Меч короля, 2023

Савелий Грамматик
Экранизация исторического произведения датчанки Иды Йессен "Капитан и Энн Барбара" 2020го года, несомненно, достойнешее на данный момент кино из того, что мы увидели в этом году в российском прокате - на родине, в Дании, оно вышло ещё в прошлом октябре, и осенью было представлено на множестве кинофестивалей в США, Канаде и Италии.
В остальных, не родных для себя странах, как и у нас, лента выходит уже в этом году.
И, как это часто случается, локализация названия и даже описания удивляют. Синопсис гласит: "Датский король отправляет своего лучшего рыцаря обуздать дикие земли. Но здесь, за стенами высоких замков, свои законы. Местные князья не спешат подчиняться королевскому наместнику..."

"Меч короля" в оригинале называется "Бастард", а к правителю персонаж имеет довольно посредственное отношение. Это не представитель давно забытого к XVIII веку сословия, а выходец из низов, дослужившийся до капитана и теперь желающий обрабатывать участок ничьей пустоши, и имея своё дело, при этом ещё повысить свой статус. Настоящий мужчина с чувством собственного достоинства, уважающий и себя, и своих работников, кто бы они ни были, и труд (и работающий сам), целеустремлённый, противостоит закостенелым, застрявшим в средневековых гордыне и предубеждениях, неуверенности в себе аристократам, обладающим формальной властью и использующим её для преступного унижения человеческого достоинства, но никак не для подъёма запущенных территорий. При этом картина показывает и то, что определённые предрассудки пронизывают и обычное, приземлённое, общество, а умные и достойные люди есть и в высших слоях, хоть их и недостаточно много для того, чтобы переломить ситуацию к улучшению сразу. Все борются за выживание так, как могут, теми средствами, какими обладают. И то, как развивается действие и сам заглавный герой, как он адаптируется к обстановке и как переоценивает свои ценности, каким образом он заканчивает путь к своей цели, вызывает ещё больше уважение к нему. Мадс Миккельсен чудо как хорош - но хороши и другие члены актерской группы: Николас Арсель (поставивший до того "Королевский роман с тем же главным исполнителем и даже засветившийся в Голливуде с "Тёмной башней") подобрал хороший каст и умеет работать с актёрами.

При этом замечателен здесь не только сам сюжет и его социальный подтекст. Оформление прекрасно: положение людей показано и через их условия жизни - одежду, дома и их оформление, дизайн...всего. Офицер ведёт чёткий рассчёт своих нищенских расходов и выбирает между здоровьем прибившейся девочки с одной стороны и проработанным планом развития своего захудалого клочка земли с другой (а малейшее отступление от него грозит провалом и голодной смертью), пока богатеи болтают, осуждают, веселятся и убивают, тратя деньги на лошадей и выпивку. Сама постановка и кадра, и мизансцен, и динамика прекрасны и сбалансированы, это единое, цельное и очень органичное, живое произведение со своими атмосферой и настроением.

Блистательная драма о настоящем мужчине и обществе, полном трусости и лицемерия.

9 из 10