Иеросхимонах Антоний

Новосельцев Григорий Петрович
Иеросхимонах Антоний
(Память 29 июля).

Странствуя по монастырям, я, в числе прочих, посетил на Дону Кременский Вознесенский монастырь, пишет один странник в «Душеполезном Собеседнике». В это время, на общей трапезе братия того монастыря вспоминали в Бозе почившего 29 июля 1899 года иеросхимонаха Антония. При этом, некоторые братия, в особенности, приближенные к нему, со вздохом и слезами жалели такого дорогого для них старца, но, вместе, и радовались, что он за праведную жизнь свою удостоился христианской кончины. Я заинтересовался узнать биографию старца и подробности о его кончине. И вот, те, которые близко знали старца, рассказали мне следующее: родом он из Донских казаков Хоперского округа, станицы Аннинской, мирское имя его Агапий. Родился он от благочестивых, смиренных и набожных родителей, казака Антона и жены его Ирины. Воспитан просто, по-казачьи, но в христианском благочестии. Обучен был слесарному мастерству, но грамоту знал не бойко. С достижением законного возраста, он вступил в брак с девицей Пелагией, дочерью тоже казака, а с наступлением времени военной службы, он зачислился станичным слесарем и ковалем за военную службу. Жизнь вели оба супруга одинаково добронравную, тихую, смиренную и отличались набожностью. Они оба часто мечтали о жизни монастырской и соглашались друг с другом отказаться не только от брачного сожития, но и от мира, и всего мирского. От исполнения этого намерения удерживали их только дети, коих у них было двое. Но благому намерению помощник Бог. Мальчик вскоре, в детском возрасте, умер, а девочку, с наступлением восьмилетнего возраста, они отдали на обучение в Усть-Медведицкий женский монастырь родственнице, монахине Пафнутии. Между тем, время текло, и намерение их жить безбрачно и в монашестве возрастало и созрело, но Агапия задерживала военная служба, в которой он произведен был в урядники, а жену его Пелагию – безграмотность. С открытием Севастопольской войны, Агапию надлежало идти на военную службу; тогда жена его Пелагия сказала ему: «ты пойдешь на службу; а мне дома оставаться не причем, пойду я в монастырь и буду жить с дочерью Феней». Они так и порешили. Распродавши все свое имение, Пелагия поступила жить в монастырь. Но и Агапия почему-то освободили от службы, тогда и он поступил в тот же монастырь в качестве мастерового и вел слесарское дело. Случайно узнал о нем настоятель Кременского Вознесенского мужского монастыря Гавриил и уговорил его поступить в его монастырь, если не будет препятствовать ему жена его. Жена в этом не препятствовала ему и настаивала только на том, чтобы он постарался обучить ее грамоте, сговорившись сходить сначала на богомолье в Киев. Во время путешествия муж обучил жену свою грамоте. Тогда уже ничто им не мешало исполнить благое их намерение: Агапий поступил в братство Кременского мужского монастыря, а Пелагия в число сестер Усть-Медведицкого женского монастыря. Более пяти лет Агапий проходил послушание по слесарскому мастерству, а затем принял рясофорное монашеское пострижение; потом уже неизвестно по какому случаю переведен в архиерейский дом в Новочеркасск; где, по поданному им прошению, он и жена его Пелагия, в один и тот же день пострижены в мантии: первый в архиерейской церкви и наречен Тихоном, а последняя в Усть-Медведицком женском монастыре (такое было распоряжение консистории) и наименована Иеремией. Итак, оба супруга, в один и тот же день, оставив прелести мира, по доброй и непринужденной воле приняли обет работать Богу. В 1879 году Тихон рукоположен был в иеродиакона и, прослужив 1 ; года при архиерейской церкви, переведен снова в Кременской монастырь. Иеродиаконом он прослужил всего пять лет, а потом, в 1884 году, рукоположен в иеромонаха. После о. Тихон принял вел. схиму и наречен Антонием. С этого времени о. Антоний повел жизнь строго-подвижническую: ел и спал мало. Хотя исторических и отеческих книг, по малограмотности своей, читал мало; но зато славословил Бога по книгам богослужебным постоянно, в чтениях канонов и акафистов он не знал усталости. Во всю ночь вздремнет часик или полтора, а потом встрепенется и опять Богу поет. Пред смертью, дней за пять, почувствовал он расслабление всего организма, но в постель не слег, и все время ходил в церковь. За сутки пред кончиной, от вечерни пригласил в келлию свою иеромонахов и пособоровался; на утро другого дня на Божественной литургии сам приобщился Св. Христовых Таин; потом во весь тот день ему стало тяжелее, и он, ходя, тосковал. На вечер в свою келлию призвал своих приближенных и заставил их читать акафисты с припевами (это его сладчайшая пища), а сам молился то стоя, то сидя, то с земными поклонами, то с поясными при каждом икосе. Прочли акафисты Спасителю и Божией Матери в 12 час. ночи (читалось не спеша, чтобы он мог повторять). Давши чтецам несколько отдохнуть, о. Антоний настоял, чтобы они читали акафист св. чудотворцу Николаю, а сам продолжал молиться. С окончанием сего акафиста, около уже 2-х часов утра, при чтении 13 кондака: «о, преславный и пречудный отче Николае» – о. Антоний, перекрестившись, поклонился, но не доклонился до земли, держась одной рукой за спинку стула, а другой опершись на землю. Чтецы и певцы, продолжая свое и смотря на неподвижность о. Антония, повторили троекратно тот кондак и 1-й икос, а о. Антоний был все в том же неподвижном положении, стоя на коленях с наклоненной головой; тогда они, осмотревши, нашли его уже бездыханным. Итак, душа о. Антония на молитве так тихо перешла в руце Божии, что не могли заметить того присутствовавшие.

Даниил Кушнир
Игумения Севского Троицкого девичьего монастыря Паисия

Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Июль. - 1994. - 588, [2], II с. ISBN 5-86594-018-Х.