Медитация, Самадхи и Дхьяна

Alex Sikorsky
( Продолжим сравнение духовных практик в рамках Индуизма и Буддизма. )

Концепции Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи являются ключевыми восьмью шагами в системе йоги, известной как Аштанга-йога, описанной в "Йога-сутрах" Патанджали. Вот их краткое описание:

1. Яма: Этические нормы или заповеди, которые ориентируют практикующего на путь духовного развития. К ним относятся ахимса (ненасилие), сатья (правда), астея (не кража), брахмачарья (воздержание), апариграха (не привязанность).

2. Нияма: Личные нормы или правила, которые помогают поддерживать здоровье и гармонию внутри себя. К ним относятся шауча (чистота), самтоша (удовлетворенность), тапах (аскеза), свадхьяя (самопознание), и швадхая (преданность).

3. Асана: Практика йогических поз, которые способствуют укреплению тела и развитию гибкости, а также подготавливают физическое тело к медитации.

4. Пранаяма: Контроль дыхания, который помогает уравновесить и улучшить поток энергии в теле, а также улучшить психическое состояние.

5. Пратияхара: Отрывание сознания от внешних впечатлений и переориентация его внутрь, подготавливая тем самым ум к следующим ступеням медитации.

6. Дхарана: Концентрация ума на одном объекте, например, на мантре, символе или чакре.

7. Дхьяна: Медитация, или состояние углубленного сосредоточения, когда ум становится полностью поглощен объектом медитации, и отвлечения устранены.

8. Самадхи: Высшее состояние сознания, в котором практикующий переживает полное единение с объектом медитации и чувствует гармонию и блаженство.

Аштанга-йога имеет корни в индуизме, а не в буддизме. Она базируется на древних индийских текстах, включая "Йога-сутры" Патанджали, которые являются основополагающими текстами йогической философии. Хотя многие принципы и практики йоги могут быть найдены в различных религиозных традициях, таких как буддизм, индуизм, и другие, конкретно йога, как наука о психофизическом развитии, развивалась в рамках индуистской культуры и философии.

            ~ * ~

В буддийской традиции существуют аналогичные ступени развития, которые иногда называются "путями" или "тренировкой". В ходе этой практики, практикующий движется от освоения основ до достижения глубокого состояния просветления. Хотя они могут различаться в зависимости от конкретной школы буддизма, общие ступени включают в себя:

1. *Шраддха (Вера) и Шила (Нравственность): Это начальные этапы, где практикующий развивает веру в буддийские учения и начинает практиковать нравственность, следуя Пяти Предписаниям (Панча-Шила) или Восьми Предписаниям (Аттха-Шила). ** Мы рассмотрим их отдельно ниже.

2. Самадхи (Сосредоточение): Этот этап включает в себя развитие практикой медитации и сосредоточения, подобной практике Дхьяны и Самадхи в индийской йоге.

3. Праджня (Мудрость): Это достижение глубокого понимания реальности, освобождение от иллюзий и обретение мудрости просветления.

4. Бхавана (Развитие ума): На этом этапе практикующий углубляет свое понимание и развивает внутренние качества, такие как сострадание, любовь и равновесие.

5. Бодхичитта (Мудрость Просветления): Это состояние, когда практикующий направляет свое практическое развитие на пользу всех существ и стремится к просветлению ради блага всех существ.

Эти ступени или пути представляют собой последовательное развитие, которое помогает практикующему двигаться от начальных стадий освоения до более глубокого понимания и просветления.

В буддийской практике нет такого упора на асаны (йогические позы) и пранаяму (контроль дыхания), как в индийской йоге. Однако это не означает, что эти элементы полностью отсутствуют в буддийской традиции.

• Асаны (Йогические позы): В буддийской традиции асаны могут использоваться скорее как часть подготовки к медитации, а не как цель сама по себе. Некоторые буддийские школы могут рекомендовать определенные сидячие позы для медитации, чтобы обеспечить удобство и стабильность во время практики. Однако основной акцент делается на медитации и развитии ума.

