжками и очень мечтают о мире! А ведь в Брежневском СССР Украина была одной из богатейших республик, она процветала! Большинство пожилых людей помнят об этом и жалеют о том, что лучшее время для Украины уже в прошлом! Многие поверили лживым обещаниям и были сторонниками оранжевой революции, а потом и майдана! Хорошо, что у украинцев есть хотя бы хорошие воспоминания о той благополучной украинской жизни в Брежневском СССР !!! Не зря же днепродзержинцы не разрешали властям снести бюст Л. Брежнева. Но год назад его всё же убрали ночью, чтобы люди этого не видели…
    В Беларуси народ не верит лживым обещаниям и не поддаётся на цветные революции ! Поэтому более ста тысяч украинцев переехали сюда жить и работать.