Смерть, ложь и видео по обе стороны Эресунна

Антон Боровиков
Стефан Анхем, «Минус восемнадцать градусов» / Arton Grader Minus, 2016

«...иногда в важный момент отчаяние — это единственное, что у тебя осталось.»
Фабиан Риск

Как-то, может быть, чересчур увлекшись норвежцем Харри Холе, я чуть не упустил из виду, что у него есть не менее интересный коллега в Швеции - Фабиан Риск. Инспектор Риск - герой восьми романов Стефана Анхема, которые не раз номинировались на самые престижные премии. В свое время критик Тони Парсонс так сказал о книгах Анхема: «Чернее, чем Стиг Ларссон и еще более мрачно-человеческий, чем Хеннинг Манкелль». Что ж, скандинавские детективы - они такие, как ни крути.

«Минус восемнадцать» - третий роман серии о Фабиане Риске. Мы находим нашего героя, бывшего сотрудника стокгольмской полиции, по разным причинам перебравшегося в провинцию (достаточно традиционный сюжетный ход, не находите?). Живет и работает он в приморском городе Хельсингборг.

Но у Фабиана есть датская коллега, девушка-полицейский Дуня (странное имя для датчанки) Хугор, живущая на другом берегу пролива Эресунн, в датском городе Хельсингёр - такая вот занимательная топонимика. Действие поэтому попеременно происходит то на шведском берегу, то на датском.

В Швеции происходит странное происшествие - сильно пьющая начальница Риска фру Тувессон преследует автомобиль нарушителя, который в результате падает в воду. Но, как показывает экспертиза, тело, извлеченное из утонувшего БМВ и принадлежащее одному из топ-менеджеров успешной хайтек-компании, было длительное время заморожено. Отсюда и название книги: -18 - стандартная температура для больших морозильников. То есть погибший не мог быть за рулем, кто же тогда все это устроил?

Тем временем в Датском королевстве, в котором, как мы знаем, еще с давних времен не все гладко, происходят не менее странные и пугающие вещи. Какие-то агрессивные юнцы снимают своего рода снафф-муви* - совершаемые ими жесточайшие убийства. Дуня, которую в свое время из-за козней зловредного начальника понизили до патрульного полицейского, берется за расследование этого дела, хотя никто из коллег особо не в восторге.

Дальнейшие перипетии сюжета пересказывать не буду, видит Бог, история держит в напряжении до самого финала. Единственное, пожалуй, к чему надо привыкнуть читателю, так это к постоянным скачкам из Хельсингборга в Хельсингёр и обратно. В остальном же перед нами абсолютно хрестоматийный образчик скандинавского детектива в лучших его традициях. Будет вам всё: и кровушки изрядно, и суровая нордическая жестокость, и мрачноватые пейзажи социального дна обеих стран. Правда, в шведской части повествования есть еще достаточно издевательское описание гламура и «высшего света», прямо в стиле Никласа Натт-О-Дага.

Главные герои, как и у Несбё - люди со сложными жизненными историями, будь то запутанная семейная жизнь и приступы ревности Риска, его трудные отношения с детьми-подростками или непрекращающаяся борьба Дуни со своим злым гением - комиссаром-интриганом Клейзнером. Правда, тут отличие от нашего друга Харри Холе в том, что роль алкоголика отведена не главным героям, а уже упомянутой фру Тувессон. Надо сказать, что Анхем достаточно жестко описывает подробности скандинавской повседневности - как уж после этого удивляться рекордным показателям суицидов от Стокгольма до Копенгагена и Осло. Нельзя, наверное, назвать роман Анхема совсем легким чтивом, но погружение в хитросплетения сюжета, непреходящий саспенс и сопереживание чувствам героев гарантированы.

Но вот, конечно, что уже немного напрягает в такого рода книгах - объяснение всяческих злодейств детскими травмами. Просто обязательно! Типа «я детстве мочился в постель, поэтому я покромсал на куски стопиццот человек». То есть так-то он мужик ничо, но вот ссался в детстве, пришлось в маниаки податься. Всё ли так просто?

Посему, если вам по душе скандинавская школа криминальных романов, Ларссон, Несбё и Натт-О-Даг сотоварищи - добро пожаловать в Хельсингборг и Хельсингёр. А меня уже ждет «Девятая могила» Анхема - как говорят, еще жестче, еще кровавее и страшнее. Перефразируя известного мультгероя, до чего же я все эти ужасти люблю и уважаю!

* Видеосъемки реальных сцен насилия (часто сексуального)

Фото: Хельсингборг, pxhere.com