Воспитание творчеством

Валентина Будникова
                Страница первая

 
«СТРОЧИМ ВИРШИ»
(вместо предисловия)


 Не поэт, не писатель, не журналист...
Учитель русского языка и литературы (ныне на заслуженном отдыхе). Свыше сорока лет работала с детьми "группы риска" (мальчики).  К нашим детям, воспитанникам специальной школы, подбирался на занятиях особый ключ: самовыражение в творчестве (стремление по капельке, понемногу зажечь в душах ребят огонёк, который, возможно,  поможет им в жизни в поисках доброго, светлого).
Прогрессивная педагогика издавна берёт за исходное простую, но абсолютно верную аксиому: каждый ребёнок талантлив по-своему, из каждого может вырасти творческая личность.
               
«СТОЧИМ ВИРШИ» - наш элективный курс, который является отображением творческого объединения «Литературный поиск», направленным на самореализацию подростков «группы риска» в литературном творчестве.
Наравне со стихами, входящими в школьную программу по русской литературе, на факультативе изучаются произведения общепризнанных поэтов и поэтов-самородков Кузбасса.

Поэтический настрой, музыка, интерьер, яркое вступительное слово учителя – всё важно для юных поэтов, посетивших занятия по данному курсу.

Сосредоточенность, работа воображения, ассоциации, умение выразить своё критическое мнение – лучший отклик души ученика в творческой рабочей обстановке.

«Строчим вирши» - так в шутку говорят о стихах, написанных начинающими поэтами. Цель педагога - пробуждать у воспитанников интерес к художественному слову, дать возможность выразить себя, поделиться собственными наблюдениями, впечатлениями, размышлениями.

 Итоговая работа – составление сборника творческих работ обучающихся под названием «Сигнальные звоночки».

***
Вот наши вирши.
          Они просты –
Витиеватых строчек
           здесь Вы не найдёте…
В доступной рифме
             изложили мы
Всё то, о чём
               душа болит,
И то, о чём
           так сердце бьётся.
Они о нас,
                о нашей жизни, -
О том, что есть
              и будет впереди…
                (Участники кружка «Литературный поиск», первое стихотворение сборника "Сигнальные звоночки...")

***

       Школа
В школе есть учителя,
А ещё есть перемена,
На которой можно бегать,
 Прыгать и кричать...
Птиц на небе посчитать.
Пять уроков. Долгих.
Так что голова болела
Над уроками сидеть.
Рядом все мои друзья -
Все решают за меня!
                (Л. Степан, 6 класс, сборник "Сигнальные звоночки...")

Сотрудничать с детьми - одно удовольствие. Однако править текст следует МЯГКО, бережно, чтобы сохранить едва заметные, слабые, но живые ростки творчества.





                Страница вторая


   СЛОВО О МАМЕ
(вдохновение)
            
 «Я на прогулке просто присел на лавочку. Размечтался о доме. Что со мной будет дальше? Думал о планах. Надеюсь, получится…» - кряхтя, покусывая карандаш, прилежно записывает в свою блокнотную тетрадь Антон (13 лет), впервые за последние два года всамделишно усевшись за парту. Задумчивые глаза, поза сосредоточенности, беглый взгляд в сторону школьного дневника, где «прячется» письмо или фотография…

К слову сказать, в спецшколе для подростков с девиантным поведением нашли временное  пристанище мальчишки со всего Кузбасса. Не секрет – скучают дети по дому, ведь многие оторваны от родных мест надолго.
 - Где ты, мама?.. Где красота, где облик твой? – каждый вечер, засыпая, думает мальчишка…
- Тебя, сынок, я слышу… – вторится ему в ночи.
И как же прав О. Бальзак в своих утверждениях о том, что «сердце матери – это глубокая бездна, на дне которой всегда найдешь прощение».

 А та первая блокнотная запись нашего мальчонки («…О, логика божественных стремлений!») – не сразу, потихоньку, со временем модифицируется вот в такой стихотворный текст… А стихи эти, словно кирпичики, мостят дорогу домой, к родительскому дому, где «всё будет ладно»...

Лавочка-дом*

На лавочке
просто сидел я.
О доме вспомнилось вдруг.
 - А что со мной будет дальше?
Подумай о планах, друг!
Надеюсь,
получится скоро,
Когда я
приеду домой,
Приеду-
тогда уж расплачусь…
От радости:
- Вот он герой!
Потом мы
с любимою мамой
Вместе
 пойдём погулять.
Подумаем:
- Всё будет ладно,
Не стоит
уже горевать.
                (Б. Антон, 13 лет)

***

Тянусь я к маме, словно к солнцу,
К руке её тянусь,как в цвете куст.
И лаской нежною согрет в надежде,
Что поскорей я к ней вернусь.

Люблю я маму дорогую,
Как аленький цветочек.
Люблю её, как сизую голубку...
И лучше не найти мне строчек,
Чтоб описать лицо её, улыбку.
                (Х. Кирилл, 8 класс, сборник "Сигнальные звоночки")**

***

Порою много огорчений
Тебе я, мама, приносил.
И было множество сомнений,
Но всё ж тебя я так любил.
Тебя я, мама, обижал,
Но ты меня всегда прощала.
Из дома часто убегал,
И ты меня всегда искала.
И время не стоит на месте -
Я взрослым стал и понял всё.
Теперь с тобой мы будем вместе,
А ты забудь, забудь "про то".
                (П. Виктор, 9-б класс, сборник "Сигнальные звоночки)"


Сноски:
*Стихотворение «Лавочка-дом» напечатано: «Огни Кузбасса», «Светлица»; 2008г., №2.
**Стихотворение о маме «*** » напечатано: «Огни Кузбасса», «Светлица»; 2008г., №2.





                Страница третья


КТО СОТВОРИЛ ЭТО ЧУДО?
(подготовка к поэтическим чтениям)

Позолотой берёз, изумрудом сосен, под грустинки дождевых слёз наряжается ОСЕНЬ – время её подоспело. Разноцветные листья, словно сказочные птички-невелички, медленно кружат в воздухе, мягко ложась на землю, а  мастера-невидимки плетут из них невероятной красоты мозаичное полотно, изукрашивая каждый листик в яркие  солнечные цвета.

Кто они, мастера-невидимки?

Раздумывая об этом, мы с классом организуем экскурсии в природу. Любуясь красотой пейзажа (в конкретном случае осеннего), подростки учатся понимать сущность природного бытия, духовной связи с окружающим миром, размышляют о разумном, вечном…

Наши «рыжики», приплюснув носы к стеклу школьного автобуса, всматриваются в сменяющиеся  один за другим  неповторимые пейзажи. «Всё вокруг солнечно-рыжее!» - слышим мы задорный возглас, и это станет кульминационным моментом нашей экскурсии.

 «Фотоснимки» своего душевного состояния (увиденное, прочувствованное) - дети попробуют выразить в художественном слове, где яркие краски природы превратятся в «яркие» мысли детей:

«В осенний лес, как в сон и неизвестность, тропинка порыжевшая пряма… Когда-то я выучил эти стихи В.Д. Фёдорова, поэта Кузнецкого края. А теперь вижу, как за окном автобуса мелькает берёзовый лес со стёжками из порыжевших листьев…» (Из сочинения Ч. Кирилла, 8 класс).

«Я любовался сосновым лесом… Всё то, о чём речь шла на экскурсии, подтверждалось стихами кузбасских поэтов, ранее мной прочитанными. Мне показалось, что поэты для нашей экскурсии их написали…». (Из сочинения М. Руслана, 7 класс).