• Пранаяма (Контроль дыхания): В буддийской традиции контроль дыхания может быть включен в практику медитации как один из способов улучшения сосредоточенности и умиротворения ума. Однако он может не получать такого же внимания, как в индийской йоге, и использоваться скорее как вспомогательный элемент, а не как основной метод.

Таким образом, в буддийской практике акцент делается на развитии ума через медитацию, сосредоточенность и просветление, а не столько на физических аспектах практики, таких как асаны и пранаяма. Однако некоторые элементы из индийской йоги могут встречаться в буддийской традиции как вспомогательные методы или часть общего пути к просветлению.

*Шраддха, или Вера, в буддийском контексте представляет собой уверенность и доверие в учения Будды и дхарму, которые он преподнес. Это не просто вера без основания, но скорее понимание и убежденность в правильности и эффективности практики и принципов учений Будды.

Шраддха включает в себя уверенность в трех самых основных аспектах буддийского учения, известных как "Три драгоценности", которые включают в себя:

1. Будда: Вера в пробужденное состояние Будды и его способность просветиться и достичь полного освобождения от страданий.

2. Дхарма: Доверие в правильность учений Будды, которые описывают природу страдания, пути к прекращению страдания и методы достижения просветления.

3. Сангха: Доверие в сообщество практикующих, которые следуют учениям Будды и помогают друг другу на пути к просветлению.

Шраддха также включает в себя уверенность в собственных возможностях достижения просветления и понимание, что практика духовного пути приведет к освобождению от страданий. Она является одним из фундаментальных качеств, способствующих развитию духовного пути в буддизме.

** Аспекты Шила (Нравственности):

1. Пять Предписаний (Панча-Шила):

• Не убивать: Это предписание запрещает убийство любых живых существ.
• Не красть: Практикующий обязуется не красть и не завладевать имуществом других.
• Не заниматься сексуальным безнравственным поведением: Это включает в себя избегание незаконных сексуальных отношений и нанесение вреда другим через сексуальные действия.
• Не лгать: Практикующий обещает говорить правду и избегать обмана.
• Не употреблять опьяняющие вещества: Это предписание запрещает употребление алкоголя и других наркотических веществ, которые могут помешать ясности ума.

2. Восемь Предписаний (Аттха-Шила):

Восемь Предписаний включают в себя все Пять Предписаний, а также немного расширяют трактовку ряда из них:

• Не причинять вреда живым существам: Это предписание подчеркивает необходимость избегать даже малейшего вреда другим живым существам, включая насекомых и других мелких существ.
• Не принимать что-либо, что не дано: Это предписание призывает к честности и избеганию принятия того, что не принадлежит практикующему.
• Не заниматься сексуальным непорядком: Это предписание призывает к избеганию любого вида сексуального поведения, которое может причинить вред другим или нарушить нравственные нормы.
• Не лжесвидетельствовать: Практикующий обязуется говорить правду и избегать обмана и ошибочных свидетельств.
• Не употреблять опьяняющие вещества: Практикующий обещает воздерживаться от употребления алкоголя и других опьяняющих веществ.

Эти предписания идеализируются в буддийской практике как основа нравственного поведения, необходимого для развития духовного пути. Они служат основой для культивирования добродетели и чистоты ума, что в свою очередь способствует более глубокой медитативной практике и духовному прогрессу.

            ~ * ~

Дхарана, дхьяна и самадхи являются тремя из восьми ступеней практики йоги, которая известна как Аштанга йога, или "восьмиступенчатый путь". Этот восьмиступенчатый путь описывается в йогических текстах, таких как "Йога-сутры" Патанджали, и представляет собой систему практик, направленных на духовное развитие и освобождение от страданий.

1. Дхарана (сосредоточение): Через дхарану достигается устойчивое и стабильное сосредоточение ума на объекте медитации. Это позволяет практикующему сосредотачивать внимание на выбранном объекте и удерживать его там без отвлечений. Дхарана служит основой для дальнейшего углубления практики.

2. Дхьяна (размышление): Практика дхьяны приводит к постижению удивительного сознания или чайтаньи, глубокого состояния сознания, свободного от раздражения и беспокойства. В этом состоянии ума наступает погружение в объект медитации, при котором сознание становится ясным, спокойным и пронизанным осознанностью.

