Шир-Локк Холмс - сыщик каменного века Глава 11

Мария Васильева 6
Начало здесь http://proza.ru/2024/04/19/1015

- Данное первобытное общество – племя с названием Назло-Врагам – представляло собой родоплеменную организацию, родственные связи и обязательства в которой были весьма крепки, - продолжал свой рассказ Викинг. - Здесь процветал коллективный труд, вполне ещё пока справедливое распределение его плодов, согласно заслугам и полезности для племени, а также наличие в основном общинной собственности. Потому классовые различия, хоть и имели место быть, но всё же не казались какой-то непреодолимой преградой, а положение в обществе во многом зависело от способностей и прилагаемых усилий.
Поскольку жизнь всех представителей этого племени весьма завесила от капризов непредсказуемой природы, им приходилось совместно как-то выживать. А для наилучшего функционирования внутри общины существовали самые разнообразные кланы: вождей, старейшин, жрецов, охотников, собирателей, пастухов, трудящихся на земле, а также ремесленников. 
Старейшины в первобытном обществе играли важную роль и обладали особым статусом. Их обязанности включали не только решение споров и конфликтов, но и сохранение местных традиций и обычаев. Они становились гарантией порядка и справедливости в данной общине. Эти особые люди обладали высоким авторитетом и пользовались уважением среди соплеменников. Иногда, чтобы стать старейшиной нужно было просто дожить до старости. В некоторых случаях эта должность присваивалась за особые заслуги, а иногда и передавалась по наследству, но по достижении всё-таки определённого возраста. Следует отметить, что в данном первобытном обществе существовало действительное уважение и, в некотором роде, преклонение перед достигшими старости людьми. И это вполне объяснимо, ведь в том мире, полном невзгод и опасностей, достичь значительного возраста и не умереть далеко не каждому удавалось. Другое дело вожди, верховные и второстепенные. Конечно, их выбирали старейшины, а также основная часть племени, из нескольких претендентов на своём совете с учётом мнения остальных. Но, чтобы стать вождём, необходимо было всё-таки иметь определённую родословную, так как заслуги предков в этом вопросе сильно учитывались.   
Традиции и обычаи в данном обществе были главным способом передачи знаний, опыта и ценностей. Они включали в себя религиозные и мифологические верования, правила поведения, ритуалы, технологии и прочие элементы культуры. Они помогали дикарям справляться с трудностями окружающего мира, ведь сохранялись знания о том, как лучше охотиться, рыбачить, собирать пищу и выживать в тяжёлых условиях. Древние традиции формировали культуру, определяя ее ценности, нормы и символы. Здесь важную роль имели родословные связи и родовая солидарность, именно потому члены сообщества так тщательно поддерживали традиции и обычаи своего клана, передавая их из поколения в поколение.
Ещё разделение труда в данной общине было половозрастным и родовым. Женщины и помогавшие им дети занимались собирательством, то есть поиском съедобных растений, в то время как мужчины охотились. Именно эти занятия привели к открытию земледелия и скотоводства в конце каменного века — неолита. Примерно к этому же времени развилась и членораздельная человеческая речь, которая позволяла людям обмениваться мнениями, добиваться взаимопонимания и совместно действовать на благо друг друга. Труд и язык оказали решающее влияние на усовершенствование организма человека, на развитие его головного мозга и культуры, потому люди того времени были уже во многом похожи на нас.
Сильно объединяли соплеменников также совместные верования и религиозные обряды. Они проводились не только в капище, но также и в других специальных местах, таких как высокие горы, где дикари общались с духами, а также реки, которые использовались для обрядов очищения, ещё деревья или пещеры – священные места для разговора с богами. Они имели глубокое духовное значение для древних и служили центрами их веры и обрядов. Иногда люди совместно поклонялись солнцу, луне и звёздам, поскольку видели в небесных телах божественные силы. 
Важной основой первобытной культуры этого племени являлись, устно передаваемые из поколения в поколение, местные мифы и легенды – рассказы, содержащие в себе помимо реальных событий элементы выдумки и религиозных верований. Одна из них гласила о том, что как будто за приделами Внутримирья существовали другие миры, называемые Иномиры, но что именно там было точно никто не знал. Мало кто из смельчаков отваживался отправиться в столь трудное и опасное путешествие через Большое Солёное Озеро без берегов. Тем более, что из уплывших на меленьких лодках на встречу географическим открытиям, назад обычно никто не возвращался. Немало из них мёртвыми выносило на берег, а их хлипкие судёнышки разбивались о скалы. Некоторые и вовсе пропадали без вести.
Мудрецы – те, которые не верили в прочность «небесной скорлупы», говорили о том, что упали безрассудные путешественники якобы с края мира, которой был, по их мнению, не слишком большим, выпуклым и закруглялся на своих окраинах в далях солёных вод, а струи их ниспадали в бездну фонтанами. «Да и как могло быть иначе? И как возможно поверить в иные миры, если солнце, поднимаясь утром с одного конца Внутримирья, успевало к вечеру достигнуть лишь его другого – противоположного конца, медленно плывя по небу? - рассуждали они, - И если бы оно шло куда-то дальше освещать иные миры, то совсем не успевало бы, описав круг в подводной части мира, встать снова с другого края к следующему утру». А потому, или никаких других миров помимо Внутримирья и вовсе не существует, или они покрыты вечной тьмой, поскольку даже звёзды и даже луна, и те располагались полусферой над внутримирными землями. А значит и плыть, рискуя жизнью, в поисках других миров совсем не надо. Всё равно там в темноте ничего не отыщешь. И если даже не упадёшь с края мира, то ударишься обязательно головой о «небесный купол», который зиждется, видимо, на «скорлупных опорах».
О том, что существующий вокруг их мир выпуклый и закругляется на своих краях, говорили и смелые скалолазы, коим посчастливилось забраться на высокие горы и не сорваться в пропасть по дороге. С этих вершин они видели лишь Большое Солёное Озеро, окаймляющее их землю по всей линии горизонта. Потому они с уверенностью утверждали о том, что никакого Иномирного края и вовсе не существует, не существовало и существовать не может. И люди перестали туда плавать, испытывая судьбу.
 