После "выезда на природу" следуют поэтические чтения. Час поэзии под названием «Рыжий листопад» - настоящий праздник для ребят. Гирлянды из ярких листьев, осенние букеты дополняют интерьер кабинета. Организована выставка поэтических сборников, ученических сочинений, оформлен тематический стенд о данном времени года, продумано музыкальное оформление.

Каждый стремится подготовить сюрприз для остальных – чтение самых красивых, самых необычных строк об осени (ребята заранее изучают стихи поэтов родного края, выбирают «свое», созвучное состоянию души).

 Другие сочиняют что-то  сами, например, так:

«Яркими красками соткан ковёр,
КТО СОТВОРИЛ ЭТО ЧУДО? – хитёр…
Спрятался он, удивлённый, средь листьев,
И позабыл  свои краски и кисти».
                (С. Евгений, 8 класс)*

 И мы, самому автору данных строк, скажем «спасибо» за оригинальный ответ на выше заданный вопрос (напомним):

- Кто сотворил это чудо?..
 
Стихи, музыка, интерьер… Всё создаёт особое настроение: и радость жизни, и печаль- расставание с тёплым летом, и желание быть ближе к природе, стать лучше, чище душой… не это ли КАТАРСИС?**

-   А что, если нам попытаться сегодня поговорить с душой природы? Ведь у природы тоже есть душа… у дерева, у куста, у пожелтевшего и опавшего листочка…
Просим вспомнить свой уголок природы. Всматриваясь в каждого, можно увидеть новое в задумчивых взглядах, будто что-то забытое, детское поднялось из глубины души и осветило лица ребят. Воспоминание первого опыта общения с миром и сейчас попытка осмыслить его... отсюда это молчание и задумчивость...

Ведение тематических тетрадей: «Рыжий листопад», «Тихая моя родина», отражение в них высказываний поэтов о нашем далёком сибирском крае, своих впечатлений, сочинения-этюды, любимые строчки – так формируется «поэтический багаж» воспитанников.

Бережно хранятся учителем рукописные ученические «альманахи», где немало поэтических строк собственного сочинения или просто позаимствованных у поэтов.
Радуют способности ребят: в самом привычном, будничном заметить чудесное, необыкновенное. Целенаправленные экскурсии в природу этому способствуют.

***
Милая девочка осень
Издалёка шла
И с собою в ранце
Пестринки принесла.
Золотом покрыла
В танце землю вдруг.
Закружила краски
Волей своих рук.
                (О. Владимир, 6 класс, сборник "Сигнальные звоночки")

***

Осень - это дивная пора:
Желтизною покрылась листва,
И росой окропилась трава.
С утра выбегаю из дома -
Листья кружат надо мной.
Зову я друзей:
"Побежали со мной!"
Стрелою мы мчимся к реке.
А там, словно в дивном сне,
Золотисто-лиловая мгла
На водную гладь легла.
             (С. Артём, 8 класс, сборник "Сигнальные звоночки")

***

Вот приходит золотая осень,
Птицы улетают все на юг.
Косы наши больше уж не косят;
Во дворе играется индюк...
Осень всё шагает по планете,-
На прогресс ей просто наплевать.
Матушки-земли ведь все мы дети,
Думаю, не стоит забывать!
В осени природа лучше, краше -
Посещает душу благодать.
Красоту землицы нашей
Мы не будем оскорблять!
                (С. Илья, 9 класс, сборник "Сигнальные звоночки")***


Сноски:
*Стихотворение С. Евгения, 8 класс; напечатано в журнале «Огни Кузбасса», №2/2008г. (раздел «Светлица»);
**Катарсис (др.- греч.) — «возвышение, очищение, оздоровление».
***Стихотворение С. Ильи, 9 класс; напечатано в журнале «Огни Кузбасса», №2/2008г. (раздел «Светлица»).




                Страница четвёртая


ВОТ ТАКОЙ ВЕРЛИБР
 (каждый может стать писателем...)
         
Как-то с пятиклассниками проводилось внеурочное занятие «Каждый может стать писателем хотя бы для самого себя… » По завершении работы детям было предложено мини-сочинение по теме «Вот пришли метели…». На творческое задание отводилось ровно пятнадцать минут (именно столько времени оставалось до звонка). Все дети с желанием приступили к работе над «прозой»…

И только один ученик задумал это «дело»  отразить "в стихах". Чего проще, раз-два – и рифма готова! Наш Стасик оказался почти «гением», потому что предлагаемая тема в рамках заданного времени в рифму укладывалась, в итоге уже готов настоящий ритмически организованный текст, судите сами (улыбнитесь):

Вот пришли метели,
Дерево задели…
И упало дерево прямо на сугроб.
Птицы улетели,
Снегири влетели…

Звенит звонок, "творческий процесс" прерывается, но работа не достигает своего логического завершения, "рифма в голову уже не идёт"... Наш «сочинитель» с досадой машет рукой и, в такт напористому басистому продолжительному звонку да в унисон обильному снегопаду за окном, дописывает:

 «И посыпался снег, как из гранатомёта…»
Уж простите нас за "верлибр…"   но сами ребята весело признАют работу лучшей (и хранится она в моём памятном учительском  альбоме)...


 

Сноски:
* Верлибр - свободный стих.





                Страница пятая


В МАСТЕРСКОЙ СЛОВА
(фрагмент одного из занятий)

 Итак, волшебство поэзии…  И. С. Тургенев говорил:

"Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас.
Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия".

 А вот высказывание А.С. Пушкина:

"...не тот поэт, кто рифмы плесть умеет…"

Плести - т. е. сочинять (плесть - сказано с оттенком недоброжелательности; когда сочиняешь стихи, нужно, прежде всего, думать о смысле)

 Игра: «Угадай словечко» (на основе стихотворения "Лавочка-дом"*  Б. Антона, бывшего воспитанника спецшколы)

На лавочке просто сидел… ,
О доме подумалось … .
- А что со мной будет … ?
Подумай о планах …!
Надеюсь, получится скоро,
Когда я приеду … .
Приеду –
Тогда уж …
От радости:
Вот он … !
Потом мы с любимою …
Вместе пойдём … .
Подумаем:
- Всё будет …
Не стоит уже… !

 Обсуждение выполненной работы:

- Что же у вас получилось? (воспитанники прочитывают)
- А как у школьного поэта Антона Б.? (журнал «Огни Кузбасса»-2008г., №2)


 
 (Это, конечно, ещё не стихи -  вирши…   Но профессиональные поэты усмотрели в них смысл, напечатали в журнале под рубрикой «Светлица», где печатаются стихи начинающих поэтов).

- Скажите, достаточно ли ритмически организовано данное стихотворение? (чёткой рифмы нет, но ритмически организовано, воспринимается как стихотворение).

Это свободный стих (верлибр) -  такое вольное изложение без четких рифм, однако с возможностью определить идейно-тематическое содержание.

 - Определите тему стихотворения.

 - Определите идею стихотворения.


 Далее в «дистанционном формате» происходит встреча с поэтом В. Г. Кротовым (просмотр обучающего фильма).
 
Затем, учитывая рекомендации писателя и советы учителя,  ребята сочиняют вирши (они к этому несколько подготовлены, пришли на урок, как говорят, «не совсем с пустыми руками»).   Свои неказистые стихи считают первой творческой удачей.

