По ее следам

Олеся Менделевич
 
Женское начало сегодня забыто, утеряно с годами, развитием промышленной индустрии и компьютерной технологии. Очень немногие, счастливые женщины осознаны о своей силе, своих возможностях и способности влиять на то, что происходит в ее жизни и жизни тех, кто ее окружает.

Когда впервые я начала задумываться над этим вопросом, то поняла, что, в некотором роде меня воспитали как мужчину. И это значит: идти, бороться, отстаивать свое место в жизни, зарабатывать деньги. Так я делала долгое время, и женская сущность не была со мной, вернее, я о ней не подозревала. А ведь женщина – это радость, любовь, смех, нежность, творчество, духовность. Неиссякаемый источник силы. И эту силу ей дает сам Бог. Только, скажите, пожалуйста, откуда взяться этой радости, вдохновению, теплу, когда большинство из нас с 9:00 до 17:00 сидит в офисах самых разнообразных и вплотную общается со своим компьютером? Иногда, эти офисы очень даже шикарные, и в них имеются окна с изумительным видом. Это могут быть очень значительные и важные должности. Но суть дела не меняет. Место остается офисом, и количество работы, которая даже неизвестно кому, в конечном счете принесет успех, но, скорее всего, не вам, не иссякает.

И что уж там греха таить, нам не очень нравится протирать кресло на скучной работе и заполнять таблицы, писать доклады и прочее. На помощь приходят сигареты, кофе, сплетни и болтовня по телефону с родственниками и подружками о том, как несчастна эта жизнь. Открою секрет: от вышеперечисленных «вспомогательных» средств, жизнь счастливее не становится. Жизнь становится счастливее, когда мы берем ответственность за все в ней происходящее, и начинаем его менять.

Женщина, которая несчастлива в душе, не может сделать счастливой свою семью. Но все это время, что она несчастна, глубоко внутри слышится голос. Голос легкий и тихий как дуновение ветерка. Он напоминает о себе шепотом и головной болью: одна из распространенных болезней современного общества, наряду с болью в спине, плечах и ногах. Голос зовет нас за собой, за нашим предназначением. За тем, что мы выбрали для себя перед тем как пришли на эту землю. И если мы прислушаемся к нему, то придем к своему счастью. К любви.

И, быть может, мы захотим уйти из офиса и начнем делать то, что нам нравится по-настоящему.

Женщина, наполненная энергией, в легкости способна переменить мир, потому что ей на помощь приходят высшие силы. Ее способности повышаются, и она начинает создавать.

И так приятно встретиться с одной из них. Рана Абу Фреха, прекрасная женщина, арабского происхождения, создательница документального фильма «По ее следам». В фильме идет рассказ о семье, одной из многих, которая может быть вашей и моей. Продолжительная болезнь матери Раны, ставшая связующей нитью между членами семьи. Открытый диалог, позволяющий двигаться дальше, а не застаиваться в одном и том же месте поколение за поколением.

Фильм Раны получил приз Иерусалимского Фестиваля 2017 года за лучшую сценировку, и вызвал реакцию как в израильском, так и арабском обществе. Равнодушным не остался никто, и это вполне естественно: Израиль – страна противоречий и конфликтов. С одной стороны, религия, с другой демократия. «Путь искусства – это внутренний путь, поделилась директор фильма, она же постановщик и режиссер. – Для меня это возвращение к маленькой девочке внутри, разговор с ней и открытие себя заново».

«Это кино для меня – расставание с мамой, окончательное приятие ее смерти. Взросление. Когда мы только начали редактировать отснятое, и пришло осознание того, что: да, это будет фильм, во мне возникло сильное желание, чтобы мама была рядом со мной, увидела, как мы работаем над материалом, высказала свою точку зрения. Но ее не было, и постепенно я поняла, что теперь мой черед занять мое место, продолжить ее дорогу первопроходца. (Мама Раны мусульманка, вопреки всем традициям, наставлениям и законам, вышла замуж по любви, чем вызвала отторжение собственной семьи. Семья ее мужа – бедуина, также не восприняла данный брак). Спустя пять лет после рождения Раны, семья переехала из бедуинской Тель-Шевы в израильское поселение Омер. 30 лет назад событие революционного характера. Разделение очень четкое, и не позволяет никакого смешения между этническими группами. Ненависть к арабам слишком сильна. А сегодня, несмотря на то, что мы работаем вместе, учимся вместе, живем в одних и тех же местах, изменилось ли что-то в нашем подходе?

Сегодня в мире аватаров и высоких технологий, в мире постмодернизма, мы все еще закрываемся от взглядов и мнений других людей. Мы все еще желаем обособиться в нашем узком понимании мира, где китайцы должны жить в Китае, а русские в России, а Израиль, конечно, только для евреев. В фильме очень хорошо просматривается это отчуждение, когда родные усопшей пытаются выяснить, где проводить похороны. Реакция местных властей сводится к тому, что нет возможности быть похороненным в Омере, если ты не израильтянин. В конечном счете, похороны происходят в селении на севере страны, откуда мама Раны родом.

Кино для героини моей статьи, своего рода психоанализ, которому она также следовала во время работы над фильмом. «Ты встречаешь страхи, открываешь новое для себя, а затем преодолеваешь и идешь дальше».

Я люблю встречать женщин как Рана, и мне хочется верить, что их немало, и с каждым днем становится все больше и больше. Женщин сильных в своем предназначении, своей дороге. Женщин любящих и любимых, радостных, светлых, нежных, теплых. Женщин, которые возвращаются к себе, следуют выбранному пути, и слушают голос, который ведет их к счастью.