***

Андрей Словохотов 2
Андрей, если Вы считаете, что я знаю каждого чёрного копателя, то Вы мне ошибочно льстите.)))) Но я понимаю и разделяю Ваш порыв хоть как-то бороться с этим бедствием. Правда, я занимаю в этом вопросе особую позицию. Я исхожу из того, что в природе вообще не существует ничего "чёрного", как и "белого". ДА, есть люди, наносящие археологии непоправимый вред своими раскопками по следам работы с металлоискателями. Но в отличие от многих коллег, все проклятия в адрес этих копателей я считаю интеллигенстским визгом, столь же пустым по сути, как и результат этого бессильного самовыражения. Надо понимать природу этого явления, на мой взгляяд. Что многое в этом построено на интересе людей к прошлому. Да, порочному, да разрушительному. Но ведь вред от этих "счастливчиков", он во многом происходит от того, что специалисты археологи в нашей огромной стране - это жалкие десятки профессионалов, которые просто под час лишены возможности терпеливо и культурно объяснять суть того, чем они заняты в деле сохранения общего культурного наследия. Что толку сетовать на размах движения копателей в академических журналах, издающихся в нашей стране более, чем гомеопатическими тиражами? Какое просветительство возможно в стране, где надежды и чаяния археологов достучаться до власть придержащих, похожи на компании по подготовке терактов (все эти бесконечные и малоэффективные сборы подписей под петициями, судьба которых в коридорах власти настолько темна и непредсказуема, что её даже не назвать подковровой вознёй в кабинетах бюрократов. Извините, если ошарашиваю Вас своими оценками явления, но я предпочитаю реализм. И всегда, где только могу, разговариваю по-человечески с такими копателями, напоминая им о совести и грехе вандализма. Не могу назвать себя удачным и решительным бойцом с этим явлением, но несколько щупов, отобранных у "счастливчиков" есть на моём личном счету. Как есть и несколько людей, общение с которыми, насколько я заю, помогло им одуматься и не совершать непоправимых ошибок в своих страстях и интересах к прошлому нашей общей страны.