  В предварительной работе опираюсь:
- на опыт ведения кружка «Литературный поиск»;
 - на авторскую программу «Строчим вирши»;
 - на сборник стихотворений «Сигнальные звоночки»- наш с детьми коллективный творческий продукт былых лет;
- на образцовые работы воспитанников (ведь были свои поэты, чьи стихи оказались признаны и напечатаны в журнале «Огни Кузбасса»).

 Кратко проговорим о двух этапах работы в Мастерской Слова – это социализация и афиширование:

"социализация" – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем;

«афиширование» - это выставка «изделий» - работ воспитанников (в данном случае записные книжки с так называемыми виршами, верлибрами).

 (Между участниками мастерской, происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками).

Всё, что бы ни создавалось в Мастерских Слова, требует гармонии, меры, внутренней логики и обусловленности, верного соотношения целого и его частей, чувства ритма и соответствующих ему слов, фраз, предложений - всё это грани педагогического и актёрского мастерства. "Учитель и актер (по совету К. С. Станиславского) призваны не произносить слова, а действовать словом, думать через слово, вскрывать и скрывать свои мысли через слово…"

 Однако всё это  проявление активности педагога. А что же дети?

Дети обязательно поддержат своего наставника: будут искать, находить, «подбрасывать идеи», реализовывать их в совместном творчестве, чаще всего спонтанно, на своей «сцене», за партой (скажем так, без репетиций и кулис…)

А вот результат занятий в Мастерской Слова в весенние дни...

***

Вот это да!
Весна пришла,
Скворцов с собою привела,
Ручей расколдовала...
Она сестру свою зовёт,
Как будто песенки поёт.
(Л. Степан, 6 класс, сборник "Сигнальные звоночки)"

***

За высокие горы отступила зима.
Пришла красавица весна!
В чистом небе становится веселей
От радостного крика журавлей.
(Ф. Александр, 7 класс, сборник "Сигнальные звоночки)"

***

Пришла весенняя пора
И зиму ластиком "стерла".
И вместо снега принесла
Цветы и пенье птиц.
Зарю на небе заняла
И раскидала облака.
И вместо льда ручей -
Слияние весны очей!
(Л. Степан, 6 класс, сборник "Сигнальные звоночки)"

PS:

Таким образом, ребята-кружковцы вступают  на сложную тропу поэзии уже с пониманием простоты и гениальности строк:

...не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать...
           (А.С. Пушкин, "К другу стихотворцу")

"Пегаса нам не оседлать", однако подросток создаёт пусть скромные, но собственные произведения, отражающие его чувственный мир, привязанности, взгляды.
Задача учителя: возрождать у ребёнка утерянное усердие к учёбе, возвращать интерес к жизни, окружающему миру любыми способами, пусть даже посредством незамысловатых рифм - ВОЗМОЖНО, это вызовет творческий подъём и поспособствует замещению прежних форм разрядки их эмоций новыми социально приемлемыми формами поведения в виде творческого самовыражения.


Сноски:
*Стихотворение Б. Антона, 6 класс «Лавочка-дом» напечатано: «Огни Кузбасса», «Светлица»; 2008г., №2.





                Страница шестая


ДРАМА – ОРФОГРАММА
(бином фантазии)

Детский писатель Джанни Родари открыл «бином фантазии», с помощью которого можно придумать сколько угодно сказок или историй, (СТИХОТВОРЕНИЙ!), не обладая талантом писателя.
Выберите вместе с Вашим ребёнком два слова. Надо, чтобы их разделяла известная дистанция, чтобы соседство слов было необычно. Тогда воображение будет активизироваться, стремясь установить между ними связь. Например, «конь – пёс» - это не бином фантазии. Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. Зато «пёс - шкаф» - это уже стимул. Тут можно рассказать сказку про пса со шкафом на спине, про пса, у которого есть шкаф, про пса, вдруг появившегося из платяного шкафа и т. д. (из методической копилки учителя)*.

Однажды на уроке русского языка случилась «драма», и виной тому, представьте себе,  стало слово «орфограмма»… Что-то напоминает рифму? А, может быть, это бином фантазии?

 Дети нередко слышат рассуждения своих наставников о том, что смысл труда тех - в успешности учеников: превзойти учителя - значит стать его настоящей заслугой, гордостью.

Сказанное, безусловно, подкрепляется примерами из жизни, фильмов, литературы. Допустим, детям по урокам литературы известен факт, когда поэт В.А. Жуковский признаёт абсолютным превосходство своего ученика над собой (речь, конечно, о Пушкине и его поэме «Руслан и Людмила»); знакомы подросткам и другие эпизоды.

И вот однажды, вдохновлённый установками учителя, ученик шестого класса Станислав, решил действовать незамедлительно. Повод не заставил себя ждать…

  В следующий день занятий, как только учитель вознамерился  объявить тему урока,   Стасик опережает его своим вопросом:

- Вот вы… (обращение к учителю, разумеется, по имени-отчеству) нам вчера говорили, что «драма» пишется с двумя буквами «м». А по словарю… А нам воспитатель сказал…  Мы посмотрели, там …

Воспитанник, как выясняется, поспорил на самоподготовке с кем-то из друзей о написании слова «драма» с неоспоримым утверждением, что на доске у В.И. слово было написано с двумя буквами «М».   Воспитатель приостановил спор, предложив дискутирующим заглянуть в словарь С.И. Ожегова (настольная книга каждого педагога нашей школы). Смекалистый  Стас, убедившись в истинном написании слова, понял, что в его руках нежданно-негаданно  появился «козырь» в вопросе "щегольнуть" своими познаниями перед учителем. И как тут не воспользоваться таким промахом учителя?   Шанс даётся далеко не всегда…
 
И вот теперь, сбивчиво изложив суть своего вопроса, ученик стал уверять всех в том, что это слово на доске он видел, и написано оно было с двумя буквами «М».
Я растерялась. Где это слово так "пошалило" надо мной, ведь оно никак в содержание моих уроков пока не вписывалось... По классу прокатилась лёгкая волна замешательства, что отразилось в суетливых взглядах и движениях воспитанников. Заметно было, что они силились вспомнить нечто подобное во вчерашних урочных событиях, недоуменно пожимая плечами.
А перед классом как на духу "возвышаюсь" я, сбитый с толку учитель, теряющийся в догадках, где и в чём мой вчерашний промах?

Принялась машинально, несколько растерянно перебирать свои планы- конспекты, лежащие на столе, чтобы убедить себя, но в чём… Мальчишки тоже, в такт моим движениям, зашелестели страницами своих тетрадей и учебников, кто-то озадаченно, кто-то с нескрываемым любопытством, а «сидящий» рядом с нашим «героем» ученик явно уже выражал свою солидарность с другом. Нигде (ни в черновиках, ни в чистовиках, ни на страницах пройденных тем в учебнике) злосчастное слово не вырисовывалось, не проявлялось…

- Дойдём до изучения произведений с жанровыми особенностями: «комедия, драма, трагедия»,- там слово «драма» уж точно засверкает всеми своими гранями как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, - в сердцах думалось мне.

Озадаченные головоломкой Стаса, однако, вынуждены продолжать урок по изучению очередной орфограммы, что предусмотрено учебной программой.
 
Подхожу к доске и вновь, как вчера, чётким каллиграфическим почерком записываю   слово «орфограмма» с выделением красным мелком проблемных для написания данного слова букв, в том числе и двух букв ММ (слово словарное, его надобно многократно прописывать, чтобы прочно запомнить). Дети старательно пишут вслед за мной, с тем чтобы работать далее над словом по заданию.