3. Самадхи (единение с объектом): Через практику самадхи достигается состояние мокши, освобождения от страданий и их причин. В этом состоянии ума практикующий достигает единения с объектом медитации или с высшими аспектами сознания. Самадхи позволяет практикующему погрузиться в глубины своего собственного разума и освободиться от ограничений и иллюзий, что ведет к освобождению от кармических уз и благодаря чему благие и неблагие кармы оставляются позади.

Термин "бхаван" в контексте практики йоги может использоваться для обозначения процесса развития или культивирования определенного качества или состояния ума. В этом смысле "бхаван" подразумевает не только практику или упражнения, но и активное развитие определенных качеств или состояний ума через систематическую тренировку и самоусовершенствование. Таким образом, практики дхараны, дхьяны и самадхи могут рассматриваться как различные аспекты или этапы процесса "бхаван", направленного на развитие ума и достижение более высоких уровней осознанности и духовного просветления.

            ~ * ~

Термин "бхаван" происходит из санскрита и имеет несколько значений в различных контекстах. Одно из основных значений этого слова - это практика или медитация, направленная на развитие определенных качеств ума или состояний сознания.

В буддийском контексте термин "бхавана" (bh;van;) обычно используется для обозначения медитативной практики, направленной на развитие положительных качеств ума, таких как любящее доброжелательство (метта), сострадание (каруна), радость (мудита), равновесие (упекха), а также мудрости и осознанности. Бхавана является ключевым аспектом практики в буддизме и используется для углубления понимания и преобразования ума.

В индуистской традиции термин "бхаван" может иметь другие значения, включая обозначение состояний сознания или эмоциональных состояний, а также использоваться в контексте ритуальной или духовной практики.

Таким образом, "бхаван" может быть понятием, связанным с медитацией, практикой или состоянием ума, в зависимости от традиции и контекста использования.

В буддийской традиции "самадхи" и "дхьяна" (dhy;na) являются ключевыми состояниями ума, которые часто практикуются в рамках бхаваны (bh;van;) или медитативной практики. Оба эти термина относятся к состояниям глубокого сосредоточения и созерцания, которые способствуют развитию мудрости и просветления.

1. Самадхи: Это состояние глубокого устойчивого сосредоточения ума, когда разум полностью сосредоточен на одном объекте или идее, и отвлечения полностью отсутствуют. Самадхи включает в себя чувство спокойствия, ясности и умиротворения. В буддийской традиции существует несколько уровней самадхи, начиная от поверхностного сосредоточения и заканчивая глубоким состоянием абсолютного сосредоточения, которое способствует пониманию истины.

2. Дхьяна: Это более узкое понятие, обозначающее состояние глубокого сосредоточения и созерцания, которое может быть достигнуто в практике медитации. Дхьяна часто рассматривается как часть более широкой системы медитативной практики, включающей различные этапы развития ума и сознания. В некоторых традициях буддизма используется система четырех дхьян, представляющая различные уровни глубокого сосредоточения и созерцания.

Практика самадхи и дхьяна включает в себя упражнения по сосредоточению, медитации и созерцанию, направленные на достижение глубокого уровня внутреннего умиротворения и прозрения. Эти практики являются ключевыми в пути к просветлению и освобождению от страданий в буддийской традиции.

            ~ * ~

В буддийской традиции четыре этапа дхьяны представляют собой последовательные уровни глубокого сосредоточения и созерцания, которые практикуются в рамках медитативной практики. Эти этапы представляют собой постепенное углубление состояния ума и развитие способности к сосредоточению. Вот краткое описание каждого из четырех этапов:

1. Первый дхьяна (Пали: Питтхи-сукха-джхана, Санскрит: Прити-сукха-дхьяна):

• На первом этапе ума удалось отделиться от внешних впечатлений и внутренних раздражителей.
• Внимание сосредотачивается на объекте медитации с чувством умиротворения и радости.
• На этом этапе сознание свободно от привязанности к чувственным удовольствиям, но остается еще связанным с концептуальными мыслями.