- Вот теперь я совсем ничего не понимаю, - изумилась Василиса. – А как же эти дикие люди, чьи рассуждения были столь наивны, смогли всё-таки доплыть на больших кораблях к Средиземноморью, преодолев при этом тысячи километров?

- Да, всё так. Люди, жившие здесь, были дикими, а их рассуждения крайне наивными. Они не имели развитой письменности, излагая свои мысли и передавая их потомкам лишь в устных рассказах и на картинках с примитивными знаками. Века, а может и тысячелетия отделяли их от строительства больших городов и развитого судоходства. Но однажды случилось чудо. Дух Большого Солёного Озера послал им в лодке красивую светловолосую девочку…

В этом месте Василиса уселась поудобнее, настроившись выслушать интересный рассказ, видимо, ещё одну старинную легенду народа Каму-Рами-Хама-Амаро. Однако данная история была неожиданно прервана недовольным голосом мужа:

- «Я не понимаю, а как же эти дикие люди, чьи рассуждения были столь наивны, смогли всё-таки доплыть на больших кораблях к Средиземноморью, преодолев при этом тысячи километров?» - передразнил он её и пояснил тут же, - А тут и понимать-то ничего не надо!!! Морген тебе голову морочит. А ты сидишь и, развесив уши, его слушаешь!

- Нет, я понимаю, - рассеянно ответила Василиса Рыженькая, отмахнувшись от ревнивого, нервного, не очень-то любезного теперь супруга, - недоказанная теория и всё такое. Но всё равно же интересно.

- Интересно глупости слушать? – ещё более недовольно, нервно и даже откровенно агрессивно возразил Тимофей.

Продолжение здесь http://proza.ru/2024/04/25/444