И вдруг громким, тяжким вздохом Станислава оглашается класс… и слышится придавленный шёпот честного признания:

- Так это было слово не «драМа», а «орфограММа»…

Да… мы с ребятами правильно поняли оплошность Стасика: слова «драма» и «орфограмма» - далеки по значению, но есть сходство в звучании, хорошо рифмуются. И посему урочную «драму» в «трагедию» превращать не стали. Чтобы взбодрить настроение упавшего духом Станислава, "из кислого лимона сделали лимонад":
 подросткам было предложено придумать четверостишие к нашему необычному уроку.

 У  "признанного" стихотворца Станислава (читайте другие миниатюры) появились новые  рифмованные строки:

Не учишь орфограммы -
И на уроке – драма…
Учите орфограммы!
Вот - моя реклама…

Герой урока, как видим, не просто мастерски справился с упражнением под названием «Бином фантазии», он своим четверостишием изобрёл приём мнемотехники, благодаря которому теперь никто не спутает по сходной ритмической организации слова: «драма» и «орфограмма».

Стас – изобретатель. ОН – ПОБЕДИТЕЛЬ.








                Страница седьмая


«ЕСЛИ ТЫ СТРАНСТВУЕШЬ, ПУТНИК...»
(путевые заметки - по материалам кружка «Литературный поиск»*)

Если ты странствуешь, путник,
С целью благой и высокой…
То посети между прочим
Край мой далёкий…
                (И.В. Омулевский)

Большинству писателей, как известно, присуща страсть к путешествиям. Проведение историко-литературных экскурсий стало делом участников группы «Литературный поиск», так как каждый край имеет свои памятники культуры, музеи, произведения искусства и литературы, отображающие местную жизнь и природу, и мы это ценим.

Как педагог-воспитатель, наполняю мероприятия-события смыслом.
Так, составляя монтаж экскурсии, используем материалы: отрывки из художественных произведений авторов, их письма, воспоминания, документы. Все это является ярким по содержанию, небольшим по объему, интересным по форме. Экскурсоводами могут быть как учитель, так и участники мероприятия.

Маршруты путешествий:

- г. Кемерово, Историко-краеведческие музеи  средних общеобразовательных школ;
- г. Кемерово, Областная научная библиотека им. В. Д. Федорова;
- Яйский район, с. Марьевка – родина поэта В.Д. Федорова.

Кроме того, стремимся к тому, чтобы экскурсии были плановыми, в тесной связи с  урочным и внеурочным планированием. Состав участников экскурсии – 10-12 человек. Случается, что поездка на родину поэта становится кратковременным отпуском для подростка на его родину. Какой гордостью наполняется лицо ребенка в осознании факта, что родина выдающегося поэта России - это и его родина.

А потом эти мальчишки пытаются стать писателями, поэтами, творческими натурами, стремящимися выразить себя в слове…

Поездки, экскурсии, путешествия по литературным местам – это не просто источник пополнения краеведческим материалом школьного кабинета. Стоит помнить о специфике школы (школа закрытого типа).

«Дорога,- писал С.Т. Аксаков в « Детских годах Багрова – внука», сосредотачивает мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет внимание вначале на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды – в будущем, и всё это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты, торопливости». Поездки  на родину поэта В.Д.Фёдорова в село Марьевка (Яйского района) – это настоящее путешествие по родному краю.

Ребята должны быть заранее настроены на эту поездку. Как? Через совместную деятельность, а именно: чтение и обсуждение книг писателя, вычерчивание карты предстоящего путешествия, распределение обязанностей, индивидуальных заданий (срисовать, сфотографировать, описать тот или иной объект, отразить в записных книжках впечатления, сопоставить виденное с описанием в книге и т.п.).

Предварительная подготовка помогает кружковцам заранее и основательно обдумать всё то, что может встретиться в пути. Наблюдения и дорожные записи, фотографирование становится теперь более осмысленными, содержательными.
 
В путешествии происходит исследование, совершенствование духовной индивидуальности подростка. Смотреть в окно и наблюдать меняющиеся картины природы – есть соприкосновение с лучшей стороной жизни. Войти в состояние природы, слиться с нею -  что может быть лучше вдали от привычной, повседневной, обыденной обстановки.

Целебно-эстетическое переживание природы нередко выражается в том, что подросток начинает с ней чувствовать глубинное родство:

«В пути встречались могучие кедры, они мне напоминали часовых, стоящих на посту…»

«Белоствольные берёзки прощались с нами, покачивая ветвями…»

«Сосновый зимний бор, исчезающий за поворотом, будит непонятную тоску…»
(Из путевых заметок учащихся)

Погружение в природу, заранее подготовленное чтением книг, захватывает душу подростка, даёт возможность испытать истинное наслаждение, восторг души.

«Благодарю, земля, благодарю, - скажет в своих стихах поэт И. Киселёв, - за то, что видел озеро, зарю, за всё вокруг, что знаю, слышу, вижу…»


                ***

«И вот мы в музее, где нас встречает директор музея. Звучит голос поэта. Мы рассматриваем фотографии, документы, личные вещи – всё, что связано с жизнью, творчеством В.Д. Фёдорова. Затем слушаем интересный рассказ о поэте. Нас  везут в дом-усадьбу В. Фёдорова. Там мы фотографируемся у памятника. А ещё нас пригласили на фёдоровские чтения. Многое можно рассказывать про поездку в Марьевку. Всё было как-то необычно, интересно, здорово. Я навсегда запомню эту встречу».
                ( Б. Андрей, 9 класс)

Как назвать вдохновение, наивысшую способность к самовыражению,  когда происходит полет мысли, эмоциональный всплеск, когда все подвластно и душа трудится как никогда..? С чем сравнимо такое состояние души?
Мы позволили себе  сравнить это с «кульминацией», наивысшей точкой напряжения. Когда дети сами берутся за перо и все выплескивают на бумагу. И строки отличаются непосредственным, живым, ярким восприятием пережитого, увиденного:

«Я стою перед домом у памятника удивительно человека, волнуюсь необыкновенно… Вхожу
в дом. Звучит тихий голос экскурсовода. А стены – молчат. И мне хочется помолчать…».

«Постоял с ребятами на Назаркиной горе у забора – какой простор вокруг – дух захватывает.
И как у автора «Хочется лететь, лететь и песни петь…»

 «…иду медленно, затаив дыхание. А вдруг… выйдет он, хозяин дома?»

«Мой родной город Салаир, он окружен горами, лесами. И дом мой – весь в зелени. А перед окном – березка, такая же , как  перед окном поэта В. Федорова».


И душа стонет… «Как сердцу высказать себя?»

                ***

«Огромное впечатление произвела меня поездка в Марьевку. Я побывал в гостях у поэта В.Д. Фёдорова. Поэта уже нет в живых, но документы, вещи, книги свидетельствуют о нём. В. Фёдоров предстал перед нами, как живой. А дом на пригорке выглядит без хозяина одиноким. Раньше он был полон гостей. В столовой находится огромный стол, рассчитанный на большое количество людей. Нам разрешили пообедать за этим столом. Веранда просторная, вдоль стен размещены лавки такого же крепкого свойства, как хозяин. Здесь, по рассказам директора музея, собирались поэты, а также просто любители литературы. Шли долгие беседы об искусстве, обсуждались новые произведения, читались первые стихи.
А теперь, в зимнее время, дом сиротлив. Говорят, оживает он летом, в дни фёдоровских чтений, гостеприимно распахивает двери, принимает гостей…»
                ( Д. Алексей, 9 класс)

Путешествие! Как звучит это слово! Таинственно и романтично. Оно пахнет снегом и солнцем, гремит музыкой фёдоровских песенных стихов и сближает ребят с поэтом…»


Сноски:
*Кружок «Литературный поиск» краеведческого направления функционировал в школе 10 лет(2005 - 2015гг.); по материалам работы данного кружка был создан учебно-методический комплект "Литературное краеведение от "А" до "Я".