2. Второй дхьяна (Пали: Вичара-сукха-джхана, Санскрит: Вичара-сукха-дхьяна):

• На втором этапе ума углубляется состояние сосредоточенности и умиротворения.
• Прекращаются концептуальные мысли, и внимание становится более чистым и ясным.
• Чувство радости на этом этапе еще более усиливается, но теперь оно не связано с внешними впечатлениями.

3. Третий дхьяна (Пали: Пити-сукха-джхана, Санскрит: Прити-сукха-дхьяна):

• На третьем этапе ума происходит отделение от чувства удовлетворения и радости, и оно заменяется чувством умиротворенной блаженности и счастья.
• Ум сосредотачивается на чистом удовольствии от состояния глубокого сосредоточения.
• В этом состоянии ума отсутствуют как радостные, так и неудовольственные чувства, и он полностью погружен в чувство умиротворенной блаженности.

4. Четвертый дхьяна (Пали: Упекха-джхана, Санскрит: Упекша-дхьяна):

• На четвертом этапе ума возникает чувство равновесия и невмешательства, которое не связано ни с какими чувствами удовольствия или неудовольствия.
• Ум полностью устоялся в чувстве спокойствия и равновесия, не поддается ни блаженству, ни страданию.
• В этом состоянии ума происходит освобождение от всех субъективных впечатлений и определений, и он находится в состоянии чистого и непрерывного созерцания.

Эти четыре этапа дхьяны представляют собой постепенное углубление практики медитации и сосредоточения, которые способствуют развитию мудрости и понимания внутренней природы ума и реальности.

            ~ * ~

Дхьяна в рамках бхаваны: Углубление практики медитации

Дхьяна, или состояние глубокого сосредоточения и созерцания, играет ключевую роль в практике бхаваны, или медитативной практике, в буддийской традиции. Этот путь развития ума представляет собой последовательные этапы, которые приводят к постижению глубоких аспектов ума и реальности.

1. Четыре этапа Дхьяны:

Дхьяна состоит из четырех последовательных этапов, или джхан, которые представляют собой углубление состояния сосредоточенности и созерцания. На первом этапе ума удается отделиться от внешних впечатлений и внутренних раздражителей, а на четвертом - возникает чувство равновесия и невмешательства.

2. Сущность Дхьяны:

Дхьяна представляет собой состояние ума, освобожденного от отвлекающих мыслей и сосредоточенного на одном объекте или идее. Это состояние позволяет углубить понимание ума и реальности, а также достичь высших уровней просветления.

3. Роль в бхаване:

Дхьяна является неотъемлемой частью бхаваны, или медитативной практики, в буддийской традиции. Практика Дхьяны помогает развить навык сосредоточения и умиротворения ума, что способствует развитию мудрости и понимания реальности.

4. Бхавана:

Бхавана представляет собой практику медитации, направленную на развитие определенных качеств ума и состояний сознания. Это включает в себя не только практику Дхьяны, но и другие методы медитации, такие как метта (любящее доброжелательство) и випассана (осознанность).

Таким образом, Дхьяна, как состояние глубокого сосредоточения и созерцания, является неотъемлемой частью практики бхаваны в буддийской традиции. Эта практика помогает развить умение сосредоточиться, умиротворить ум и достичь высших уровней понимания и просветления.

            ~ * ~

Дополнительные аспекты, которые можно учесть при практике Дхьяны:

1. Понимание цели: Важно осознать, что цель практики Дхьяны не только в достижении состояния глубокого сосредоточения, но и в развитии мудрости и осознанности. Это не просто состояние покоя, но и возможность глубокого понимания природы ума и реальности.

2. Поддержка практики: Создание подходящей обстановки для медитации может значительно помочь в практике Дхьяны. Это может включать в себя выбор тихого и спокойного места, удобное положение тела и правильное дыхание.

3. Регулярная практика: Ключевым аспектом практики Дхьяны является ее регулярность. Регулярная практика способствует углублению состояния сосредоточенности и приводит к постепенному развитию ума.

