Удалось прожил свою жизнь, не дожил свою

Рая Кучмезова
Прошёл год.
Что мы знаем о времени, о своих возможностях в нём — в один день  сумели  ведь оказались в другом, прошлом веке и хорошо, что об этом не знает Даниял Хаджиев.
А может и знает?
Единственный из всех, с кем столкнула жизнь — счастливый всегда.
Как  это удавалось  ему в этом мире, где серьезно продумано, чтобы человек проживал не всю жизнь?  Не знаю.
Высокий. Каждому приходилось поднимать голову, говоря с ним. Он смотрел сверху. Сутулился сильно, его смущала необходимость на всех и все смотреть немного сверху, он уставал, а что делать?
Тихий. Жила в нем тишина, глубокая, ясная и ее не почувствовать было невозможно.
 Много читал, многое хотел понять, рано увлёкся суфизмом и отражением её в мировой поэзии и философии.
А три странствия: странствие от Бога, странствие к Богу, странствие в Боге, проходившие суфием были ему очень понятны.  Все прошёл, проходил. Но как все в жизни Данияла , его вера была тиха, своеобычна, вела, уводила и подводила к ценностям вечным.
Страстно полюбил живопись и стала эта любовь самой главной в жизни.
Все называют его коллекционером живописи.
Даниял не был им.
От страсти приобрести  ценность, имеющую цену и любой ценой, дрожания над   обретённым, от скупости  любой, он был свободен абсолютно.
Легко  дарил. Даритель.  По призванию. Благотворитель. Буквально.  Собиратель.  Хранитель.
До последнего был рядом с Сулейманом Будаевым, помогал, сберёг его великое искусство,  только благодаря Даниялу, сохранившем все картины,  гений Николая Ефименко будет непременно открыт потомками, он прошёл по следам  Валерия Курданова, по крышам и сараям и выхватил из забвения уникальное творчество — много таких примеров…
Хаджиев собрал уникальную коллекцию современной живописи. В ней более тысячи работ и она по художественной ценности и составу единственна на Кавказе.
Отсутствуют в его собрании картины, не подсвеченные талантом. Редко  робким, но талантом.
Общее — это.
Остальное – различности техники, направлений, школ. При этом работы художников разных регионов России, СНГ и КБР, объединенные  в одном зале, вполне могут восприниматься как персональная выставка одного выдающегося художника.
Художника, который менял иллюзии, ландшафты, творческие задачи и  всегда был верен себе.
Разный импульс, техника, задание – рядом и вместе перекличка. Взаимообъяснение протянуто от картины к картине.
Органично, естественно соседство  работ очень разных художников усиливают значение друг друга, протирают и расширяют смыслы заложенных в них миров. Сцепляет же их вместе уникальная во всем личность Данияла Хаджиева.
Он искал работы, совпадающие с его вопросами, версиями о прекрасном, созвучные его миру, опыту, вкусу и потому его коллекция  является также его своеобразным  и ярким автопортретом.
Много, много раз он ходил к разным, меняющимся и неизменным в полном равнодушие к культуре, главам Эльбрусского района, министрам культуры, президентам. Тихим и глухим голосом объяснял, как украсит, как окрасит Тырныауз, все ущелье Музей современного искусства, будь он открыт. Для этого нужно только  дать одно из пустующих зданий в городе. Называл какое. Кивание головой, обещание и все.  Безмолвие.
У Данияла умные, прекрасные дети, братья, у него много друзей. (Ещё одно из его призваний — умел дружить).
Все они понимают, что допустить исчезновение его коллекции — предательство его памяти и преступление против  культуры. Национальной и общечеловеческой культуры.
И преувеличения здесь нет. Хочется верить, что это поймёт и наша власть.
Галерея современного искусства Данияла Хаджиева непременно должна быть открыта.
И за горестным для всех, кто знал и дорожил им, уходом, будет его возвращение.