                Страница восьмая


ДОМИК НА НАЗАРКИНОЙ ГОРЕ
(воспитание творчеством)

«Русь… Россия… Да, она огромна и неизмерима. Но постигнуть её можно даже в малом.
 Для этого памятью и сердцем нужно вернуться к той земле, которая накормила тебя первым хлебом, напоила тебя первой ключевой водой. Где было всё изначально и молодо. Для меня такая земля - это небольшая сибирская деревня – Марьевка,» - размышляет В. Д. Фёдоров. Так, уже традиционно, начиналось первое занятие кружка «Литературный поиск».

Поездка на родину поэта оставляет неизгладимый след в памяти подростков. Побывать в Марьевке, постоять у дома на Назаркиной горе, с высоты птичьего полёта обозреть прелесть лугов и подышать воздухом, исполненном поэтической благодати – это ли не путь к познанию, пониманию того, что любимый край и есть начало, исток, откуда человек делает свой первый шаг в большой мир.

Посещение дома-музея В.Д. Фёдорова в Марьевке убеждает кружковцев в том, что поэты – это люди, по-особенному относящиеся к жизни. Вот на столе писателя фигурка, напоминающая коня-скакуна. Рядом шкатулка с разноцветными камнями. На подвесной полке книги о лекарственных растениях. В прихожей, вместо красивой подставки, обыкновенный пенёк. Стены обиты природным материалом, пол не крашен. Во всём ощущается духовная связь поэта с природой. Подростки захотят развить в себе такие же творческие способности: видеть мир по-своему. Они попробуют выразить свой внутренний мир в поделках, стихах, сочинениях…

«…Там, в музее звучал настоящий голос поэта В.Д. Фёдорова:
Понимаешь, на берёзах белых
Золотые яблоки растут…

Это – об осенних марьевских берёзах так сказано поэтом. Мне казалось, что поэт живой, рядом с нами. Берёзовые рощи в Марьевке я увидел наяву. Сколько света от них!»
(из сочинения А. Романа,  7 класс)

Как важно педагогу-наставнику вовремя поддержать этот творческий порыв (вдохновение), не дать заглохнуть, направить, развить. Ведь в творчестве подросток освобождается от «медузности», беспомощности – обретает индивидуальную основу, осознаёт себя среди окружающих как неслучайную, созидающую личность. И верно, кружковцы, изучая жизнь и творчество поэтов-земляков, невольно сравнивают себя с ними.

Оказывается, выдающийся российский поэт В. Д. Фёдоров во многом был таким же, как они: рос в многодетной семье, жилось туго, четырнадцатилетним подростком заменил отца в доме. Это не помешало ему стать глубоко образованным человеком, большим поэтом.

Ребята учатся у мастеров художественного слова проявлять себя творчески: подыскивают выразительное  слово, чтобы отобразить свои впечатления об увиденном, услышанном.


***
 
Домик на Назаркиной горе,
С видом на бескрайние снежные просторы – залюбуешься,
Я там был, стоял у изгороди, как на краю света,
А внизу – застывшее озеро Кайдор,
Воспетое в стихах поэтом...

Пригласили в домик, состоящий из трёх крохотных комнат.
Слушали гида - все взволнованны,
Разместившись на широких лавках  веранды,
Читали  полюбившиеся строки,-
Творчеством поэта околдованы…

Вид из окна – необозримые марьевские луга,
Вот бы побывать здесь летом!
Честно сказать, раньше о знаменитом земляке я ничего не слыхал…
Надо знать!
«Литературный поиск» познакомил меня с поэтом!

Домик на Назаркиной горе,
С видом на сказочно неоглядные дали...               
 С высоты хотелось птицей взлететь...
                (С. Павел, 7 класс, сб. стих. «Сигнальные звоночки»)


***

Дорогие ребята!
Вы занимаетесь удивительно прекрасным делом! Ваша группа называется "Литературный поиск". Ищите! Дерзайте! Познавайте через поэзию родного края разнообразный мир красок, любви и добра! Спасибо за встречу и знакомство с вами..."
(Из письма дир. музея В. Д. Фёдорова. Май, 2008 год).





                Страница девятая


ПЕРЕПИСКА*
(случай с кандычком)

Работа кружка «Литературный поиск» включала в себя переписку с авторами – живая сила писем в отражении личностной свободы пишущего, в его откровениях. Это исповедь и вопросы, которые не всегда дети могли бы задать в реальной обстановке, в беседе.

«… С Вами, уважаемая Зоя Ивановна, нас сблизил случай… Представьте себе, «случай с кандычком»… Однажды руководитель кружка попросила нас описать этот весенний чудо-цветок. Как мы ни упражнялись в подборе слов, ничего не получалось. Учитель выручила, вдруг стала читать...

И вот оно чудо апреля:
Упругий бутон кандыка.
В хрустальную вазу из снега
Он тоненькой ножкой ступил,
Наполнился солнечной негой,
Проснулся и веки открыл…

Мы слушали, затаив дыхание… Каждый из нас увидел этот цветок!»

И вот чудо – дети увидели превращение образа в поэтическое слово.
 Сразу возник вопрос: как подбирается рифма, чтобы каждое слово сливалось в единую картину? Автору в письме были заданы вопросы. Они формулировались нелегко.

- Зоя Ивановна, Вы – учитель математики. Задачи, формулы, теоремы… и вдруг поэзия? Как всё начиналось?
- Легко ли рифмуются строки?
- Как Вам удаётся выстоять в борьбе с жизненными невзгодами и сохранить любовь к окружающему миру?

Письмо Зои Ивановны С. – это обращение к подросткам с содержанием реального взгляда на жизнь, с оптимистическим мироощущением. Всех кружковцев Зоя Ивановна называет по именам. Для ребят это значимо: они есть, о них знают, их помнят, они кому-то нужны!

«Здравствуйте, Валентина Ивановна, хорошие мои, Костя, Павел, Андрей, Сергей, Саша, Кирилл, Коля, другие ребята! » Первое моё стихотворение «Кандык» опубликовали почти все издания области, и я поверила в себя. «Нужно верить в себя, искать себя». /…/ Моя биография в стихах. В них нет ни строчки ложной, вымышленной. Может быть, не во всём я права, но искренна и неподкупна - это точно. Стихи пишутся на рассвете, «смаху», льются, как вода из крана. Но потом оттачиваются, поются.

Если бы Вы знали, какую радость доставили письмом и открыткой с вашими подписями…»
                С любовью, Зоя Ивановна


* «Переписка» - содержание страницы альбома «Литературное краеведение от А до Я», работы, представленной на конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса»
(2010г., лауреаты конкурса).




                Страница десятая


БЛАГОДАРНАЯ СИНИЦА
(школьные истории)

Тот, кто знаком с моими учительскими публикациями, знает про сказочно живописные места Верхотомья, окаймлённые  вечнозеленым сосновым бором, где располагается школа, в которой я отработала не одно-два, а много десятилетий... И памятно то, что в гостях на наших уроках,  здесь в любое время года бывало так много самых разных лесных обитателей.