4. Преодоление препятствий: Во время практики могут возникать различные препятствия, такие как отвлекающие мысли, физические дискомфорты или эмоциональные тревоги. Важно развить умение осознанно и беспристрастно относиться к этим препятствиям и возвращаться к практике снова и снова.

5. Учитесь у опытных практикующих: Обмен опытом с опытными медитирующими или наставниками может быть очень полезным для понимания и углубления практики Дхьяны. Получение советов и руководства от тех, кто уже прошел этот путь, может помочь преодолеть трудности и проблемы на пути к прогрессу.

6. "Интеграция в повседневную жизнь": Практика Дхьяны не ограничивается только временем медитации на коврике. Важно интегрировать ее принципы в повседневную жизнь, чтобы развивать состояние сознания и сосредоточенности в любой ситуации. Не блуждайте со своими исканиями от одних письменных источников к другим. Начните практиковать то, что вы осознали, приняли, но что без закрепления на личном опыте будет для вас бесполезным, потому как не будет осознанным.

Учет этих аспектов поможет углубить понимание и практику Дхьяны, делая ее более эффективной и осознанной.

            ~ * ~

Самадхи: Практика глубокого сосредоточения и единения сознания

1. Определение: Самадхи - это состояние глубокого сосредоточения, в котором ум становится полностью сосредоточенным на одном объекте или идее, а сознание испытывает чистоту и ясность. Это состояние единения с объектом сосредоточенности, при котором исчезает ощущение разделения между сознанием и объектом.

2. Цель: Цель практики самадхи - достижение состояния глубокого внутреннего покоя, ясности ума и осознания высших аспектов реальности. Это состояние позволяет переживать единение с бесконечным, высшим или трансцендентным аспектом себя и мира.

3. Практика: Практика самадхи включает в себя различные методы сосредоточения и созерцания, направленные на углубление состояния сосредоточенности и умиротворения ума. Эти методы могут включать в себя медитацию на дыхании, повторение мантр, визуализации и другие техники.

4. Этапы: Подобно практике Дхьяны, практика самадхи может быть разделена на несколько этапов, которые отражают постепенное углубление состояния сосредоточенности и созерцания. Эти этапы могут включать в себя начальные стадии установления ума на объекте, углубление погружения в объект и окончательное единение с ним.

5. Роль в духовной практике: Практика самадхи играет ключевую роль в духовной практике, поскольку способствует развитию внутреннего покоя, мудрости и осознанности. Это состояние глубокого сосредоточения помогает уменьшить страдания и ограничения, связанные с иллюзорным ощущением разделенности с реальностью.

6. Интеграция в повседневную жизнь: Как и практика Дхьяны, практика самадхи может и должна интегрироваться в повседневную жизнь. Осознанное пребывание в состоянии сосредоточенности и ясности помогает развивать внутренний покой и мудрость в любых условиях.

Таким образом, практика самадхи представляет собой мощный инструмент для развития ума и сознания, направленный на достижение глубокого внутреннего покоя и осознания высших аспектов реальности. Ее ценность заключается не только в самом состоянии сосредоточения.

Давай подробно рассмотрим несколько ключевых методов практики самадхи и их этапы:

1. Медитация на дыхании:

• Описание метода: Это одна из наиболее распространенных и эффективных практик самадхи. Во время медитации на дыхании практикующий сосредотачивает внимание на своем дыхании, наблюдая за его потоком без изменения его характеристик.
• Этапы практики:
      • Начальная стадия: Практикующий садится в удобное положение, закрывает глаза и начинает обращать внимание на свое дыхание. В этой стадии цель - просто наблюдать за дыханием без вмешательства.
      • Углубление погружения: По мере того как практикующий углубляется в практику, его внимание становится более стабильным, а дыхание более глубоким и спокойным. Он может начать сосредотачиваться на конкретных точках своего дыхания, таких как ноздри или живот.
      • Окончательное единение: В этой стадии практикующий достигает состояния полного единения с дыханием. Внешние отвлекающие мысли исчезают, а сознание становится полностью сосредоточенным на дыхании. Это состояние глубокого погружения и внутренней гармонии.

