ЧАПА

Владимир Пастернак
 


               

      Мы шли с Эшем через парк. Вообще с ним гуляет дочка с зятем или супруга, но сегодня у меня выходной и я решил пройтись пока не жарко.  Когда дети год назад привели его в наш дом, он смешно подпрыгивал при ходьбе и я сразу не сообразил, что у него нет задней лапы. Это был крупный щенок с густой золотистой шерстью, только на культе она была выбрита и несколько швов свидетельствовали, что лапу ампутировали недавно. Конечно, я был готов к тому, что дети возьмут собаку из приюта, тем более, наша с супругой Эльза тоже оттуда, но привести в дом инвалида – это мне казалось опрометчивым решением. Через несколько недель, когда Эшу сняли швы и он радостно бегал по двору, спотыкаясь и падая на поворотах, мне стало немного стыдно. Такого бурного проявления радости и восторга от всего, что его окружает, я не встречал даже у людей. Он бросался к каждому встречному, задыхаясь от счастья и желания лизнуть. Его энергии с лихвой хватило бы на трёх здоровых собак, он стремительно взлетал по крутым ступеням на второй этаж выразить свою любовь ещё не проснувшимся детям, потом летел вниз, на ходу лизнув мою руку, выбегал во двор и мчался мимо кустов роз. Оправдывая своё имя (на ивр. Эш – огонь), он мог повторить такой забег несколько раз, и успевал по пути сунуть мне в руку верёвку, чтобы мы поиграли в «перетягивание каната», пока я не уставал от его бурлящей, как вулкан, энергии.
    
      Навстречу шла  пожилая женщина, а рядом бежала на поводке маленькая белая собачка. Увидев нас с Эшем, она начала грозно лаять. По мере нашего приближения, собачка спряталась за своей хозяйкой, делая угрожающие выпады в нашу сторону и скаля зубы. Эш, как обычно, радушно вилял пушистым как у лисы хвостом и тянул меня изо всех сил к трясущемуся от злобы и страха маленькому монстру. «Э-э нет, – подумал я, - это злобное создание откусит тебе нос». Видя, как я оттаскиваю Эша и собираюсь обойти их стороной, женщина объяснила, что её собачка очень боится незнакомых  людей, потому и лает. Мы остановились и я чуточку отпустил поводок, давая Эшу возможность подойти ближе. Не обращая никакого внимание на оскаленную пасть, он попытался лизнуть собачку, а та пятилась, продолжая лаять. Мысленно я обругал хозяйку с её неуравновешенным пёсиком и собрался идти дальше. Напоследок Эш, всё-таки, дотянулся лизнуть злобную мордочку. От неожиданности собачка замерла и вытаращила глаза.

      Видимо  хозяйке стало неловко и она уже нам в спину стала оправдываться.
 
 - Не обижайтесь на него, он у нас никого не любит. Это всё террористы, будь они прокляты!
 
При слове «террористы» мы с Эшем остановились и обернулись.

- Мне его отдал сосед, он, после нападения Хамас, был волонтёром и помогал ЗАКА*  выносить трупы из сожженных кибуцев. Кстати, вместе с людьми там было полно трупов собак, многие лежали снаружи у входа, видимо, пытались защитить своих хозяев. 
Его нашли в одном, чудом уцелевшем доме, на пятые сутки. Короткой верёвкой он был привязан к ножке стола. Наверное, эти твари пожалели на него пулю. Уходя, они подожгли занавески, но огонь не распространился на весь дом.
Когда работники ЗАКА вошли, у собаки не было сил лаять, она только скалила зубы и тихо шипела. Вот посмотрите, - женщина сняла ошейник. От увиденное я вздрогнул. На месте ошейника отсутствовала шерсть вместе с кожей, рана уже зажила, но всё ещё выглядела ужасно. Боже мой! Как этому бедолаге удалось выжить?
 
- Когда начали выносить трупы хозяев, у собаки прорезался голос, а потом свалилась без чувств. Слава богу, санитарам удалось вернуть её с того света, а сосед забрал  к себе и выходил. Потом началась война в Газе, его призвали в армию, Чапа остался со мной...

      Мы стояли и смотрели вслед удаляющимся по аллее женщине с собачкой. Вдруг  я услышал, как Эш издал звук, напоминающий человеческий вздох. На прощание маленький белый пёсик оглянулся и что-то пролаял, но это уже был совсем другой лай.
 
      Прав был человек, сказавший "чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак".


ЗАКА - израильская общественная организация, объединяющая добровольные спасательные группы.