Всматриваясь, к примеру, в один чёрно-белый снимок, где тёмной "тетрадной кляксой" на фоне белого снега за окном выглядит малюсенькая птаха, вы улыбнётесь и скажете:

- Этот «лесной чудик» и есть герой воспоминаний?! И как только «воробышек» удостоился фотосессии?
- Да не воробышек это, а синичка, - стану пояснять…

Впрочем, мы с детьми тоже её поначалу назвали голодным воробышком, серенькой птичкой-невеличкой… И как это было возможно ошибиться? Ведь синицы очень приметны: имеют яркую, пёструю, необычную окраску…
А вот бывает и так…

Пришли жестокие сибирские сорокоградусные морозы… Природа Верхотомья замирает и засыпает, только сосны в пышных меховых снежных шапках стоят в карауле, оберегают зимний покой леса.
 
Трудно птицам. Дети помогают своим таёжным «соседям» пережить голодное зимнее время, поэтому в столярной мастерской своевременно изготовлены кормушки, и на многих деревьях по всей территории школы их можно увидеть. Дети и взрослые следят за кормушками, заботятся о наполнении птичьих столовых сбережёнными ими лакомствами. И птички относятся к данной пище, словно к божьему дару, как люди к святому хлебу, и склёвывают всё, что дано, так бережно, чтобы даже крошечка не упала…
 
По мнению писателя-натуралиста, истинного знатока природы Г. А. Скребицкого, «зимой синички всегда поближе к человеку держатся. И в селах, и даже в больших городах их постоянно в эту пору увидеть можно…»

Вот одна такая птичка-синичка в одну из зим и повадилась к нам в гости. Уже не впервой стала появляться на железном оконном отливе строго по времени, примерно за полчаса до выхода воспитанников на прогулку, в перерывах между уроками (словно  ей был ведом школьный распорядок).

Она медленно ступала по внешнему подоконнику, приостанавливалась, надолго замирая, будто засыпала, уткнув свой клювик под крылышко и сжимаясь в комочек.
Затем, словно опомнившись, с трудом приподнимала маленькую головку, заглядывала в окно, тихо постукивая по стеклу тонким клювиком, осторожно напоминая о себе. Двигательная активность крохи была слаба, но целенаправленна - хочешь не хочешь - обратишь внимание. Она явно была бессильна и просила о помощи…

Смотрелась птаха нахохлившимся тёмным комочком (вот так мы её и сфотографировали), и не тотчас за распушёнными перьями в плотном морозном тумане удалось распознать её окрас: жёлтенькую грудку с чёрным галстучком, белые щёчки да чёрный хохолок на головке. А, разглядев, признали в ней нашу доморощенную синичку, которая не улетает в тёплые края, переживает все трудности зимнего времени здесь, в родных местах, с помощью добрых людей.
По рассказам писателя Г.Скребицкого, услышанным ранее, ребята  припоминают, что синичка только за зимним окном выглядит так, полусонной, словно обессиленной, а вот по весне она «шустрая», «толковая», с «весёлым» нравом, настоящая говорунья, трещотка.
 
Но за окнами нашего класса синичка была невесёлой.
На занятиях по смысловому чтению, где обязательно планируются тексты, рассказы писателя Г. Скребицкого, мы теперь, конечно, в большей степени заинтересованы рассказом «Синичка». И подростки в анализе текста уже отмечают, с каким трепетом в душе автор описывает эту маленькую птичку:

«Маленькая синичка, словно пушистый шарик, перескакивает с ветки на ветку. Ее черные, как бусинки, глаза внимательно оглядывают все кругом. Вот она заметила на снегу разные корочки, крошки хлеба, которые выкинули со стола. Синичка мигом слетела вниз, схватила хлебную корочку и вспорхнула обратно на ветку. Тут она прижала добычу лапками к сучку и принялась ее клевать».
 Мальчишки любят природу, жалеют лесных обитателей, и своих  самых ближних  "соседей", что зимуют рядом в лесу, так же, как герой рассказа «Синичка»,  поддерживают, кто чем может, к прилётам гостьи кто-то обязательно припасёт за пазухой гостинец.

Но синичке к тому же и холодно. Однажды на перемене, при проветривании класса, она влетела в форточку, бешено заметалась в тесном пространстве, выпорхнула в
 длинный коридор, где ещё более перепугалась из-за повышенного интереса детей к её «персоне». Мои шестиклассники, смекнув, что выход на волю у птицы единственный, через наш класс, успели положить ей крошки хлеба, сверху на шкафах, в надежде, что наткнётся «пернатая» на еду. Все хотели птице помочь: отогреть, накормить… а уж затем и выпустить на свободу.

Так пичуге удалось поприсутствовать на самом уроке... Угомонившись, освоившись уже в более спокойной обстановке, пока все ученики замерли в выполнении самостоятельной работы, боясь шелохнуться, наш пернатый друг, тоже молча, поедал найденную сверху пищу, перепархивая с одного шкафа на другой. Отогревшись и напитавшись всем, что было найдено съестного, пичуга села на приоткрытую форточку, и, звонко сказав всем «чирвивик», вылетела. Мальчишки тоже поспешили с ней попрощаться, помахав вслед рукой.

Время от времени она нас навещала, до самой весны… стуком клювика в стекло сообщая, что снова здесь…
 Теперь-то понятно, что синичка – птица «догадливая», хорошо запомнила место, где люди к ней проявили заботу.

В марте, когда совсем потеплело, пернатым стало жить намного легче. И синичка, казалось, просто забыла о нашем существовании. Мы тоже перестали о ней думать. Но в последних числах месяца, она всё-таки объявилась. Зачем? Наверное, решила перед нами "покрасоваться"...

Мы ничуть не усомнились, что это та же самая пичуга. Но внешне она изменилась -
 похорошела; оперение расправилось и приобрело чёткий, яркий окрас; пёрышки её переливались всеми цветами радуги; спутать её с тем зимним сереньким заморышем-воробышком уже не представлялось возможным. Перед нами предстала шустренькая птичка-живчик, задорная, энергичная – она явилась в хорошей, как говорят, "спортивной форме" и явно не затем, чтобы попрошайничать.
 
 Сидела, выжидала нечто важное для себя; всматривалась в оконное стекло, но клювиком по нему уже не стучала; вслушивалась, реагируя на каждый звук – но открытая фрамуга её вовсе не прельщала. Ей было хорошо здесь, на свободе... Птичья душа ликовала... Она жила весной, радовалась весне.
 
Шестиклассники тем временем трудились над групповыми заданиями весенней тематики под тихую мелодию «Времён года» композитора П.И. Чайковского. Музыка светлая, ясная, словно звенящая в лазури, передающая ощущение пробуждающейся весенней природы, создавала на уроке соответствующий настрой.

Синичка за окном не бездействовала, внимательно вслушивалась в мелодии, доносившиеся из приоткрытой форточки. Птичка поворачивала головой так, словно подставляла ушко для прослушивания, и всей сущностью «подстраивалась» под ритмику звучания весенней мелодии.

Заметишь на уроке... устали ребята – значит, напрашивается короткая динамическая пауза под руководством избранного детьми физорга, выдающего у доски комплекс мини-упражнений, разработанных при помощи педагога по физвоспитанию.