2. Повторение мантр:

• Описание метода: Мантра - это священное слово, фраза или звук, который повторяется умом или вслух во время медитации. Повторение мантр может помочь умиротворить ум и достичь состояния глубокого сосредоточения.
• Этапы практики:
      • Начальная стадия: Практикующий выбирает мантру и начинает повторять ее внимательно и сосредоточенно. Важно поддерживать четкое и ясное внимание к мантре.
      • Углубление погружения: С постепенным углублением практики повторения мантры, ум становится более умиротворенным и сосредоточенным. В этой стадии практикующий может начать ощущать единение с мантрой и ее значениями.
      • Окончательное единение: В конечной стадии практикующий полностью погружается в медитацию на мантре, ощущая ее вибрации в своем уме и теле. Это состояние глубокого единения с мантрой и трансцендентными аспектами сознания.

3. Визуализации:

• Описание метода: Визуализация - это процесс создания ярких образов или символов в уме с целью углубления сосредоточенности и созерцания. Практика визуализации может включать в себя представление определенных архетипов, символов или изображений.
• Этапы практики:
      • Начальная стадия: Практикующий начинает с выбора конкретного объекта для визуализации и позволяет ему появиться в своем уме. Важно поддерживать ясное и четкое визуальное представление объекта.
      • Углубление погружения: По мере продвижения в практике, образ становится более ярким и реалистичным, а внимание практикующего становится более устойчивым и сосредоточенным.
      • Окончательное единение: В конечной стадии практикующий достигает состояния полного единения с визуализированным объектом, ощущая его присутствие как реальное и живое. Это состояние глубокого сосредоточения и единения с символом или архетипом.

Каждый из этих методов и их этапов предоставляют практикующему возможность углубить свое состояние сосредоточенности, достигнуть внутреннего покоя и осознанности, а также раскрыть высшие аспекты сознания. Регулярная практика и последовательное движение по этапам помогут практикующему достичь состояния глубокого сосредоточения и внутреннего просветления.

            ~ * ~

Возможно есть еще несколько ключевых моментов, которые можно подчеркнуть для их полного понимания и практической реализации, и на которые нужно обратить внимание практикующим.

1. Поддержание регулярной практики: Один из самых важных аспектов успешной медитационной практики - это регулярное упражнение. Практика самадхи, как и любая другая форма медитации, требует постоянства и терпения. Регулярная практика помогает укрепить состояние сосредоточенности и углубить внутренний покой.

2. Принятие процесса: Важно помнить, что практика самадхи - это процесс, и каждый человек движется по этому пути со своим собственным темпом. Не стоит ожидать мгновенных результатов. Важно принять процесс и относиться к нему с любящим вниманием и состраданием к себе.

3. Интеграция в повседневную жизнь: Практика самадхи не ограничивается временем, проведенным на коврике для медитации. Это также о том, как мы применяем принципы и навыки, полученные во время практики, в повседневной жизни. Развивая внимательность и внутренний покой в течение дня, мы можем обрести более гармоничные и осознанные отношения с собой и окружающими.

4. Поиск поддержки и наставничества: Иногда в практике медитации могут возникнуть трудности или вопросы. Важно иметь возможность общаться с опытными практикующими или наставниками, которые могут поделиться своим опытом и дать советы. Обмен опытом и поддержка изучения с другими могут быть чрезвычайно ценными для вашего развития.

5. Глубокое осознание принципа нетерпимости к себе: Важно осознать, что процесс практики самадхи может быть вызывающим и трудным. Время от времени у вас могут возникать мысли, чувства или физические ощущения, которые могут вызывать дискомфорт или тревогу. Важно практиковать нетерпимость к себе и принимать все, что возникает в вашем опыте медитации, с любящим вниманием и состраданием.

Внимание к этим аспектам поможет вам глубже понять и воплотить в жизнь практику самадхи, делая ее более сбалансированной и прозрачной для вас.

            ~ * ~

Спасибо, за внимание. Пусть в вашем сердце пребывает мир, любовь и сострадание!