Дарг. диал. БЯЙ сторона в мнг. яз

Магомед Мусаев 2
Дарг. диал. БЯЙ "сторона" в мнг. яз.

Даргинские диалекты: куб. БЯЙ, муг.,муир. БЯХI, сирх. БЯГIЯ, цудх.-тант. БЯ, БЯХI "сторона".

Сортветствует ауарскому БЕГI "грани (черты лица), лицо, физиономия".

Сюда же следует добавить, как мы пологаем, ав. БИ (соответствует корейскому "пhи") "кровь", БИХЬИН (соответствует мнг. "биехюн", "биехуу") "самец, мужчина".

Весь этот ряд связан с исходным значением ВИДИМАЯ САМОСТЬ и далее - САМ, ХОЗЯИН, ср. дарг. литер. ВЕГI "хозяин".

Халха-мнг. БИ "я" (соответсвует кетскому БИНЬДИ "я сам"), БИЕ 1."тело, организм, здоровье', "личность, лично сам", 3. "сторона".

Напомним, что согласно монгольским традиционным представлениям, в крови живого существа заключалась жизнь ( видимая жизненная самость), отсюда бытовавшая у монголов (сохранилась до сих пор) практика ритуального забоя скота, в результате которой ни одна капля крови не проливается на землю, а затем после фиксации умерщвления кровь опорожняется  в чан*. Смерть без пролития на землю крови, согласно монгольским представлениям, предоставляет шанс последующего возрождения , возвращения в мир живых существ. Болезни, старость, депрессию монголы объясняли как недостаток БИЕ - "биегуьй" ("без БИЕ"): "хворый, слабый, душевно подавленный, надломленный". Таким образом, уменьшение БИЕ - это общее ослабление организма и утрата личностной самости, живое существо тем самым как бы теряет личность, "себе не хозяин".

Даргиский диалектный материал сохранил одно из значений мнг. БИЕ "сторона". Когда современные врачи реанимационного отделения говорят: "он уходит от нас, мы его теряем", монголы бы сказали, что "он теряет БИЕ", подразумевая под этим некую "самость" испытывающую проблемы из за нарушения циркуляции крови в теле.

Напомним, что знаменитый русский  хирург Пирогов восхищался умению горских докторов профессионально лечить колотые, резаные раны и там где русские дипломированные медики требовали немедленной ампутации, горские лекари могли вынести другой вердикт - ампутации можно избежать, потому что не всё так плохо - don't panic! Русские раненные в боях на Кавказе военнослужащие предпочитали довериться им, а не собственным военврачам. И оказывались правы. Но в методах исцеления от внутренних заболеваний они разбирались плохо. Сегодня можно сказать, что горские лекари были "заточены" под диагностику и исцеление тех нарушений жизненно-важных функций организма, которые были как бы явно связаны с иссяканием, потерей БИЕ.


В тюрк. языках мнг. БИЕ отсутствует.



* Умерщвление скота у монголов происходит путём небольшого надреза в области шеи, чез которую обрывается яремная вена, затем место надреза закрывается колышками. После проделанной процедуры, вся кровь сливается в ёмкость.