 Физпаузы у каждого учителя разные: в моём кабинете они всегда музыкальные. В марте решила порадовать ребят миниатюрой «Март» из «Времён года», щедро наполненной звукоизобразительными элементами, колоритно передающими пение весенних птичек. Стоит заметить, мелодическая линия средней части миниатюры, наполняясь мелкими длительностями, так называемыми синкопами и форшлагами, напоминающими щебетание птах, периодически устремляется вверх, а затем опускается вниз. И всё это как-то похоже на полёт птиц.

Синичке за окном мелодия явно нравилась. Она расправила крылышки и в такт лирической музыке стала расхаживать по своему узаконенному за зиму пространству, оконному скату: то вышагивала строевым шагом, то переступала с ноги на ногу, смешно подпрыгивала, всплёскивала крылышками, то крутила головой из стороны в сторону, словом, что-то репетировала…

 Стоило учителю произнести краткое слово:
- Отдохнём! -
И у доски уже физорг класса с чётко отработанным набором упражнений (для рук, ног, головы и др.). На громкую команду физорга:
- Выйти из-за парт! – среагировали не только одноклассники, но и синица за окном; зафланировала по скату туда-сюда, затем поплотнее придвинулась к окну, стала всматриваться внутрь, ждала момента...

И когда подростки с воодушевлением принялись выполнять под команды физорга упражнение «взмахи руками», она крылышками всплеснула и…
 Мы все, однако, представляем полёт синицы… Эти юркие птахи летают очень быстро, и при этом они невероятно редко взмахивают крылышками. Они как бы ныряют вниз, после чего, быстро взмахнув пару раз крыльями, вновь взмывают к небу, постоянно описывая в воздухе пологие параболы…
 
Но полёт нашей птички за окном был несколько другим. Она, учащённо взмахивая крыльями, не набирала высоту, а выписывала плавные круговые движения, рядом с оконным пространством, всякий раз замедляясь в своих движениях и позволяя всем находящимся в классе держать её в поле зрения.

Дети обратили внимание на своеобразный полёт птицы. Она точно "подавала сигналы", привлекала к себе внимание. И, забыв про команды законно избранного физорга, оставив его как бы «не у дел», подростки доверились указаниям синички.
Внезапно отстранённый от обязанностей физорг класса не растерялся и тоже подключился к командам теперь уже уличного физорга. Все стали забавно подражать полету птицы движениями своих рук.

Синичка за зиму, наблюдая за нашими уроками извне, давно "прочувствовала" короткий регламент физпауз и сейчас урочным временем злоупотреблять не стала. Ещё раз наставительно прописала полный круг плавными красивыми взмахами крыльев перед взорами, прикованными к окну, присела на край подоконника, потянулась, встряхнула крылышками и ровненько их сложила, словно указала этим на завершение физкультпаузы.
Дети повторили все птичкины движения весело, кто как смог, и тоже расселись… за партами. Смолкла и музыка. Попрыгав с одного места на другое, радуясь солнышку, синичка громко исполнила весёлую песенку: "дзинь-дзинь-дзинь", очень похожую на «синь-синь-синь» (не это ли есть причина того, что её прозвали синичкой?) Приготовилась к прыжку, нырнула вниз, тут же вынырнула и взмыла к небу... Вот такой "прощальной физминуткой" отблагодарила нас синичка за добро и поддержку в трудные для неё времена и в красивом полёте рассталась с нами.

Говорят:
- Долг платежом красен…
Значит, этим нравственным законом руководствуются не только люди…
 
Синичка больше не появлялась. Полетела в леса, сады да огороды очищать растения от жучков-паучков, там она теперь полезней.

А памятное фото осталось…


***

Экспромт (от впечатлений прожитого дня)

 Солнце вышло из-за тучи.
Облака ушли за сучья.
Вот и небо прояснилось.
Ветерок подул немножко.
Кто-то вспрыгнул на окошко.

Так ведь это птичка наша!
К ней бежим мы с другом Сашкой!
                (Л. Степан, 6 класс)





                Страница одиннадцатая


ЛИТЕРАТУРНАЯ СВЕТЛИЦА
("...на небе звёздочка зажглась")

      Ночь*
Вот на небе звёздочка зажглась.
Улыбнулся месяц ярко.
Налилась вся речка светом.
Чутким сном берёзы дремлют…
Загудели волчьи песни…
Совы лезут ближе к речке.
Чей-то хвост мелькнул под ёлкой –
Мышка тихо пробежала.
Ночь пришла, и тишь настала.
                ( Л.Степан, 6-ой класс)*

Май
Что за имя? Что за звук?
В эту пору нету вьюг,
Дождик, ёлку поливая,
Ему песню напевает.
Вот стучит капель по крыше,
Ярко выделяя гаммы.
Ручеёк поёт. И брызги
Там друг дружку догоняют.
                (Л. Степан, 6 класс, сборник "Сигнальные звоночки")


Сноски:
Стихотворение «Ночь» Л.Степан( 6-ой класс) » напечатано: «Огни Кузбасса»,
 «Светлица»; 2008г., №2.





                Страница двенадцатая


ПРОСТО ВИРШИ
(быть вместе)

Капля*
Я-капля,
Росинка я.
Живу на листе -
Скамейки близ,
У дома моего.
И каждый день я появляюсь. Исчезаю...
Проходят все мимо меня.
И только чей-то братик
Пальцем в листик ткнёт,
Здороваясь со мной.
Ура!
Я не одна - мы вместе!

 (Б. Антон, 6 класс, сборник "Сигнальные звоночки")*


Сноски:
*Стихотворение Б.Антона, 6 класс «Капля » напечатано: «Огни Кузбасса», «Светлица»; 2008г., №2.





                Страница тринадцатая


ЗАДАНИЕ НА ЛЕТО
(творчество как отдых для души)

               
                Сочините (верлибр, буриме, вирши, стихотворение в прозе,лирические миниатюры)*               
               


 
ЗАБАВНЫЙ СЛУЧАЙ
(вариант выполненного творческого задания – рассказ учителя)


Давно это было… И ведь не стирается в  памяти. А главное, бывшие ученики об этом сами вспоминают при встрече да говорят, что детям своим пересказывают…

 Стоял жаркий майский денёк, о котором поэт мог бы сказать предельно лаконично: «Всё чудо: солнце, небо, вёсны…» В тени кронов могучих сосен, что разрослись по всей территории школы, прячутся от майского пекла серебристо- белоствольные берёзы. Кругом разливается тепло, и в верхотомском лесу, который совсем рядом, птицы гомонят на все лады…

Для итогового контрольного диктанта выбираю текст, в описаниях которого пейзаж из окна кабинета был бы легко узнаваем. Всем детям так хочется получить достойную отметку, хотя трудиться, так, как это делают «майские лесные пчёлки», дано далеко не каждому: написал – и сдал; вот такая привычная самонадеянность. Чего греха таить – не любят дети долго церемониться со своими работами, хотя о трехразовой самопроверке диктанта, разумеется, напоминаю.

Но вот, наконец, этот презабавный случай… Хотите верьте – хотите –нет!

