Н. В. Гоголь и деньги

Олег Яненагорский
Н.В. Гоголь и деньги. Несколько слов о втором томе поэмы «Мертвые души»
Сам не знаешь – где найдешь, где потеряешь
Олег Яненагорский. Литературный дневник 25 апреля 2024 г.

Причудливо переплетаются линии личного чтения. Казалось бы, ну как в книге о военной разведке и контрразведке начала ХХ века можно обнаружить интересный факт или случай из истории русской литературы первой половины ХIХ века? Что может объединить Н.В. Гоголя, императора России Николая Павловича (он же – Николая I), начальника русской разведки и контрразведки Н.С. Батюшина, рассказывающем о японском, австро-венгерском и немецком шпионаже 1900-1917 годов? При этом шел поиск информации об историческом контексте первого покушения на убийство Г.Распутина 29 июня 1914 г. в с. Покровского Тюменского уезда Тобольской губернии…
Напомню историческое («пушкинское) понимание анекдота в ХIХ веке. Это была короткая поучительная история из жизни, которая произошла с реальными людьми, в реально существующих местах.
На просторах интернета я наткнулся фрагмент статьи директора частного музея Г.Распутина, расположенном в п. Покровское. Она писала о том. что есть сведения о существовании неизвестной рукописи Николая Степановича Батюшина, генерала – майора Генерального Штаба Русской императорской армии, под названием «Контрразведка против Распутина». «Высока вероятность того, что, по некоторым сведениям, она находится в руках одного из частных западных коллекционеров. Последнее упоминание о рукописи было зафиксировано в письме самого генерала, датированного 1932 годом».
Этого было достаточно, чтобы я решил – надо хотя бы просмотреть книгу Н.В. Батюшина «Тайная военная разведка и борьба с ней».
Конечно, Н.В. Гоголь никакого отношения к разведке и шпионажу ХХ века не имел никакого отношения. Но в конце книги Н.С. Батюшина есть рассказ о годах его учебы в военном училище и воспоминание о преподавателе литературы. «Заканчивая вопрос о постановке учебной части, я не могу не упомянуть добрым словом читавшего нам Новейшую историю русской словесности г-на Орлова. Лично мне он импонировал одним тем, что им был издан учебник по своей специальности, а перед печатным словом я тогда еще благоговейно преклонялся. Орлов читал свой интересный предмет увлекательно, но так как он не принадлежал к числу главных, то, к стыду, нашему, слушали его немногие, большинство же занималось своими делами. Тем не менее Орлова мы очень любили, да и нельзя было не любить этого добродушного и в высшей степени тактичного толстяка...
Увлекательно читая свой предмет, Орлов сообщал неизвестные нам факты из жизни писателей, ярко рисующие их эпоху. Я припоминаю такой случай с писателем Н. В. Гоголем. Поэма «Мертвые души» была представлена им Государю Императору Николаю I. Его Императорское Величество приказал в этот же переплет вплести денежные знаки и отправить этот том автору. Последний ответил на столь щедрый дар таким трехстишием (цитирую по памяти):
Принял с благоговеньем,
Читал с умиленьем,
Жду продолжения с нетерпеньем.
Государь приказал послать такой же второй том, но на переплете напечатать: «Том второй и последний».
Сам не знаешь – где найдешь, где потеряешь… В том смысле, что человек не может точно предугадать события. Потерял ли я время, просматриваю книгу Н.В. Батюшина «Тайная военная разведка и борьба с ней»? Нет, хотя и не нашел в ней ничего о покушении на убийство Г. Распутина в июне 1914 г. Но зато теперь знаю интересный исторический анекдот.

Фото из общедоступных и бесплатных интернет-источников