 Всё началось с диктовки…
- Я брожу неподалёку от дома… (медленно, словами и смысловыми отрезками диктую первое предложение избранного мной текста)… в сосновом лесу… с берёзовыми перелесками…
 У каждого урока есть своя музыка – на контрольном диктанте чувствуется особая чёткая ритмика и размеренный темп… Здесь не до переглядов. Надо вовремя успевать. Но дети переглянулись, прильнули взором к открытому окну, за которым торжествовал схожий пейзаж (внутри себя улыбнулись) и послушно продолжили работу дальше …

 Проходя между рядами парт в такт строго звучащей мелодии урока, советую ребятам не забывать о своевременной проверке написанного.
При этом чисто по-человечески их понимаю: знойно... хочется побывать там, на улице, в тени белоствольных берёз, отдохнуть на тех скамеечках, защищённых от яркого солнца, стоящих невдалеке от зелёного футбольного поля.
Автор нашего текста (Г. Скребицкий), будто угадывает эти желания, так как следующий абзац его текста  звучит некоим призывом к действию (рассудите сами):
« Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо… так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок…

Услышав эти строки, мальчишки, как по команде, вновь разворачиваются  к окну… Сидящие вблизи, даже потянулись к нему, чуть привстали, посмотрели вдаль, а затем на учителя, и все разом мы с пониманием улыбнулись друг другу.
 
 И вот, наконец, всё близится к завершению. Дописываем последнее предложение, оно оказалось трудным, с прямой речью. Сообщаю ученикам «по секрету», что «речь-то держит» там сама лесная кукушка… И нет предела удивлению, когда в такт нашему письменному «ку-ку» «из солнечной дали» верхотомского леса вдруг слышится уже не авторское, а настоящее: «Ку-ку!»
Лесная птица много и сбивчиво что-то приговаривала, словно спешила на чей-то зов, но с каждой секундой «ку-ку» становилось всё явственней. Мы не удержались от смеха, потому что со своим итоговым контрольным диктантом стали настоящими героями какого-то лесного приключения… А кукушка с нами общалась дистанционно, не заботясь о том, что срывает урок на его последних минутах. Кто-то из ребят даже среагировал на ситуацию не очень складной детской потешкой:

Нам кричит:
- Ку-ку, ку-ку!
И вот пошла потеха:
- Ку-ку! – ей вторит эхо!

Кукушка смолкла (возможно, обиделась на эту дразнилку).
А у нас продолжался урок. На завершающем этапе подросткам оставалось внимательно проверить написанное (желательно троекратно – благо время урока ещё позволяло). После первой самостоятельной проверки кукушка вдруг вновь объявилась, долго-долго куковала, как будто насчитывала количество ошибок, допущенных в совокупности всем классом. Дети охотно  приняли «игру лесной птицы», доверились ей и стали внимательно выискивать в написанном диктанте свои ошибки. Во время «самопроверки» лесная гостья поступала «методически грамотно»: вовремя умолкала, продолжая оставаться невидимкой, хотя находилась с классом на каком-то предельно близком и возможном для неё расстоянии. И как бы дети не тянулись в сторону "оконного пространства", обнаружить "самозванку" не удавалось.

 Пока все мальчишки с ответственностью трудились в поисках насчитанных кукушкой ошибок, уже искренне доверяя предсказаниям "новоявленной учительницы", один мальчуган, сидящий ближе всех к окну, решил, что «с него на сегодня - хватит» и самоуверенно отложил тетрадь в сторону.
 
Но вот «чудеса-то в решете»! Почти синхронно опять сработал где-то у окна невидимый «суфлёр», «кукукнув» мальчику чуть ли не в самое ухо два раза, строго по счёту. Остолбеневший от неожиданности, наш условный «лентяйкин» с птицей спорить не стал, молча, безоговорочно раскрыл тетрадь, чтобы до звонка успеть найти ещё две «злополучные» ошибки. Все с юмором отнеслись к данной ситуации, с мальчишеским озорством посмеялись над предусмотрительной помощницей и незадачливым бездельником.

Соловьиной трелью прозвенел звонок… И мальчишки с радостными возгласами звукоподражания кукушке бежали наперегонки, обгоняя друг друга, туда, где "стволы берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной», в их тень и прохладу, и где, возможно, только что пряталась лесная проказница.


***
 «КУКУШКА»
Автор: К.Ваншенкин

Отважный мальчишка, исполненный сил,
Услышал кукушку и громко спросил:
-Кукушка, кукушка, а сколько мне лет?..
Двенадцать «ку-ку» прозвучало в ответ.
Довольный ответом, он лег на траву.
-А сколько на свете еще проживу?
Молчала кукушка на первых порах,
И он, озираясь, почувствовал страх.
Вновь стала кукушка ему куковать,
Он сбился со счета и начал опять.
Валялся, смеясь над приметой былой,
Тянуло от сосен нагретой смолой.
И плыл над землей нескончаемый день,
И было, как в школе, считать ему лень.

***

ПОЯСНЕНИЕ

Данное происшествие на уроке имело место быть, хотя это всего лишь забавное стечение обстоятельств. Уверяю Вас, подобное нигде и никогда больше не повторится. Учителю удалось употребить СЛУЧАЙ с пользой для урока...
Как? Просто превратить данный факт в игру.

Учимся "играя", но не путать: с "играючи".
Играючи - это легко, без усилий (не про наших воспитанников).

Однако игра – мощный стимул для развития детей с особыми образовательными потребностями (педагогически запущенные дети), это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Один из методических принципов в педагогике - природосообразность. Одно из правил, по которому реализуется данный принцип, гласит:

- Человека следует учить находиться в гармонии с природой, заботиться о ней.

Урок, таким образом, проведён на должном современном  методическом уровне (с реализацией принципа природосообразности и с применением игровых технологий).


Сноски:

*Буриме — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на на заданную тему.
* Верлибр - свободный стих.
* Вирши - (шутл.) стихи начинающих поэтов.
* Стихотворение в прозе — это литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии.





                Страница четырнадцатая


ПОДРУЧНЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
(послесловие)

У каждого педагога всегда под рукой записные книжки (ежедневники), куда вносятся важные пометки, значимая информация, а также собственные размышления, спешно оформленные в тексты. С годами множество таких ежедневников переполняют полки книжных шкафов, теснятся в рядах книг (рукописи-то, не горят)…
Время от времени с интересом рассматриваешь каждую страничку своих былых «ПОДРУЧНЫХ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ», с головой погружаясь в те «лингвистические криптограммы», и при этом думаешь: «А ведь было же в них, в этих фразах, словесных зарисовках отражено нечто важное. И уж, верно, не просто так росчерком пера сюда всё это вносилось, прибавлялось, суммировалось… Были моменты твоей школьной жизни в работе с детьми, которые захотелось остановить, запомнить, чтобы в будущем дать ход новому полёту мысли…» Эффект этих рукописных строк в их невыдуманности, документальности, ведь в подобных «писаниях» всё фиксируется сиюминутно, словно бы на лету.

И руки порой до этих школьных «подручных энциклопедий» доходят. Хочется всё заново переосмыслить; композиционно выстроить всю череду мгновений, событий, фактов; сплести в единый словесный рисунок, отразить цельным текстом, запечатлеть на листе бумаги. При этом мечтаем придать материалам некую художественность, метафоричность, благозвучие, закрепив «полёт мысли», «вольные просторы своего воображения» вот так, в творчестве…
 Ах, школа, школа!.. Ах, память…


***

Сентябрь ТЕПЕРЬ я
Очень люблю:
Книжки, тетрадки
К школе куплю.
И как только выпадет снег,
Стану на лыжах
Я делать пробег.
Вечером сяду
Уроки учить.
Мне интересно
С учёбой дружить!
                (С. Виктор,8 класс, сборник "Сигнальные звоночки...")*

***

Литературный поиск – это класс!
Литературный поиск увлекает нас.
Литературный поиск – это жизнь.
 С "Литературным поиском» давайте все дружить!      
                (Л. Степан, ученик 6 класса, участник группы)